search
main
0

Просто игра. С помощью искусства взрослые дают детям импульс к творчеству

Первое впечатление с самого начала конференции – очень хорошая атмосфера и участники – неравнодушные, горящие, творческие. На мастер-классах сразу стало понятно, как много они знают хороших способов «запросить» человека и обратиться к нему. Я взяла себе на заметку немало интересных игр, упражнений и идей для собственных занятий с психологами и педагогами.

Во время конференции я принимала участие в тех секциях, где поднималась тема детского театра – как театра для детей, так и театра, где играют дети, а также в мастер-классах на тему режиссуры урока и открытых интегративных уроках. Отдельной крупинкой счастья был спектакль «Иваново сердце» Петра Зубарева.Когда присутствовала в разных аудиториях, то в каждой можно было говорить о том, что здесь есть возможности для развития тех предпосылок, которые обеспечивают в дальнейшем человеку хорошую соотнесенность с собой и с миром. Но тема одной из мотиваций иногда звучала ярче. Так, например, освоение пространства сцены и пространства собственного тела, чувство, что ты мыслишь движением – такие предпосылки утверждения «ДА – этому миру» можно было пережить во время работы Владимира Чикишева. Он просто гениально смог передать это понятие – «мыслить движением». Очевидно, что его опыт работы с детьми с ограниченными возможностями заставляет особенно чутко относиться ко всему, что связано с защитой, опорой. Он вызывал доверие каждым жестом. И все это было очень гармонично и спокойно, создавало иллюзию легкости исполнения (позже проверила – все не так просто).Тема обращения к ценностями звучала в спектакле «Иваново сердце». Петр Зубарев обращался к зрителю так, что невозможно было не откликнуться. Это было очень искренне, совместное переживание ценностей выглядело не как скучное «что такое хорошо…», а как бурный жизненный поток. Это было настоящее «ДА – жизни». Ходить в такой театр для детей – это одно из условий хорошей жизни ребенка в будущем. Он сможет отличить настоящее от эрзацев и проживать собственные ценности.То, что лежит в основе развития соотнесения с собой, – встреча – было лейтмотивом всей недели. Но особенно часто эта тема приходила в голову в школе «Класс-центр». Чувствовалось, как много внимания педагоги уделяют каждому ребенку. Справедливая оценка, уважительное внимание и признание ценности – было очевидно, что это установка, а не случайность или заготовка. Настоящее «ДА – Person». Именно такое отношение к ребенку являлось ядром и установкой всех тех педагогов, которые вели открытые уроки, независимо от методик. Может, нельзя по-другому работать по этим подходам? Хорошо, если бы такое отношение к ученику можно было передавать вместе с методическими материалами.А темы, связанные со смыслами, с переживанием включенности в общий контекст, особенно ярко возникли на мастер-классах у Вячеслава Букатова. Урок так построен, что, даже если тебе не интересно стихотворение, которое предлагает педагог, тебе будет интересно разбиваться на группы, искать ошибки или открытия. Каждый может найти свой смысл, напряженная работа, вовлеченность и активность детей – тому доказательство. Вот где было переживание «ДА – смыслу».Мне повезло – я была свидетелем того, как взрослые зажигают в детских душах огоньки, дают импульс к творчеству и созиданию. Так, через искусство, с помощью диалога прорастают в детях условия для исполненной экзистенции.Отдельная тема – роль театральной педагогики, она заключается в том, чтобы во все преподавание сознательно вносилось душевное переживание, чувства. Если ученику дается возможность овладеть феноменологическим методом, он смотрит на мир не через готовые теории, а через свой собственный опыт. Он учится воспринимать то, что чувствует, и выносить суждение. Этот процесс я наблюдала в группе двенадцатилетних детей, обсуждавших спектакль с Юлией Рыбаковой. Решали, например, каким же Орфей был на самом деле – как в мифе или как в спектакле? Кому-то был ближе герой сомневающийся, кому-то именно решительность Орфея казалась главной. Каждый был чем-то затронут и свой опыт облекал в слова как мог. Дети обнаруживали свою позицию, и основой для нее было их собственное чувство. Это было похоже на присутствие при рождении чего-то очень важного – того, что станет основой их сильного «я».Другая сторона феноменологической темы. Непростой путь созидания спектакля для малышей описал на своем мастер-классе Дамир Салимзянов. Путем проб и ошибок они создавали спектакль «Просто игра» для тех, кому от 3 до 6 лет, отказываясь от законов построения взрослых спектаклей. Полгода рождался спектакль, который «попадал» в эту аудиторию. Феноменологическая психология детства описывает жизненный мир ребенка определенного возраста и помогает построить с ним диалог на основе этого понимания. Работы по феноменологии дошкольного детства С.В.Кривцовой, В.К.Загвоздкина, Г.К.Нигметжановой могли бы послужить авторам спектакля навигатором. Здесь я вижу большие возможности для сотрудничества психологов, педагогов, режиссеров. И именно такая площадка для знакомства и обмена опытом, как эта конференция, – замечательная перспектива для всех, кто еще не оставляет стараний на ниве детского театра и образования.​Наталья БОНДАРЕНКО, экзистенциальный психолог, Федеральный институт развития образованияВ этом выпуске мы продолжаем рассказ о I Всероссийской конференции школьной театральной педагогики памяти Л.А.Сулержицкого (стр. 21, 22, 23). В феврале читайте продолжение темы. Дополнительные материалы также можно найти на сайте в рубрике «Театральная педагогика»: http://www.ug.ru/method_category/44.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте