search
main
0

Просто серый? Такой цвет учителю не к лицу

Нитка жемчуга. Минимум косметики. Костюм в английском стиле… Это первое впечатление. В следующее мгновение – сильное рукопожатие, несколько фраз и пара новых штрихов к образу: хорошая речь, уверенный голос… Через два часа общения еще наброски к портрету: не терпит серости и равнодушия ни в профессии, ни в людях. Из тех, кто не боится начинать с нуля и отвечать за результат. И явный лидер с детства. Эту черту характера даже ученики «считывают»: «Она следит за дисциплиной», «Делает нашу прогимназию самой лучшей», «Много трудится», «Кто такой наш директор? Это как Путин в России».Четвероклассники, что отвечали на вопрос про директора, в московской прогимназии №1779 самые старшие. Для первачков они как взрослые. И даже не по возрасту, а потому что действительно многое умеют и знают. Собственно, ради этой идеи, чтобы в отдельном здании учились и развивались только ребята начальной школы, Зинаида Сергеевна Строчкова и начинала пять лет назад отстраивать заново этажи, рекреации и классы. Не в буквальном смысле – стены-то были, но по сути: концепцию прогимназии директор и ее команда создавали с нуля.

К​абинет Зинаиды Сергеевны в прогимназии, как генштаб, где планируется настоящее и будущее.  В 2007 году здесь определяли главные принципы жизни прогимназии – индивидуализация, эффективный старт для каждого ребенка, открытая и насыщенная образовательная среда. Потом каждый следующий учебный год добавлял новые задачи.- Зинаида Сергеевна, как все-таки вам удалось реализовать такой проект – прогимназия в отдельном здании? Многие директора хотели бы создать особое пространство для начальной школы, но в условиях столичного дефицита помещений  это труднорешаемая задача…- Наверное, так сложились обстоятельства. Десять лет я была директором вполне успешной 297-й московской школы в Свиблове. 1250 детей, в параллели 10-х и 11-х – по три класса. В школе на старшей ступени было организовано профильное обучение: гуманитарное и естественно-научное. Эти профили поддерживались сотрудничеством с ВГИКом и РУДН. Рядом в Свиблове находилась малокомплектная школа. В точно таком же здании, только количество учеников там недотягивало до трехсот. Директора часто менялись, образовательные результаты родителей не устраивали. И в округе приняли решение о расформировании этой  школы. Тогда ведь объединять школы было не принято. И потому ее переименовали в прогимназию №1779. А реализовывать концепцию новой начальной школы было доверено мне. Я к тому времени успела поработать на всех школьных уровнях – сначала педагогом, потом 10 лет завучем и еще 10 лет директором. И хорошо понимала, откуда растут все проблемы старшей школы и как именно надо выстраивать процесс обучения в начальном звене. В то время 297-я школа тесно сотрудничала с томской школой «Эврика-Развитие», где директор – Людмила Михайловна Долгова. Эта школа  одна из ведущих в инновационной образовательной сети Института проблем образовательной политики «Эврика» Александра Изотовича Адамского. В июне 2007 года в творческом партнерстве моих коллег и Людмилы Михайловны Долговой и определились ключевые направления создания нашей прогимназии. Мы решили, что она должна стать эффективным стартом для подростковой и старшей многопрофильной школы. На наш взгляд, основа образования в начальной школе – это формирование учебной деятельности, а главный вектор развития личности ребенка – ответственность, самостоятельность, инициатива. Для меня принципиально, что наша прогимназия – это школа равных возможностей для всех. Мы не отбираем детей, и в течение 4 лет каждый ребенок получает индивидуальную траекторию развития, каждый находит себя в той деятельности, которая очень насыщенно организована в прогимназии. У нас ведь очень много мест так называемого пробного действия, где ребенок может себя попробовать и проявить. И не только на уроках и переменах, но и после них – в кружках и секциях, в группах продленного дня. Мы создаем возможность выбора. Кроме учебного плана в прогимназии есть развивающие курсы гуманитарного, математического, естественно-научного направления. И эта линия выстроена от первого до четвертого класса. Жизнь в прогимназии творческим вихрем закручивает и детей, и родителей, и, конечно, педагогов. Можно участвовать в самых разных проектах – общешкольных, классных, индивидуальных. Дети в итоге приобретают важнейшие личностные и метапредметные компетенции – умение общаться, систематизировать информацию, оценивать свою работу, ставить цели и достигать их. И конечно, каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.Постоянное широко направленное развитие – вот что важно в начальной школе. Тут закладывается фундамент для последующего образования детей. Я уже сказала, что прежде всего мы развиваем в наших учениках инициативу, самостоятельность и ответственность. От этой концепции мы не отступали на протяжении пяти лет, наоборот, нанизывали на эту основу дополнительные учебные и внеучебные направления, которые могут способствовать формированию этих качеств. Когда в 2009 году эти идеи оказались ведущими и в новых федеральных государственных образовательных стандартах, мы поняли, что выбрали правильный путь. Концептуальные основы строения прогимназии подтвердили свою эффективность. Поэтому педколлективу было легко принять идеологию нового стандарта начальной школы: критериальное оценивание, использование предметной и ИКТ-насыщенной среды, тьюторское сопровождение учеников в индивидуальной образовательной траектории, проектирование учебных задач. Новый стандарт стал естественным продолжением деятельности педагогического коллектива. Прогимназия вошла в пилотный проект «Компетентностный подход в формировании образовательной среды в начальной школе» под руководством Алексея Львовича Семенова и Елены Игоревны Булин-Соколовой. Наши педагоги апробировали замечательный учебник «Математика и информатика» под редакцией Семенова и Рудченко, в основу которого заложен принцип компетентностного подхода в освоении математики. Прогимназия стала стажировочной площадкой для обучения учителей начальных классов округа. В течение последних лет учителя прогимназии транслируют опыт внедрения ФГОС, являются тьюторами Московского института открытого образования по обучению учителей начальных классов.- Все, о чем вы говорите, требует от учителя высокого профессионализма и постоянного саморазвития. Как вы определяете, готов ли педагог не только учить, но и учиться сам? Как вы формировали свою команду?- Рядом с ребенком должна быть развивающаяся личность. Я не терплю в человеке, а особенно в учителе, серость. Серая личность ни мне, ни детям не интересна. Только человек, способный зажигаться сам, имеющий культурный пласт и гражданскую жизненную позицию, разовьет ребенка. А если учитель застыл и заснул, он забьет детей, как гвозди в доску. Сделает всех одинаковыми. Поэтому  моя задача – увидеть личность учителя и создать комфортную среду профессионального развития. Обучаем педагог или нет? Вот что мне важно. Чем больше мы познаем, тем больше не знаем. И тем интереснее учиться. В этой парадигме и работает моя команда. – Давайте поговорим о родителях. Они больше сторонние наблюдатели или помощники?- Они люди, заинтересованные в качестве образования. Поэтому точно не равнодушны ко всему, что происходит в прогимназии. Многие родители привозят детей из других районов города. Значит, они  выбрали именно нас и хотят такого образования и развития своим детям, какое мы предлагаем. Причем у них нет необходимости выбора учителя, потому что все педагоги работают в одной идеологии – идеологии развития,  по одним и тем же программам. Отдали ребенка в нашу прогимназию? Доверьтесь профессионалам, способности каждого ребенка учитель заметит и будет вести его из класса в класс в индивидуальной траектории развития.И конечно, родители очень активны в управляющем совете прогимназии. Он у нас существует с момента ее создания. Кроме того, родители в прогимназии реально контролируют качество образования. В декабре мы проводим рубежный контроль, в мае – итоговый. И родители приходят на контрольные работы, а потом совместно с учителями проверяют всю параллель, участвуют в анализе, какие компетенции у ребенка сформированы, а какие – нет. Такая открытость с нашей стороны поддерживается огромным доверием к учителю и администрации прогимназии. Родители уверены, что их дети получат то качество образования, которое предъявляет стандарт нового поколения.- Зинаида Сергеевна, сейчас в Москве тенденция объединять школы и создавать комплексы.  В этом процессе многих директоров возмущают скорость, всеохватность и необоснованность. Ваша прогимназия в округе считается одной из лучших инновационных площадок. Вы были бы готовы к объединению?- В сентябре уже прошла реорганизация нашего учреждения, к прогимназии был присоединен детский сад. И теперь мы можем осуществить свою программу преемственности дошкольного и начального общего образования. Кроме того, наш управляющий совет в течение трех лет обращался в управление образованием с просьбой дать возможность продолжить нашу концепцию на уровне основной и старшей школы. Поэтому к созданию комплекса мы готовы. Но создавать такой комплекс мы хотели бы сами, как пять лет назад придумывали стратегию развития прогимназии. Для нас неприемлемо объединение, которое поглотит и разрушит идеологию развития прогимназии. Наше предложение заключается в том, чтобы дети, которые придут в подростковую школу, а потом на старшую ступень  в школу многопрофильную с базисом нашей прогимназии, имели бы возможность продолжить образование в той же идеологии. К сожалению, сегодня с нашим мнением мало кто считается. Школы объединяют сугубо по территориальному признаку, а не по концептуальным основаниям. И прогимназия в таком комплексе может быть просто поглощена. Когда мы высказали предложение, чтобы близлежащие школы собрались и представили идеологию и перспективы своего развития, никто не захотел нас слушать. Так и сказали: «Наше дело – деньги слить!»А наше дело совсем другого порядка. И итоги пятилетней работы коллектива видят и чиновники, и родители, и учителя. Мы создали образовательную среду, которая дает результативность. У нас профессиональный педколлектив, который работает творчески и, что очень важно, готов и дальше развиваться. С 15 декабря начнется запись в первые классы. Мы планировали, что их будет четыре, но уже сейчас ясно – классов будет не меньше пяти. А значит, родители нам доверяют, нас выбирают. И хотят двигаться с нами по всем ступеням – от начальной до старшей школы. Вот к такому развитию мы готовы.Досье «УГ»Зинаида Сергеевна Строчкова, директор государственного бюджетного образовательного учреждения прогимназии №1779 Северо-Восточного окружного управления образования Департамента образования города Москвы.По характеру  лидер: староста класса, комсорг школы, член райкома комсомола. В седьмом классе в рукописи был прочитан «Раковый корпус» Солженицына. Любовь к литературе и языку переросла в п рофессию. Русскую филологию в Кубанском госуниверситете выбрала не без влияния классного руководителя,  учителя русского языка и литературы Валентины Григорьевны Цветковой.Развитие школы всегда рассматривала в параллели с наукой. Разработала концепцию развития московской средней общеобразовательной  школы №297 и московской прогимназии №1779, где также под ее руководством были апробированы и внедрены безотметочная система обучения, в основе которой критериальное оценивание, программа профессионального развития кадров, образовательный стандарт нового поколения.Зинаида Сергеевна Строчкова награждена отраслевыми наградами: знаками «Отличник народного просвещения» (1993), «Почетный работник общего образования Российской Федерации» (2001), государственными наградами: почетным званием «Заслуженный учитель Российской Федерации» (Указ Президента РФ от 26 марта 2005 года), медалью «В память 850-летия Москвы» (1997).   Занесена в биографическую энциклопедия «Учителя Москвы, внесшие весомый вклад в становление и развитие столичного образования» (Москва, 2007 год).Из публичного доклада Зинаиды Строчковой«Все, что мы делаем, мы делаем для тех, кого любим сильнее всего, – для наших детей. Уверена, что именно из успехов детей складывается наше будущее. Их будущее будет лучше нашего настоящего».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте