Кто он, ребенок с особенностями развития? Кто он, учитель, который работает с таким ребенком или детьми? Да это целый мир! Мир необычный, наполненный своими явлениями, успехами, звездами. Узнать чуть больше об этом, заглянуть в него поможет тот, кто знаком с этим мирозданием, – это наши педагоги, участники проекта «Ресурсная школа».
Каждодневный кропотливый труд учителя, наставника значим победами учеников. Но не все победы можно измерить грамотами, сертификатами, кубками. Для некоторых побед мерилом станет верно написанное слово, точно выполненная последовательность действий. Как учителю выстроить свою работу так, чтобы таких побед стало как можно больше?
Наставничество – важное направление работы в образовательной организации. Для успешной работы с особенными детьми требуются высокий уровень подготовки, творческий потенциал и постоянное самообразование.
В этом году наша школа стала участником проекта «Ресурсная школа». Это важная и ответственная задача. В условиях инклюзивного образования не только молодые учителя и специалисты, но и педагоги с большим опытом работы часто сталкиваются с проблемой обучения детей с особенностями развития. Реализуя практику наставничества, мы проводим большое количество мероприятий: это и семинары, и консультации для учителей и специалистов, и практические занятия, открытые уроки и другие формы взаимодействия.
В чем же возникают трудности и какие алгоритмы решения могут быть задействованы? Представим знакомую всем нам ситуацию.
Первое сентября! Ребенок с особенностями развития зачислен в класс общеобразовательной школы – это волнительное событие не только для родителей, но и для педагогов. Как взаимодействовать с ребенком, как выстроить индивидуальный образовательный маршрут, на какие особенности ребенка необходимо обратить внимание в первую очередь и как выстроить систему коррекционной помощи? Эти, да и многие другие вопросы требуют ответа, и часто именно с такими вопросами ко мне как к куратору проекта обращаются учителя и специалисты.
Давайте рассмотрим ситуацию на конкретном примере: к нам обратился учитель одной из школ с жалобой на плохое поведение ребенка на уроках. Мальчик с расстройством аутистического спектра был зачислен в первый класс общеобразовательной школы по программе 8.1. На уроках ребенок отказывался выполнять задания вместе с классом, проявлял нежелательные формы поведения: мог ходить по классу во время урока, издавать разные звуки. В то же время на индивидуальных занятиях мальчик успешно справлялся с программой и демонстрировал достаточный уровень знаний и навыков.
Запрос учителя при первом обращении был о возможности перевода ребенка на другую форму обучения либо на пересмотр программы обучения.
Данная ситуация, которая может возникнуть в любом классе, как правило, имеет неблагоприятное развитие событий. Между учителем и родителями возникает конфликт. Ввиду отсутствия помощи извне понять настоящие причины поведения ребенка и подобрать эффективные методы коррекции довольно непростая задача. Разбирая данное обращение, анализируя поведение ребенка в различных формах взаимодействия и действия учителя, мы пришли к выводу, что причина нежелательного поведения ребенка, затрудняющего его обучение совместно с классом, оказалась в том, что он испытывал значительные сенсорные перегрузки, находясь на уроке. Как только данная проблема была устранена – ребенку были рекомендованы шумоподавляющие наушники, составлен цикл упражнений для сенсорной разгрузки, – существенно снизилась частота нежелательного поведения, и ребенок смог продолжить обучение в классе. В данной ситуации фактор наставничества оказал положительное влияние на благоприятное разрешение ситуации.
Разрабатывая план работы «Ресурсной школы», мы старались организовать цикл мероприятий таким образом, чтобы каждый педагог мог в полной мере составить для себя представление как о специфике детей с различными особенностями развития, так и о методах практической работы в том или ином направлении.
Еще один важный аспект в работе с детьми с особенностями развития – это соблюдение принципа преемственности методов и подходов в работе. И именно в этой сфере просто необходим куратор, наставник, который может не только помочь определить оптимальный алгоритм работы с ребенком, но и построить эффективное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.
В школу каждый год приходят молодые учителя и специалисты. Это хороший показатель. И очень важно вовремя и профессионально оказать всю необходимую поддержку и помощь, чтобы человек не только оставался в нашей профессии, но и стремился к саморазвитию, к поиску новых решений и методов. Роль наставника очень велика в процессе становления учителя и специалиста, особенно работающего в такой непростой области, как обучение и воспитание детей с особенностями развития.
Мы ждем учителей, специалистов и родителей и готовы оказать любую информационную, консультативную и методическую поддержку.
Елена РЯБОВА, педагог школы №2127
Комментарии