search
main
0

Просто кошмар,

Просто кошмар,

или Классная нянька

Классный руководитель – разновидность многоликой учительской доли. Профессия, научиться которой нельзя ни в одном вузе. Кто же он? Руководитель класса или просто очень хороший человек? Я попросила ответить на этот вопрос учеников, учителей, родителей и руководителей школы.

Мнение детей:

Учитель, близкий по духу ученикам, т.е. понимающий их проблемы, но в то же время контролирующий и организующий их, несущий за них ответственность. Ядро класса.

Свой человек. К нему можно прийти поплакаться, и он тебя поймет и поможет. Он, как мама. Начиная с того, что посмотрит, в шапке ты или нет, до грозного: “Ну-ка не кури!”

Слово “классный” имеет два значения. Хороший, крутой. А второе – человек, который любит детей.

Классным руководителем может стать не каждый учитель. Нужно быть очень терпеливым, отличным психологом: знать, как к кому подойти. Должен возникнуть мостик понимания и взаимоуважения. Когда человек закончит школу и будет вспоминать ее, то первая ассоциация со словом “школа” – классный руководитель.

Мнение завуча:

Должен быть не классный руководитель, а классная дама, как в прежние времена. Человек, занимающийся только своим классом, только воспитанием. И никаких уроков, конспектов и отметок.

Сами учителя – классные руководители – смотрят на свой труд и с нежностью, и с иронией:

Это няня, мама, врач, массовик-затейник – все, что окружает ребенка. Больше всего – мама. Идеальный классный руководитель тот, кто живет со своим классом, у которого ничего, кроме этого, нет. Либо у него нет семьи вообще, либо он сумел совместить работу и жизнь класса.

Классный руководитель – это кошмар. А если серьезно, это отличный стимул: чтобы работать с классом, надо в первую очередь работать над собой.

Родители возлагают на классного руководителя свои надежды:

Это человек духовно богатый, высоко интеллектуальный, добрый, красивый и внешне, и внутренне, надежный и преданный. В младших классах – это нянька, заботливая и внимательная. В старших – единомышленник. Наверное, это сверхчеловек.

Это только несколько высказываний. Мы приглашаем вас к разговору о классном руководителе. Кого дети любят, к кому тянутся, кому доверяют? Почему у одних учителей это получается, а другие махнули на все рукой? Как быть в сложных ситуациях? Как общаться с родителями? И еще бескрайнее множество вопросов, ответить на которые можно всем вместе.

Ирина ГРИГОРЬЕВА

NB!

Мы ждем ваших писем и звонков по телефону 298-81-45 по вторникам с 13.00 до 18.0

Пришел, увидел и…

Пришел, увидел и…

Театр – прекрасная возможность для классного руководителя лучше понять своих детей

Театр – это прекрасная возможность для классного руководителя, да и для родителей сблизиться с детьми, лучше их понять и достичь взаимопонимания. Многие школьные библиотекари отмечают, что после посещения театра читательские интересы школьников активизируются и возрастает спрос на литературу, хотя бы косвенно связанную со спектаклем. А учителя-словесники говорят, что театр помогает ребятам анализировать то или иное произведение.

Hо чаще всего приходится сталкиваться с другим: от классного руководителя требуют определенного количества мероприятий, и он выбирает самое, на его взгляд, легкое – поход в театр. Приходилось ли вам слышать категорический отказ театрального администратора, узнавшего, что вы хотели бы приобрести билеты для класса? Театры стали бояться школьников, точно зная, что их присутствие в зрительном зале обеспечит срыв спектакля. Почему? Видимо, дети, оказавшись в театре той же толпой, что и в школе, не могут перестроиться на другой уровень общения. Недавно в театре “Царицыно” мне пришлось наблюдать такую картину. Идет спектакль “Недоросль” по пьесе Д.Фонвизина. Режиссеру Александру Бордукову удалось невероятное: классическую комедию XVIII века с ее однозначными характерами и монологами-нотациями превратить в увлекательнейшее зрелище, яркое, праздничное и энергичное. Зал забит школьниками – гул почти не прекращается. Неужели им неинтересно? Почему они себя так ведут?

В театр пришло видеопоколение: смотрю – пью пиво – комментирую. Эти мальчики и девочки безошибочно определяют вид оружия в боевиках и детективах, но не умеют смотреть и воспринимать искусство, не могут позволить себе роскоши сопереживания и сострадания. Внезапно зал затих, услышав со сцены: “Имей сердце, имей душу”. Вот тогда понимаешь: не дети виноваты в своей непролазной глухоте к искусству, а их родители и учителя, причем учителя, пожалуй, даже в большей степени. Ведь именно они устроили этот культпоход в театр, поставив плюсик или галочку в свой план воспитательной работы. Смешно в очередной раз повторять, что любое посещение театра необходимо тщательно готовить. Лень, нехватка времени, нежелание заставляют идти кратчайшим и простейшим путем. Но такова участь классного руководителя – не работать, а “пахать” в поте лица во имя и во благо.

Конечно, было бы просто идеально посмотреть спектакль сперва самому. Но если это очень сложно, можно ограничиться сбором информации о театре, спектакле, режиссере и актерах. Чаще всего ребят ведут на программные произведения: “Недоросль”, “Ревизор”, “Горе от ума”, “Вишневый сад” и т.д. Но иногда знакомство с театром лучше начинать пусть даже не с программного, зато с яркого и запоминающегося спектакля. Например, ребята из московской 1250-й школы просто влюбились в “Сатирикон” после музыкального шоу “Багдадский вор” и уже сами стремились посмотреть все остальные спектакли.

Второй шаг – подготовить и настроить ребят, рассказав им об истории и репертуаре этого театра, режиссере спектакля и актерах, играющих в нем, театральной судьбе пьесы, культуре и исторической обстановке, изображенной в ней. Но даже после такой беседы еще нельзя ехать в театр. Для того чтобы восприятие ребят было более точным и глубоким, можно дать им задания. Например:

– обратить внимание на декорации, костюмы, музыку, световое оформление;

– обратить внимание на какую-либо деталь;

– обратить внимание на трактовку роли или всей пьесы;

– проследить за реализацией режиссерского и авторского замысла;

– исследовать характер героя;

– сравнить с другими постановками и т.д.

Но даже и это еще не все. Хорошо бы познакомить ребят с театральным словарем (буфет, а не столовая; фойе, а не коридор; кресла, а не сиденья; а еще – партер, бельэтаж, амфитеатр, кулисы, оркестровая яма, рампа, авансцена и др.). Живой интерес, особенно у младших школьников, вызывает игра “Мы пришли в театр”, где юные зрители проигрывают все “опасные” моменты, связанные с культурой поведения в транспорте и в театре. Но главное – создать атмосферу праздника, а не очередного обязательного мероприятия.

И вот вы наконец-то в театре. Просмотр спектакля обычно сопровождается бурной эмоциональной реакцией, причем чем зрители младше, тем она ярче. Ребятам необходимо сразу же поделиться своими впечатлениями, а бывает, что и вмешаться в ход событий. Так, например, они яростно пытались предупредить Петуха из спектакля “Сказки Маршака” о затаившейся за деревом Лисице, а Царевну из “Сказок Пушкина” – не есть отравленного яблочка. Именно в такие моменты ребята перестают быть просто зрителями и становятся “участниками” спектакля. Частенько уже во время антракта ребята начинают обсуждать увиденное. Важно поддержать в них это желание, подтолкнуть к работе их фантазию (“Как вы думаете, что произойдет дальше? Как поступят герои?”). Но возможно, что, несмотря на все ваши мучения и колоссальную подготовительную работу, ребята переговариваются, обсуждают увиденное, отвлекаются, и вам становится неуютно и стыдно. Причина может быть в том, как они сидят. В одном ряду? Да, нам так продают билеты: это удобно и кассиру (считать проще), и учителю (хлопот меньше). Попробуйте “разбросать” своих подопечных по всему залу, чтобы рядом не оказалось больше двух – трех ребят. Тогда они не будут чувствовать себя в театре так же, как в школе. Здесь не должно быть ощущения толпы – здесь все по-другому.

Закончился спектакль, в голове еще звучат переливы музыки, в душе расплескалась какая-то благодать. Не надо рушить это командой: “Скорее, нам далеко ехать”. Попробуйте задержаться в зале (15-20 минут вас все равно не спасут), посмотреть, как разбирают декорации, послушать тишину. Попробуйте хоть чуть-чуть поговорить о спектакле, о первых впечатлениях. А потом, уже в школе, вернуться к увиденному на обсуждении спектакля, уделяя внимание работе режиссера и актеров, композитора и художника. Обсуждение возможно не только в форме беседы, это может быть проигрывание отдельных сцен по памяти, викторины, сочинения-продолжение судьбы героев, воссоздание логики мысли, мотивов поведения персонажа. Можно выпустить газету, написать отзывы, устроить выставку рисунков по спектаклю, подготовить сценки-карикатуры “Как мы ходили в театр”. И, наконец, кульминация – встреча с артистами. К ней долго готовятся: придумывают вопросы, репетируют капустник, пекут пироги… Так в школьной жизни ребят появляется еще один праздник.

Ирина Климова

Если бы я был учителем

Как часто мы смотрим на наших учеников и размышляем: “Какими они нас себе представляют, что думают о нас?” Вот бы узнать… И вот совсем неожиданно, разбирая в кабинете завалы старых сочинений и рефератов, я наткнулась на работы своих нынешних учеников, написанные ими в 6-м классе. Педагог предложил им тему “Если бы я был учителем”. Читая эти детские размышления, мне вот о чем подумалось. Они говорят о том, какими должны быть учитель и классный руководитель, исходя из того, что видят и слышат, то есть из реальности. Так какие же мы? Потеряли контроль над собой, повысили голос – наши подопечные испуганно притихли. Результат понравился, и вот такой метод общения становится нормой. Не успевает по предмету? Забить его двойками – пусть сидит дома и учит. А еще можно выгнать из школы. Что ж, дети все замечают и делают выводы. Вот несколько отрывков из этих сочинений.

“Я думаю, что оценки не обязательны. Если ребенок не хочет учиться, не надо заваливать его двойками, проще перевести его в другую школу. А если он и там будет лениться, разбираться с ним должны родители. Садиться я бы разрешила кто с кем хочет и старалась бы, чтобы на моем уроке не было разговоров. Я бы никогда не унижала ученика перед классом, ведь никому не приятно, когда над ним смеются”.

Татьяна П.

“Я бы сделала в день 4-5 уроков, чтобы не перегружать школьников. Ходила бы со своим классом в походы, в парк, в лес, чтобы дети побольше дышали свежим воздухом и всегда были здоровы. Устраивала бы экскурсии в музеи, в другие города, для того чтобы молодое поколение могло побольше знать об истории своей страны”.

Анна К.

“Я понимаю, что учителем быть очень сложно, потому что есть непослушные ребята, которые делают все наоборот. Я думаю, что учителя – самые нужные России люди, потому что от них зависит наше будущее”.

Алеша А.

“Я бы не решала все за учеников: они должны иметь собственное мнение. А если бы я им чем-то не понравилась, я бы прислушалась к их мнению. Была бы строгой, но справедливой”.

Елена Е.

“Каждый учитель должен показать себя ученикам с лучшей стороны: всегда опрятно выглядеть, хорошо одеваться, чтобы ученики могли брать с него пример. Он не должен ругаться нехорошими словами, кричать и оскорблять учеников”.

Юлия З.

“Если бы я была классным руководителем, я бы старалась сделать детей добрыми и вежливыми. Я бы не лезла в их личную жизнь, но старалась бы им помочь”.

Екатерина К.

“Я считаю, что в выходные ребята вместе с классным руководителем могли бы ходить в театры и на выставки, в кино и в парк. Так класс становился бы дружнее. Школа обьединяет людей и делает их друзьями на всю жизнь. А учителя становятся самыми родными и близкими людьми”.

Наталья С.

Ирина Лебедева

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте