Работая учителем русского языка в классах коррекции, я пришла к выводу, что, используя развивающие приемы обучения, можно не только активизировать познавательную деятельность учеников, но и сделать урок более живым, разнообразным, даже веселым (при всей сложности изучаемого материала), сэкономить значительное количество времени на различных этапах урока, повысить мотивацию, подать материал в форме, доступной даже самым слабым ученикам.
Тема: “Сложноподчиненные предложения (СПП) с придаточными времени”. 9-й коррекционный класс.
Цели:
Формировать умения:
1) распознавать придаточные предложения времени, отличать их от других придаточных, определять их место в СПП; знать способы связи придаточных времени с главными;
2) правильно ставить знаки препинания;
3) производить синонимическую замену СПП с придаточным времени;
4) правильно употреблять в речи данные виды предложений.
Активизировать познавательную деятельность детей, стимулировать и развивать мыслительные процессы.
Организационный момент. Этап “включения” в урок
Этот этап особенно важен в коррекционных классах, где обучаются дети, с трудом включающиеся в работу в начале каждого урока. Их отличают медленная “врабатываемость”, трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
Если учитель потратит до 3-4 минут “драгоценного” времени на организацию детей и их мотивацию, в последующем внимание школьников будет более устойчивым.
Можно использовать некоторые формулы, заимствованные из практики аутотренинга, которые помогают овладеть приемами самоконтроля, создают положительный настрой на урок, позволяют снять излишнюю возбудимость и нервозность одних детей и активизировать других, заторможенных.
Приводим некоторые формулировки. (Они произносятся медленно, четко, с улыбкой, с паузами между фразами – для осмысления).
“Я рада вас видеть. Вы очень хорошие, умные ребята. Сегодня хороший день, светит солнце. Мы спокойны. На душе у нас легко и весело. Мы внимательно слушаем и понимаем все слова учителя. Нам легко и весело сегодня на уроке. Все получат сегодня хорошие отметки…
Сегодня мы изучаем новую тему. Она очень простая, вы все поймете…”
Следует иметь в виду, что учитель не должен употреблять при этом слова “трудно”, “сложно” – это на уровне подсознания ставит барьер между учителем и учеником. Отрицательную же частицу НЕ наше подсознание отбрасывает, не воспринимает.
Актуализация знаний
Предъявляемые детям репродуктивные задания позволяют ученикам быстро включиться в активную познавательную деятельность, актуализировать ранее приобретенные базовые знания.
Приводимые ниже виды работ развивают также быстроту реакции, непроизвольное внимание, формируют умение слушать и понимать учителя, быть независимым от мнения других.
Задание 1. Цифровой диктант (игра “Блеф-клуб”).
Дается установка: “Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру “1” в тетради, если нет – “0”. Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках”.
Итак, я утверждаю:
1) Синтаксис – греческое слово, которое означает “составление”, “построение”. (Да)
2) Предложения бывают простые, сложные и составные. (Нет)
3) Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным. (Да)
4) Простые предложения, входящие в состав сложного, всегда отделяются друг от друга запятыми. (Нет)
Итоговый ответ: 1010.
Задание 2. Заполните “слепую” схему N 1 (на обороте доски).
Это задание развивает умение систематизировать, обобщать материал, делать самостоятельные выводы.
Помня о необходимости развития монологической речи детей, можно дополнить задание: “Прочтите слепую схему. Расскажите о строении сложных предложений”.
Задание 3. “Слепая” схема
N 2.
Придаточные предложения бывают:
Вопросы классу:
Верно ли, что тип придаточного предложения в СПП мы определяем только по вопросу, который можно поставить от главного предложения к придаточному?
А какие придаточные обстоятельственные мы уже знаем? Что мы изучали на прошлом уроке? (Придаточные места).
Задание 4. Игра “О, счастливчик”.
Установка: в каждом блоке выберите правильный вариант/варианты ответа (по аналогии с телеигрой; считаем “призы”, но выбывающих нет, каждый получает шанс заработать очки).
1. Сложные предложения бывают:
а) союзные;
б) бессоюзные;
в) сложносочинительные;
г) сложноподчинительные;
д) сложноподчиненные.
2. СПП состоят:
а) только из придаточных предложений;
б) из 2 независимых предложений;
в) из главного и придаточного или из главного и нескольких придаточных.
3. Придаточное может стоять:
а) только после главного;
б) только перед главным;
в) перед главным, в середине главного и после главного предложения.
4. Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы:
а) какой?
б) кто? что? кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем?
в) где? когда? откуда? зачем? почему? и др.
5. Придаточные места присоединяются к главному при помощи союзов и союзных слов:
а) кто, что, потому что, который;
б) где, куда, откуда.
Задание 5. Числовой диктант.
(Ученики работают с предложениями из домашнего задания).
а) Количество простых предложений в сложном умножьте на количество запятых в нем же:
Небо было пурпурное, теплое и ласковое и манило туда, где оно касалось краем зелени лугов.
(2 ∙ 2 = 4)
б) К количеству предложений в СПП прибавьте количество слов в союзе, которым придаточное присоединяется к главному:
Моя бабушка не играла в детстве в компьютерные игры, потому что компьютер вошел в нашу жизнь совсем недавно.
(2 + 2 = 4)
Объяснение нового материала.
Тема урока записана на доске. В скобках вопросы, которые можно поставить к придаточным времени. Кто-то из учеников первым замечает “досадную ошибку” – лишние вопросы (где? куда?). Исправляем.
Обращаем внимание на запись в центре доски:
Выйдя из лесу, мы сразу увидели дорогу.
Как только мы… сразу увидели дорогу.
Анализируем.
– Верно ли, что слева на доске предложение простое? Докажите.
– Чем оно осложнено?
– Преобразуйте обстоятельство времени в придаточное времени.
– Докажите, что в сложном предложении одно простое главное, а другое – зависимое, придаточное.
– Можно ли их поменять местами?
– Какой союз присоединяет придаточное к главному? Можно ли его заменить другими, синонимичными союзами? (В таблицу выписываются союзы когда, едва, пока, как только, в то время как и др.).
– Начертите схему образованного предложения.
Задание по аналогии.
Преобразуйте простые предложения в сложноподчиненные:
Читая книги, старайтесь задумываться над поступками героев, давайте им оценку.
Сделав уроки, я сразу пошел гулять.
Выводы о придаточных времени, их месте в СПП, о возможности синонимической замены придаточного времени обстоятельством времени (деепричастным оборотом) ученики делают самостоятельно.
Первичное применение усвоенных знаний
Задание 1. Конструирование предложений.
1. Перед каждым учеником на парте лист с заданием:
Из двух простых предложений составьте сложное с придаточными времени:
1. Я учился в школе. Брат работал на заводе.
2. Кончился дождь. Все стихло, как будто замерло.
3. Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.
Задание 2. Нахождение соответствий.
Соедините стрелками придаточные предложения с главными. Определите вид придаточных:
Запишите в тетради только СПП с придаточными времени и составьте их схемы.
Задание 3. Схематический диктант “Кто быстрее?”
Ученики записывают только схемы предложений – первые три на доске (кто быстрее? кто без ошибки?), остальные в тетради.
а) Когда наступила ночь, пришлось вернуться домой.
б) Как солнышко пригреет, красна ягодка добреет.
в) Нежные почки набухают на деревьях, как только в лесу сойдет снег.
г) После того как мы пообедали, мы пошли гулять.
Дополнительное задание (без повтора предложения).
Количество слов в подчинительном союзе последнего предложения умножьте на число букв подлежащего в главном предложении (3 ∙ 2 = 6). (Задание вынуждает припомнить произнесенное ранее предложение и вспомнить о том, что запятая не ставится внутри составного союза).
д) В той части дома, где жили родители, было всегда тихо и прохладно.
Данный вид работы проходит обычно быстро и весело, если внести в него элемент соревнования: ребята “на старте” готовятся выбежать к доске и первыми начертить правильную схему. Кроме того, игровые моменты снимают напряженное ожидание “вызовут – не вызовут” или, напротив, отстраненность, скуку и повышают продуктивность урока.
Осуществление обратной связи
Самостоятельная работа по карточкам. (Дифференцированные задания по выбору учеников). Диагностика.
Даются задания 3 уровней сложности.
1-й уровень: расставьте запятые, начертите схемы предложений.
2-й уровень: сконструируйте из 2 простых предложений сложное, начертите схемы.
3-й уровень: дополните простые предложения придаточными. Преобразуйте предложения и т.п.
При недостатке времени все задания выполняются на самой карточке.
Рефлексия и подведение итогов урока
Вопросы классу:
– Что нового мы узнали сегодня на уроке?
– Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
– Что особенно понравилось?
Выставление оценок за работу на уроке
Оценка выставляется суммарная по результатам работы в течение всего урока. Можно во время урока использовать поощрительные карточки (яркие полоски пластика, картона), получаемые за каждый верный (удачный) ответ.
Мотивация на выполнение домашнего задания
(С обязательной и дополнительной частью).
Задания необходимо прокомментировать, обсудить способы выполнения.
Ольга ЭХИНА,
учитель русского языка школы-лаборатории N 196
Москва
Комментарии