search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Срываемся на детях: чем опасен родительский крик Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн
0

Просто о сложном предложении Развивающее обучение в классе коррекции

Работая учителем русского языка в классах коррекции, я пришла к выводу, что, используя развивающие приемы обучения, можно не только активизировать познавательную деятельность учеников, но и сделать урок более живым, разнообразным, даже веселым (при всей сложности изучаемого материала), сэкономить значительное количество времени на различных этапах урока, повысить мотивацию, подать материал в форме, доступной даже самым слабым ученикам.

Тема: “Сложноподчиненные предложения (СПП) с придаточными времени”. 9-й коррекционный класс.
Цели:
Формировать умения:
1) распознавать придаточные предложения времени, отличать их от других придаточных, определять их место в СПП; знать способы связи придаточных времени с главными;
2) правильно ставить знаки препинания;
3) производить синонимическую замену СПП с придаточным времени;
4) правильно употреблять в речи данные виды предложений.
Активизировать познавательную деятельность детей, стимулировать и развивать мыслительные процессы.
Организационный момент. Этап “включения” в урок
Этот этап особенно важен в коррекционных классах, где обучаются дети, с трудом включающиеся в работу в начале каждого урока. Их отличают медленная “врабатываемость”, трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
Если учитель потратит до 3-4 минут “драгоценного” времени на организацию детей и их мотивацию, в последующем внимание школьников будет более устойчивым.
Можно использовать некоторые формулы, заимствованные из практики аутотренинга, которые помогают овладеть приемами самоконтроля, создают положительный настрой на урок, позволяют снять излишнюю возбудимость и нервозность одних детей и активизировать других, заторможенных.
Приводим некоторые формулировки. (Они произносятся медленно, четко, с улыбкой, с паузами между фразами – для осмысления).
“Я рада вас видеть. Вы очень хорошие, умные ребята. Сегодня хороший день, светит солнце. Мы спокойны. На душе у нас легко и весело. Мы внимательно слушаем и понимаем все слова учителя. Нам легко и весело сегодня на уроке. Все получат сегодня хорошие отметки…
Сегодня мы изучаем новую тему. Она очень простая, вы все поймете…”
Следует иметь в виду, что учитель не должен употреблять при этом слова “трудно”, “сложно” – это на уровне подсознания ставит барьер между учителем и учеником. Отрицательную же частицу НЕ наше подсознание отбрасывает, не воспринимает.
Актуализация знаний
Предъявляемые детям репродуктивные задания позволяют ученикам быстро включиться в активную познавательную деятельность, актуализировать ранее приобретенные базовые знания.
Приводимые ниже виды работ развивают также быстроту реакции, непроизвольное внимание, формируют умение слушать и понимать учителя, быть независимым от мнения других.
Задание 1. Цифровой диктант (игра “Блеф-клуб”).
Дается установка: “Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру “1” в тетради, если нет – “0”. Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках”.
Итак, я утверждаю:
1) Синтаксис – греческое слово, которое означает “составление”, “построение”. (Да)
2) Предложения бывают простые, сложные и составные. (Нет)
3) Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным. (Да)
4) Простые предложения, входящие в состав сложного, всегда отделяются друг от друга запятыми. (Нет)
Итоговый ответ: 1010.
Задание 2. Заполните “слепую” схему N 1 (на обороте доски).

Это задание развивает умение систематизировать, обобщать материал, делать самостоятельные выводы.
Помня о необходимости развития монологической речи детей, можно дополнить задание: “Прочтите слепую схему. Расскажите о строении сложных предложений”.
Задание 3. “Слепая” схема
N 2.
Придаточные предложения бывают:

Вопросы классу:
Верно ли, что тип придаточного предложения в СПП мы определяем только по вопросу, который можно поставить от главного предложения к придаточному?
А какие придаточные обстоятельственные мы уже знаем? Что мы изучали на прошлом уроке? (Придаточные места).
Задание 4. Игра “О, счастливчик”.
Установка: в каждом блоке выберите правильный вариант/варианты ответа (по аналогии с телеигрой; считаем “призы”, но выбывающих нет, каждый получает шанс заработать очки).
1. Сложные предложения бывают:
а) союзные;
б) бессоюзные;
в) сложносочинительные;
г) сложноподчинительные;
д) сложноподчиненные.
2. СПП состоят:
а) только из придаточных предложений;
б) из 2 независимых предложений;
в) из главного и придаточного или из главного и нескольких придаточных.
3. Придаточное может стоять:
а) только после главного;
б) только перед главным;
в) перед главным, в середине главного и после главного предложения.
4. Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы:
а) какой?
б) кто? что? кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем?
в) где? когда? откуда? зачем? почему? и др.
5. Придаточные места присоединяются к главному при помощи союзов и союзных слов:
а) кто, что, потому что, который;
б) где, куда, откуда.
Задание 5. Числовой диктант.
(Ученики работают с предложениями из домашнего задания).
а) Количество простых предложений в сложном умножьте на количество запятых в нем же:
Небо было пурпурное, теплое и ласковое и манило туда, где оно касалось краем зелени лугов.
(2 ∙ 2 = 4)
б) К количеству предложений в СПП прибавьте количество слов в союзе, которым придаточное присоединяется к главному:
Моя бабушка не играла в детстве в компьютерные игры, потому что компьютер вошел в нашу жизнь совсем недавно.
(2 + 2 = 4)
Объяснение нового материала.
Тема урока записана на доске. В скобках вопросы, которые можно поставить к придаточным времени. Кто-то из учеников первым замечает “досадную ошибку” – лишние вопросы (где? куда?). Исправляем.
Обращаем внимание на запись в центре доски:
Выйдя из лесу, мы сразу увидели дорогу.
Как только мы… сразу увидели дорогу.
Анализируем.
– Верно ли, что слева на доске предложение простое? Докажите.
– Чем оно осложнено?
– Преобразуйте обстоятельство времени в придаточное времени.
– Докажите, что в сложном предложении одно простое главное, а другое – зависимое, придаточное.
– Можно ли их поменять местами?
– Какой союз присоединяет придаточное к главному? Можно ли его заменить другими, синонимичными союзами? (В таблицу выписываются союзы когда, едва, пока, как только, в то время как и др.).
– Начертите схему образованного предложения.
Задание по аналогии.
Преобразуйте простые предложения в сложноподчиненные:
Читая книги, старайтесь задумываться над поступками героев, давайте им оценку.
Сделав уроки, я сразу пошел гулять.
Выводы о придаточных времени, их месте в СПП, о возможности синонимической замены придаточного времени обстоятельством времени (деепричастным оборотом) ученики делают самостоятельно.
Первичное применение усвоенных знаний
Задание 1. Конструирование предложений.
1. Перед каждым учеником на парте лист с заданием:
Из двух простых предложений составьте сложное с придаточными времени:
1. Я учился в школе. Брат работал на заводе.
2. Кончился дождь. Все стихло, как будто замерло.
3. Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.
Задание 2. Нахождение соответствий.
Соедините стрелками придаточные предложения с главными. Определите вид придаточных:

Запишите в тетради только СПП с придаточными времени и составьте их схемы.
Задание 3. Схематический диктант “Кто быстрее?”
Ученики записывают только схемы предложений – первые три на доске (кто быстрее? кто без ошибки?), остальные в тетради.
а) Когда наступила ночь, пришлось вернуться домой.
б) Как солнышко пригреет, красна ягодка добреет.
в) Нежные почки набухают на деревьях, как только в лесу сойдет снег.
г) После того как мы пообедали, мы пошли гулять.
Дополнительное задание (без повтора предложения).
Количество слов в подчинительном союзе последнего предложения умножьте на число букв подлежащего в главном предложении (3 ∙ 2 = 6). (Задание вынуждает припомнить произнесенное ранее предложение и вспомнить о том, что запятая не ставится внутри составного союза).
д) В той части дома, где жили родители, было всегда тихо и прохладно.
Данный вид работы проходит обычно быстро и весело, если внести в него элемент соревнования: ребята “на старте” готовятся выбежать к доске и первыми начертить правильную схему. Кроме того, игровые моменты снимают напряженное ожидание “вызовут – не вызовут” или, напротив, отстраненность, скуку и повышают продуктивность урока.
Осуществление обратной связи
Самостоятельная работа по карточкам. (Дифференцированные задания по выбору учеников). Диагностика.
Даются задания 3 уровней сложности.
1-й уровень: расставьте запятые, начертите схемы предложений.
2-й уровень: сконструируйте из 2 простых предложений сложное, начертите схемы.
3-й уровень: дополните простые предложения придаточными. Преобразуйте предложения и т.п.
При недостатке времени все задания выполняются на самой карточке.
Рефлексия и подведение итогов урока
Вопросы классу:
– Что нового мы узнали сегодня на уроке?
– Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
– Что особенно понравилось?
Выставление оценок за работу на уроке
Оценка выставляется суммарная по результатам работы в течение всего урока. Можно во время урока использовать поощрительные карточки (яркие полоски пластика, картона), получаемые за каждый верный (удачный) ответ.
Мотивация на выполнение домашнего задания
(С обязательной и дополнительной частью).
Задания необходимо прокомментировать, обсудить способы выполнения.

Ольга ЭХИНА,
учитель русского языка школы-лаборатории N 196
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте