search
main
0

Просто и доступно

Что такое технология STEM и зачем она нужна?

Каждый предмет в школе важен и дает учащимся полезные знания. Но зачастую программа не предусматривает пересечения смежных областей теоретических знаний и практических навыков. И здесь на помощь приходит STEM-образование.

Впервые аббревиатуру STEM еще в 90‑х годах прошлого века предложила американский бактериолог Рита Колвэлл. Расшифровывается она просто: Science, Technology, Engineering and Mathematics. В переводе – «естественные науки, технология, инженерное дело и математика».

В целом технологию STEM можно сравнить с оркестром. В этом случае ее составляющие – те самые наука, технология, инженерное дело и математика – будут отдельными инструментами. Сама же технология STEM выполняет функцию дирижера, помогающего инструментам звучать слаженно и дополнять друг друга.

На деле это означает, что все перечисленные области знаний задействуются учениками одновременно и используются для решения конкретной практической задачи, например, для проектирования и создания собственных изделий в столярной мастерской.

Сейчас на эту технологию стали обращать пристальное внимание и в России. По инициативе отдела сопровождения и реализации ФГОС Городского психолого-педагогического центра создана рабочая группа «STEM-технология в образовании обучающихся с ОВЗ». В нее вошли педагоги и психологи московских образовательных учреждений. Их задача – адаптировать основные принципы этой технологии для применения в российских условиях.

В школе №90 завершили разработку, внедрение и адаптацию небольшой части этой образовательной технологии в системе дополнительного образования – на кружке «Компьютерная грамотность с элементами STEM-технологии» для обучающихся с ОВЗ. Учащиеся сначала разработали трехмерную модель будущего изделия, а потом создали ее по этому чертежу.

– Во время разметки и изготовления изделий в столярной мастерской еще раз убедился, что знания по математике, информатике и по другим предметам очень нужны, – делится впечатлениями ученик девятого класса Никита.

Учитель математики отличник народного просвещения Елена Александровна Крестьянинова отмечает, что ученики стали проявлять больше интереса к предмету, когда увидели на занятиях в кружке и в столярной мастерской практическое применение своих знаний.

Татьяна Васильевна Шангина, отличник народного просвещения, заслуженный учитель Российской Федерации, учитель-методист, говорит, что STEM-технологии позволяют осуществлять иной подход к обучению с помощью простой и доступной визуализации научных явлений, которая позволяет легко охватить и получить знания на основе практики и более глубокого понимания процессов.

– В этом контексте информатика является той наукой, в которой аккумулированы различные направления академических дисциплин: естественные науки, технологии, инженерия и математика. Что касается учебного процесса, то уроки математики, профильного труда, информатики в школе для детей с ОВЗ по содержанию имеют много соприкосновений, так как ребенку с ОВЗ необходимо подать новое понятие в различных учебных ситуациях, что, несомненно, помогает при формировании базовых учебных действий обучающегося. Кроме того, STEM-технологии помогают почувствовать значимость своих знаний по информатике, математике и профильному труду, а также минимизировать игроманию у обучающихся, – объясняет Татьяна Васильевна.

На правах учителя технологии и руководителя кружка хотел бы поделиться и своими наблюдениями и выводами. Так, у STEM-технологий есть однозначные плюсы при обучении детей с ментальными нарушениями.

В частности, обычно на уроках профильного труда детям с ментальными нарушениями трудно представить будущее изделие в целом, имея двухмерный чертеж в трех проекциях и даже его аксонометрическое изображение. На занятиях кружка обучающиеся старших классов получают навыки создания трехмерных моделей заготовок и готовых изделий в сборе в программе PAINT 3D, используя знания по математике, черчению и рисованию. Это в свою очередь развивает умение составлять технологические карты, читать чертежи. У детей начинают формироваться элементы инженерного мышления.

Безусловно, у технологии есть и свои недостатки. К ним можно отнести, в частности, ухудшение физиологического состояния и здоровья учащегося из-за увеличения времени работы на компьютере. В погоне за всеобщей компьютеризацией нельзя забывать санитарные требования, особенно в работе с детьми с ментальными нарушениями. Кроме того, у детей может развиться компьютерная зависимость.

Низом МАХКАМОВ, учитель школы №90

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте