search
main
0

Прошло сто лет. «И прожить ее надо так…»

«Главное право каждого человека – самостоятельно определить свой путь. Отнимать это право, решать за него – насилие. Опасно загонять все разные судьбы в одну схему». «Универсальной формулы жизни не существует. Для каждого она своя. Каждый сам знает, какие ингредиенты нужно добавить в коктейль собственной жизни».

«В согласии с совестью и душой». «Главное – оставаться умной и человечной». «Жить, чтобы не краснеть от сделанного». «Жизнь нужно прожить по-хорошему». «Нужно прожить жизнь с достоинством». «Всегда везде нужно оставаться человеком». «Найти хорошую работу, вый­ти замуж за любимого человека, воспитать умных и добрых детей. И оставаться до конца достойным человеком».«Для того чтобы жить счастливо, нужно не только брать, но и отдавать». «Брать от жизни все и отдавать по максимуму». «Жить так, чтобы на мою могилу поставили хоть одну свечку в память обо мне и чтобы было кому поставить». «Остаться крупицей в песочных часах памяти человека».«Дело, которое вызывает только положительные эмоции». «Профессия должна приносить ощущение востребованности, ощущение того, что занимаешь свое место». «Ужасно ходить на работу и ненавидеть ее всем сердцем». «Страшно делать не то, для чего родился».Семь девочек и два мальчика, отвечая на вопрос «и прожить ее надо так…», в этом «так» видят прежде всего любовь.«Я пишу о том, что заставляет жить даже в самые темные времена, что дает нам силы. Ведь это так прекрасно, не так ли, когда можно идти, не оглядываясь, ибо чья-то крепкая фигура прикрывает тебя». «Прожить жизнь нужно так, чтобы помнить каждый взгляд, каждую улыбку той, которую любишь. Жить так, чтобы каждая секунда рядом с ней длилась годами. Запечатлеть каждую мелочь, связанную с ней. Помнить ее нежную улыбку, едва мелькнувшую на губах при виде маленького ребенка. Жить надо так, чтобы не понимать, что для тебя дороже: она или весь мир».Про разное другое:«В XXI веке не обсуждают, отдал ли ты свои силы борьбе за освобождение человечества или не отдал. В XXI веке говорят о том, думает ли Вася Пупкин о ком-то, кроме себя. Если да, то это уже немало».«Я на своей шкуре почувствовала, какова ценность жизни: я потеряла самого дорогого и близкого – свою маму. И эта потеря мне показала, что человек может покинуть этот мир в любой момент».«Я думаю, что жизнь надо прожить так, чтобы после тебя что-нибудь осталось. Совсем не обязательно строить социализм, как Корчагин. Это идеал. В наше время ценности и смысл жизни могут быть совершенно другими. Мне кажется, что любой нормальный человек, особенно мужчина, хочет создать семью, иметь детей, иметь крышу над головой и определенный капитал. Причем важен не только размер капитала, но и его правильное использование. Человек может иметь миллионы и спускать деньги в казино или на дорогие машины. А можно быть представителем среднего класса, но вкладывать деньги в строительство жилья, в образование детей и их счастливое детство. И такой человек оставит после себя очень и очень многое. Конечно, его не будут знать все, но он внесет огромный вклад в будущее своих детей и внуков. Да если собрать всех таких людей вместе, то их вклад в развитие страны будет очень велик».«Бывают и такие моменты жизни, когда вопрос «Почему меня мама родила?» всплывает из глубины со всем своим негативом, который накопился у меня на душе. От него частенько страдает моя мама. Мы ссоримся. А ведь я – это ее смысл жизни. Может, я ее и не понимаю, но этот вопрос еще будет всплывать, пока я не найду свой смысл жизни».И трижды появится на страницах сочинения Павел Корчагин, воспринятый как идеал. В двух работах как недостижимый сегодня, в одном – как пример для «юноши, обдумывающего житье» и сегодня.«Но не стоит забывать и таких людей, как Павел. Они все еще есть и стараются изменить весь мир к лучшему. Вот только в современной жизни у них почти нет шансов. В наше время очень многое зависит от денег и связей: и просто человек не может ничего изменить в глобальных масштабах. Так что нам остается смирить свои амбиции и стараться во благо более узкого круга людей, а точнее – своей семьи».«Я думаю, что если бы существовала сейчас некая всепоглощающая вера, я могла бы увлечься ею, юные сердца легко зажечь. Но такой идеи нет. Да и трудно теперь нашему народу снова во что-то поверить. Годы фальшивой веры, события девяностых сделали свое дело. Во мне живет и понятная склонность романтизировать все, в том числе и идеи, подвиги и т. д., но и доля скепсиса. Просто потому, что я вижу то, что происходит вокруг. И потому, наверное, что я родилась и выросла во время крушения идеалов и идей».«Наша цель может и должна быть только одной: не сломаться под этим гнетом, не дать поработить себя. Вокруг коррупция, продажность. В борьбе со всем этим злом – цель моей жизни. Жить нужно так, чтобы бороться и сопротивляться. Все силы отдать борьбе! Никогда не надо опускать руки. Потому я полностью согласен с тем смыслом жизни, который был у Павла Корчагина. Будущее за нами! Ради того, чтобы оно было светлым, стоит бороться».За сумятицей этих выписок из сочинений – сумятица самой той жизни. К тому же не стоит забывать и о том, что так точно было отмечено Блоком и о чем мы уже говорили: «порывам юных лет» свойственна «крайность мнений». Юношеский максимализм – нормальная и естественная для юности форма постижения мира. Ошибки, крайности, заблуждения – все это необходимые издержки умственного производства. Отсюда необходимость дискуссий, споров, участия и учителя в этих исканиях и спорах. И вместе с тем само это многоголосие и разномыслие отрадны. Есть время вопросов, и есть время ответов. Тогда было время вопросов. Сегодня экзамен утверждает единые для всех ответы. Они привязаны в конце пособий по подготовке к ЕГЭ по всем предметам. А между тем жизнь ставит все новые и новые вопросы.В девяностые годы, когда о роман Николая Островского вытирали ноги и презрительно отбрасывали его как «совковую» литературу, я вел уроки по роману в школе, потом напечатал в журнале «Литература в школе» две статьи о романе и включил в изданную в девяностых книгу «Время понимать» главу о «Как закалялась сталь». Жалею, что последние пятнадцать лет к роману на уроках не обращался.Но ведь вся суть в том, чтобы ясно понимать, во имя чего сегодня мы читаем роман «Как закалялась сталь».Вот читаю в «Литературной газете» (2004, №45) статью Анатолия Выборного: «В этом году мы отмечаем 110‑летие со дня рождения Николая Островского… После некоторого забвения, связанного скорее с изменением политической конъюнктуры, нежели литературных вкусов, интерес к роману возрождается. Это означает, что обществу вновь нужны настоящие герои, являющие собой пример мужества, чести и бескорыстия. Роман о Павле Корчагине потому не теряет своей актуальности, что его подлинная суть не в пропаганде революционного пафоса и самопожертвования во имя коммунистических идеалов. Это книга – гимн человеку, силе его духа, несгибаемой воле, позволяющей пройти через любые испытания, остаться самим собой и приносить пользу людям, преодолевая обстоятельства».Я убежден, что хирургическая операция по отделению мужества и бескорыстия Павла Корчагина от его революционного пафоса и коммунистических идеалов для него смертельна. Ибо его нет без этого пафоса и без этих идеалов.В 2014 году вышла монография Т.И.Андроновой «Слишком мало осталось жить…» Николай Островский. Биография». Эта книга раскрывает нам Николая Островского таким, каким мы его никогда не знали. Мы ведь выросли в убеждении, что Павел Корчагин – это автобиография Николая Островского. На самом деле это не так. Поразительно интересная книга.Но одним из эпиграфов к ней поставлены слова «Самое дорогое у человека – это жизнь. И прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Здесь поставлена точка. Но ведь это купированная цитата. Под приведенными как эпиграф словами могли бы подписаться и грибоедовский Молчалин, и гоголевский Чичиков, и бунинский Господин из Сан-Франциско. Да и вообще кто не согласится с такой формулой?У меня есть единственное издание романа «Как закалялась сталь», в котором к известному всем тексту приложены большие куски, вырезанные в подготовке первого издания романа к печати (кстати, номер журнала «Молодая гвардия» с первой публикацией романа у меня тоже есть). Там большая глава, в которой Корчагин выступает против НЭПа, и за это он был исключен из партии, в которой будет потом восстановлен. Возвращения буржуев он перенести не может, потому что Корчагин до кончиков ногтей антибуржуазен. Вспомните хотя бы, с какой ненавистью он относится к мешочникам. И увидеть его героем нашей рыночной жизни я лично не могу.Лучшая книга о романе Николая Островского «Как закалялась сталь» для меня книга Льва Аннинского. Автор хотел ее назвать «Обрученный с идеей». Это очень точно. Нет Павла Корчагина и Николая Островского без их идей и идеалов. И трагедия этого поколения в судьбе этих идей и идеалов. Еще раз повторю слова Твардовского: «Тут ни убавить ни прибавить. Так это было на земле».Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте