search
main
0

Просто песню допеть…

Российским военным принадлежат значительные заслуги в развитии отечественной музыкальной культуры. Прежде всего можно вспомнить, что наряду с «Пушкиным русской музыки» Михаилом Ивановичем Глинкой в становление русской музыкальной классики большой вклад внес его современник – гусарский офицер Александр Александрович Алябьев (1787 – 1851 гг.). Участник Отечественной войны 1812 г., неоднократно раненый, награжденный за боевые заслуги несколькими орденами, он вошел в мировую и отечественную музыку, прежде всего как автор знаменитого романса «Соловей», который до сих пор является вершиной вокального исполнительства. Среди сочинений Александра Алябьева – оперы («Буря», «Волшебная ночь», «Рыбак и русалка» и другие произведения), балеты, камерно-инструментальная, а также театральная музыка. Он одним из первых положил на музыку стихи Александра Сергеевича Пушкина, а также Василия Андреевича Жуковского, Антона Антоновича Дельвига, Николая Михайловича Языкова.

Во второй половине XIX века в Петербурге сформировалось содружество русских композиторов, получившее название «Могучая кучка». В числе «великолепной пятерки», совершившей переворот в развитии не только отечественного, но и мирового классического музыкального искусства, трое были профессиональными офицерами.

Среди них Цезарь Антонович Кюи (1835 – 1918 гг.) – профессиональный военный инженер, крупнейший специалист своего времени в области фортификации, автор целого ряда научных статей и учебников, профессор Военно-инженерной академии, инженер-генерал (это звание соответствует современному генерал-полковнику). Он преподавал фортификацию во всех военных учебных заведениях Петербурга, был личным учителем этой дисциплины всех великих князей, в том числе и последнего царевича Алексея. На свои средства Цезарь Кюи создал «подготовительный инженерный пансионат» (частный кадетский корпус), в котором преподавал вместе с женой.

Одновременно Цезарь Антонович Кюи стал одним из создателей и руководителей «Могучей кучки». Он помог становлению таких композиторов, как Николай Андреевич Римский-Корсаков, Модест Петрович Мусоргский и Александр Парфенович Бородин. Цезарь Кюи создал 15 опер (в том числе 5 детских), написал более 200 романсов и камерных сочинений. Деятельность самого Кюи во многом способствовала реализации его пророчества о том, что «русские композиторы встанут во главе музыкального прогресса, и музыка от нас получит свое обновление и начнет новую эпоху».

Младший товарищ Цезаря Кюи по «Могучей кучке», слава русской музыки, один из наиболее исполняемых композиторов – Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908 гг.). Профессиональный морской офицер, он по окончании Петербургского морского корпуса совершил трехгодичное кругосветное плавание на фрегате «Алмаз». Практически все 15 написанных им опер (эпические, сказочные, историко-бытовые) исполняются и сегодня. В их числе – «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста», «Золотой петушок». Им создано 4 симфонии, симфоническая картина «Шехеразада», большое количество камерных сочинений и романсов. Он был мастером инструментовки, новатором гармонии.

Римскому-Корсакову наше музыкальное искусство обязано тем, что военно-оркестровая служба России – одна из ведущих в мире. С 1873 по 1884 г. Николай Андреевич Римский-Корсаков был Инспектором военно-музыкантских хоров морского ведомства (сегодня эта должность – начальник военно-оркестровой службы Военно-Морского Флота России). Он принципиально изменил саму природу и служебную деятельность военных оркестров.

В школе гвардейских прапорщиков получил профессиональное военное образование один из величайших композиторов России, родоначальник основных направлений музыкального искусства ХХ века Модест Петрович Мусоргский (1839-1881 гг.). Его музыкальный талант, проявившийся уже в шестилетнем возрасте, расцвел в годы обучения в школе прапорщиков.

Позже, познакомившись с коллективом «Могучей кучки» и став ее членом, он оставил военную службу и посвятил себя музыке. Мусоргским написаны великие оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», фортепианный цикл «Картинки с выставки», изумительные вокальные циклы «Детская», «Без солнца», «Песни и пляски смерти», симфоническая картина «Ночь на Лысой горе», большое количество песен и романсов.

Один из величайших композиторов XIX – XX веков, пианист Александр Николаевич Скрябин (1872 – 1915 гг.) свои первые музыкальные знания получил в Кадетском корпусе. Смелый новатор, он с помощью своей системы выразительных средств воплотил в музыке идеи и образы предреволюционного времени, создал 3 симфонии, 10 фортепьянных сонат, «Поэму экстаза», «Прометей», другие поэмы, прелюдии, этюды для фортепиано и т.д.

В послереволюционное время традиции, заложенные великими предками, развивали в армии прежде всего профессиональные военно-художественные творческие коллективы – военные оркестры и ансамбли песни и пляски. В первую очередь следует отметить двух основоположников военно-музыкального искусства страны в советский период – генерал-майоров Семена Александровича Чернецкого (1881 – 1950 гг.), первого начальника Военно-оркестровой службы СА и ВМФ и Александра Васильевича Александрова (1883 – 1946 гг.), основателя и руководителя Ансамбля песни и пляски Советской Армии, впоследствии названного его именем.

Генерал-майор Чернецкий был талантливым композитором и дирижером, родоначальником советского военного марша («Марш танкистов», «Марш гвардейцев-минометчиков», марш «Парад»), ряда произведений для воинских ритуалов («Красная заря»), прекрасным организатором и педагогом.

Александр Васильевич Александров был профессором Московской Государственной консерватории, композитором, автором множества песен, в том числе «Священной войны» и Государственного Гимна СССР (1943 – 1991 гг.).

«Из Москвы и Сталинграда,/ Курска и Орла/ песня шла с бойцами рядом/ и вперед звала!…» – Семен Александрович Чернецкий и Александр Васильевич Александров стали создателями единственных в мире профессиональных музыкальных военно-учебных заведений – Военно-дирижерского факультета (1935 г.) и Военно-музыкальных школ (1937 г., сегодня – Московское Военно-музыкальное училище).

О военных музыкантах есть песня, в которой говорится о роли военных музыкантов и военной музыки в жизни армии: «Дирижеры военные, капельмейстеры бравые, / с давних лет служба в армии стала вашей судьбой! / В Измаиле с Суворовым и с Петром под Полтавою / шла военная музыка на парады и в бой!»

Следует отметить и такое относительно новое художественно-творческое музыкально-литературное явление, как авторская (самодеятельная) песня. Интересно, что демократичность и доступность этого жанра активизирует обращение к художественному творчеству не профессионалов-музыкантов или литераторов, а выпускников военных училищ и солдат. Из их среды выделяются наиболее талантливые, чьи песни сегодня изданы, звучат с экранов телевизоров и по радио, пользуются популярностью в войсках и в стране в целом. Это полковник Михаил Михайлов, подполковник Василий Денисов, старший сержант запаса Сергей Кузнецов и многие другие.

Среди таких военнослужащих особо можно выделить автора-исполнителя полковника Михаила Калинкина, который последние несколько лет представляет военную тему в авторской песне. Он стал ведущим армейской площадки и лауреатом первого Московского фестиваля авторской песни в Коломенском, лауреатом Всероссийского фестиваля под Самарой (Грушенский фестиваль) в 2002 г. Кроме этого полковник Михаил Калинкин – постоянный участник «Антологии военной песни России», которая уже несколько лет прокладывает путь армейской авторской песне. Недавно у полковника Михаила Калинкина вышел новый альбом. В него вошли песни, написанные им в ходе «военно-бардовских операций» последних лет – цикл песен о танкистах, о российских пилотах с посвящениями героям России летчикам-испытателям Сергею Мельникову и Игорю Вотинцеву. Это песни о пехоте, о спецназе – их работе в Афгане и Чечне и непростых судьбах нынешних защитников России.

Многие из авторов-исполнителей песен в погонах стремятся показать работу военного изнутри – из кабины морского истребителя, из люка танка. Они пытаются дать почувствовать, как выглядит мир через сетку прицела снайпера, вступившего в смертельный поединок с противником. Как повествует песня Михаила Калинкина: «И никогда не надо жалеть/ И грустными словами корить./ А просто эту песню допеть/ А после – посидеть, покурить».

На снимках: А.А. Алябьев, Ц.А. Кюи, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.Н. Скрябин.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте