search
main
0

Просто о важном

Формирование нравственных ценностей начинается со школьной скамьи

В государственной политике в сфере воспитания в настоящее время происходят титанические сдвиги. В первую очередь в механизмах и инструментах формирования базовых ценностей в детско-подростковой среде. Это и единые рабочие программы воспитания, и календарные планы воспитательной работы, и внедрение практики использования геральдических символов в уклад школьной жизни, и введение в школах ставок советников по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями, и система классных часов «Разговоры о важном», и создание в школах центров детских инициатив. Размышляя об этом, я вспоминаю прошедший учебный год, такой динамичный и насыщенный.

 

Когда в 2021 году в Ленинградской области началась реализация регионального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации (Ленинградская область)» национального проекта «Образование», наша школа №5 уже была готова к новациям, в 2020 году в числе шести школ Ленинградской области мы приняли участие во всероссийской апробации примерной программы воспитания, разработанной Институтом стратегии развития образования РАО, а затем разработали свою программу. В модули программы гармонично вписались наши традиции, коллективные творческие дела, спортивные праздники, волонтерская деятельность, школьный военно-морской музей и школьные СМИ.

В 2021‑2022 учебном году мы анализировали полученный опыт разработки и внедрения школьных программных документов в сфере воспитания. Итоги реализации программы воспитания и календарного плана воспитательной работы были подведены на педагогическом совете. Мы убедились, что при разработке и реализации программ воспитания и планов необходимо соблюдать принцип разумной достаточности. Важно не количество воспитательных мероприятий, а их содержание, качество, направленность как на формирование базовых ценностей, так и на конкретные возникающие ситуации, профилактику негативных проявлений и, безусловно, неформальный подход к их организации.

В 2022 году мы начали работу по введению в уклад школьной жизни традиций подъема и спуска государственного флага Российской Федерации, исполнения государственного гимна. Использование в обучении и воспитании обучающихся государственных символов Российской Федерации является важнейшим элементом приобщения к российским духовно-нравственным ценностям, культуре и исторической памяти.

Это отнюдь не новшество для наших школьников, ведь все общешкольные линейки, посвященные важным историческим датам, торжественные мероприятия традиционно начинаются с исполнения государственного гимна Российской Федерации. Эта работа продолжается и в период каникул: в летнем оздоровительном лагере утро начинается с церемонии поднятия флага.

Необходимо, чтобы государственные символы Российской Федерации воспринимались подростками как ценность, имели личностное значение для восприятия собственной принадлежности к государству и обществу. А значит, очень важно, чтобы эта работа проводилась грамотно и деликатно, без авторитарного давления педагога и с глубоким внутренним принятием.

Сейчас вместе с детьми и педагогами мы изу­чаем и осваиваем стандарт церемонии поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации (ведь это гордость за свою страну!), разрабатываем критерии, по которым обучающиеся могут быть удостоены права принять участие в церемонии (это большая честь!).

В 2023 году наша школа в числе 282 школ Ленинградской области будет оснащена полным комплектом государственной символики: на территории школы появятся девятиметровый флагшток с государственным флагом Российской Федерации и государственный герб России. Это дополнительно поможет сделать неотъемлемым для уклада школьной жизни ритуал подъема и спуска флага нашей страны, включить его в содержание процесса обучения и воспитания.

Второе полугодие прошедшего учебного года поставило перед системой образования в целом, а значит, и перед педагогами нашей школы непростую задачу – оказание помощи детям (а порой и самим педагогам) в получении проверенного информационного контента, который поможет им разобраться в происходящих общественно-политических событиях в контексте проведения специальной военной операции. Для этого мы использовали все ресурсы школы: школьный военно-морской музей, школьную газету «Пятая ступенька», библиотеку, школьное телевидение «5+ТВ», информационный центр, школьный сайт. К проведению активностей привлекались представители муниципального Совета ветеранов, Семейного информационного центра, родительская общественность, специалисты районного Комитета по культуре, спорту и молодежной политике.

Наши ребята активно принимали участие в федеральных, региональных, школьных образовательно-просветительских мероприятиях. В рамках всероссийских открытых уроков «Крымская весна. Мы вместе!» и «Русская весна» в школьном военно-морском музее прошли экскурсии, посвященные годовщине воссоединения Крыма с Россией, как и в ходе уроков истории и обществознания «Братство славянских народов», выставка «Без срока давности. Суды истории».

По инициативе Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области для обучающихся 1‑11‑х классов были проведены уроки Доброты, цель которых воспитание доброты, отзывчивости и сопереживания (эмпатии) у школьников.

Наши учащиеся стали участниками просмотров и обсуждений фильмов в рамках Всероссийского проекта «Киноуроки в школах России». Это фильмы с участием школьников и для школьников о дружбе и вражде, благородстве и бесчестии, мужестве и трусости и т. д.

В продолжение этой важной работы с сентября нового учебного года школа включается в реализацию Всероссийского проекта Мин­просвещения России «Разговоры о важном», направленного на формирование базовых нравственных ценностей обучающихся. Это цикл классных часов для обучающихся всех параллелей, которые будут проходить еженедельно по понедельникам. Темы классных часов затрагивают самые разнообразные аспекты жизни человека: дети, родители, семья, любовь, дружба, здоровье, природа, экология, общество, экономика, политика. Первый классный час должен состояться уже 5 сентября 2022 года. Поэтому так важно, чтобы классные руководители, которые будут проводить эти уроки, были готовы к серьезным и доверительным разговорам со своими подопечными, к их непростым вопросам и рассуждениям. Минпросвещения РФ подготовлен цикл обучающих трансляций «Классный марафон», и педагоги школы уже включились в процесс подготовки к реализации этого проекта.

Грядущий учебный год не обещает нам быть простым. Но верится, что перемены и подвижки в сфере организации воспитания в школах страны найдут отклик в сердцах всех педагогов и родителей, будут полезны и эффективны, сделают нас и наших детей счастливее, а нашу страну – более сильной и единой.

 

Тамара СМИРНОВА, заместитель директора по воспитательной работе школы №5

Кингисепп

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте