search
main
0

Просто о сложном: как сформировать у ребенка первые представления о математике

​Каждый современный родитель стремится дать своему ребенку все самое лучшее. Но иногда в этой гонке бывает сложно правильно расставить приоритеты и выделить главное.

При занятиях математикой целью может стать как красивое написание цифр в прописях и решение примеров в столбик, так и умение думать и логически рассуждать, делать предположения и проверять их. Наверняка каждому родителю хочется стремиться ко второму варианту развития событий. Но, учитывая основные методологические принципы, начать стоит с простого, постепенно продвигаясь к сложному. В данном случае  с узнавания цифр от 1 до 9 и понимания самой сути идеи количества.Математика зачастую вызывает наибольшие затруднения у детей, поэтому наша задача – сделать ее на первых порах максимально наглядной, такой, которую можно «пощупать» руками, а не представлять себе что-то в уме. Ведь, если разобраться, математика плотно вплетена в нашу жизнь, и мы неоднократно сталкиваемся с ней даже в течение дня. Это кнопки лифта в строго определенном порядке, уличный термометр, красивая симметричная снежинка. Это все она – математика. К большому сожалению, предметом гордости многих родителей становится ребенок, безукоризненно выучивший «считалку»: «Один, два, три…» Иногда считалка бывает невероятно длинной и кончается далеко за пределами первого десятка! Кстати, здесь стоит отдельное внимание заострить на том, что цифры «раз» не существует, а переучить ребенка считать правильно бывает очень трудно.  Важно помнить, что любой материал с ребятами необходимо регулярно повторять. Чем нагляднее и интереснее будет этот процесс, тем большие плоды он сможет принести.Еще пару слов о памяти, в частности слуховой. Вопрос вам: какая буква в русском алфавите стоит перед буквой «у»? Каким способом вы начали решать эту задачу? Вероятнее всего, вы постарались воспроизвести алфавит не с начала, а с середины. У многих детей примерно такая же история и с представлением о числовом ряде. Они назовут нам цифру, идущую после 7, только после того как проговорят: «Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь!» А если попросить их отсчитать в обратном порядке, от 9 до 6? Примерно ясен механизм, как они будут это делать. Согласитесь, это не очень рационально. Соответственно было бы правильно научить их свободно ориентироваться на числовом ряду, чтобы это не доставляло им каких-либо неудобств.Это пример письменного задания из книги «Необычная математика. Тетрадь логических заданий для детей 5-6 лет» на восстановление числового ряда. Обращаю ваше внимание, что червяки изогнуты в разные стороны. Это сделано для того, чтобы уйти от «глобального» чтения. Важно сформировать представление о том, что в числовой прямой ничего не изменится, если она поменяет свою привычную форму. За цифрой «5» как следовала «6», так и будет следовать.Но это пример письменного задания. Как мы все прекрасно понимаем, у нас не всегда есть возможность сесть за стол и вдумчиво выписывать цифры. Важно помнить и про ведущую деятельность для этого возраста – игровую – и стараться преподносить материал в этом увлекательном формате. Хороший пример игры, направленной на запоминание числового ряда, – «Гараж». Ребенку можно предложить «запарковать» его любимые машинки, на которые предварительно приклеены цифры, на парковочные места, им соответствующие. Парковку можно нарисовать на простом листе бумаги.Другой замечательный инструмент для развития пространственного мышления – счетные палочки. Они могут помочь решить многие задачи. Очень часто специалисты сталкиваются с тем, что выполнить задание ребенку не позволяют проблемы с мелкой моторикой. Например, всем нам хорошо известное сравнение множеств. Начать можно с того, что на ковре с помощью двух счетных палочек выкладывать «рот голодного крокодила», открытый в сторону большего количества «еды». Игра также не требует большой предварительной подготовки и подходит для детей, не вполне овладевших графическими навыками.Кроме того что математические задания такого плана не требуют трудоемкой и затратной по времени подготовки со стороны взрослого, они имеют еще одно неоспоримое преимущество. Они не воспринимаются детьми как скучное и неинтересное занятие по математике, для них это игра. А как известно, играют все дети с огромным удовольствием!Учитесь, играйте, развивайтесь вместе со своим ребенком, совместная деятельность принесет огромное удовольствие и радость совместного времяпрепровождения вам и вашему малышу!Александра КОРАБЛИНА, педагог-психолог территориального отделения «Зеленоградское» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте