search
main
0

Прошло сто лет. «Что я расскажу своим детям и внукам о социализме»

Вместе с тем и в 1994, и в 1995 году несколько человек из этой группы написали о том, что «социализм – это отличная идея общественного строя», «как таковая идея социализма была верной», «социализм – это, безусловно, лучшая система», но «к власти пришли не те люди». Как же: «из грязи в князи», «но не для нас, не для России», «у нас в стране люди так и не поняли, что это такое, так его сильно испоганили руководители нашей страны». «Я думаю, что наше общество было ярким примером, как можно из чистой, но утопической идеи сделать фактически ругательное слово».19 человек (34%) в 1994 году и 38 человек (57%) в 1995‑м, взвесив все «за» и «против», от окончательного вывода отказались. Два человека написали, что они не могут ответить на поставленный вопрос, один из них при этом добавил, что вообще его внуков абсолютно не будет интересовать эта проблема.

«Оба моих деда – выходцы из чисто крестьянских семей. И если у одного из них семья находилась на грани бедности, то второй вышел из семьи зажиточного крестьянина. Родители моих дедушки и бабушки переселились в Сибирь по реформе Столыпина. Они получили землю и сумели себе обеспечить определенный достаток. Как рассказывал мне дед, его отец революцию принял, но вот коллективизацию принять ему было невыгодно. Больше всего меня поражают рассказы о том, как отрабатывали трудодни в колхозах, ничего не получая за работу. Второму моему деду революция открыла путь к учебе. Такой возможности он до революции, безусловно, не имел».«Надо сказать, что эта тема сразу меня озадачила, так как мое отношение к нашему социализму очень сложное и объемное, такое, что даже я сам не понимаю его до конца». «Однозначно о том, было ли время социализма лучше или хуже нашего времени, сказать нельзя, так как существуют как хорошие, так и плохие стороны этого строя». «Я считаю, что, несмотря на то что после распада СССР у нас появилось многое из того, о чем мы тогда и не мечтали, многие хорошие вещи из того времени мы утратили».«Я считаю, что теперь жить лучше. Я помню пустые прилавки в магазинах. Но все же осталась у меня какая-то ностальгическая грусть по тому времени. Никогда больше не будет парадов со стоящими на Мавзолее «дяденьками», красивыми флагами и флажками. Не будут больше произносить громких слов в честь Советского Союза. Когда в начальной школе мы только-только вместе с учительницей открывали для себя нашу страну, какой гордостью переполнялось мое сердце при мысли о том, что наша страна – это «пятнадцать республик, пятнадцать сестер»! Я твердо верила в то, что все наше, советское, – самое лучшее в мире. Еще и сейчас я люблю песни и кинофильмы тех лет. Они такие наивные, душевные и трогательные, что будущим поколениям будет их уже не понять. Я скучаю по тем временам, хотя сама не знаю, тоска ли это по ушедшему детству или по ушедшему социализму. Все-таки и по тому и по другому. Мое детство неразрывно в моей памяти, в моем ощущении с социализмом. Потому, когда мои внуки спросят меня о социализме, я скажу им: «Все было: и плохое, и хорошее».«Ведь и тогда люди любили, были любимы, и они были счастливы. Все, что было, то было, и этого нельзя забывать или отрицать». «Но, несмотря на все изменения, произошедшие в нашей стране, личная жизнь осталась прежней. Люди радуются тому, чему радовались много лет назад: созданию своей семьи, рождению ребенка. Они так же грустят, волнуются, обманывают. Жизнь продолжается, никакие политические изменения не могут нарушить ее обычный ход».Нетрудно убедиться в том, что восприятие прошлого во многом определяется точкой отсчета. «Вы просите рассказать о социализме как об эпохе уходящей, просите оглянуться на нее, но оглядываемся мы из своего времени, сквозь призму происходящего. Поэтому нельзя говорить о прошлом, несмотря на сегодня». «Жизнь при социализме надо оценивать не по количеству недостатков, не сравнивая ее с жизнью в других странах, а сравнивать ее с тем, что было до социализма и после. Это, я думаю, наиболее объективная оценка социализма в СССР. Действительно, если до социализма жизнь была хуже, чем при социализме, и после социализма того хуже, то социализм – это относительно хорошо». «Все, что здесь написано, вовсе не означает, что я считаю нашу прошлую жизнь замечательной и расчудесной. Это не так. Я просто размышляю о том времени. А поскольку я смотрю на все с позиции сегодняшнего дня, то невольно сравниваю и задаю себе вопросы». «О новых переменах жизни часто говорят родные и знакомые. И оценка этих перемен зависит от того, как сложилась у каждого из них сегодняшняя жизнь». «Пройдут года, и когда-нибудь мне зададут вопрос о социализме. И я не знаю, что буду на него отвечать. Вернее, про социализм я скажу, но с какой окраской, это вопрос. Наступят другие времена, все будет по-другому. И от этого зависит, как я буду вспоминать то время, как «рай» или «ад». Недаром говорят, что все познается в сравнении».Уходит огромный пласт истории с его бытием и бытом. «Мои дети вряд ли узнают, что такое копейка, потому что и для меня это стало уже чем-то необыкновенным. И лишь только в музее или у нумизматов можно будет увидеть, что это такое».«Однажды, проходя с мамой мимо памятника Ленину, я в шутку сказала: «Мама, это же наш дедушка». А мама с какой-то грустью ответила: «Ну вот, ты еще помнишь, а остальные…» «Остальные» – это мои младшие два брата и две сестры. И я решила спросить у них, знают ли они, кто такой Ленин. Самый старший, рассудительный брат Иван (12 лет) ответил: «Был такой политический деятель». И подумав, добавил: «Революционер». Одиннадцатилетний Сережа, который не очень любил шевелить мозгами, на мой вопрос ответить не смог. Настя сказала, что видела портреты Ленина в Лешиной (папин брат) коллекции марок, но она не знает, кто такой этот Ленин. Яснее всех ответила пятилетняя Машенька. «Маша, ты не знаешь, кто такой Ленин?» – спросила я. «Слово такое», – ответила Маша».Но, как бы ни относились старшеклассники к тому, что было, они хорошо понимают, что все должно быть сохранено в памяти во всей своей сложности и полноте. Отсюда сетования на средства массовой информации, на расхожие представления об ушедшем времени. «Не все в то время были стукачами и подлецами, не все, кто жил в то время, по горло в крови. Не все были сволочи, как пытаются нам сейчас представить». «Историю переделать невозможно. Время все расставит по своим местам. Но ради уважения к старшему поколению, которое прожило свои лучшие, молодые годы при социализме, нужно относиться с пониманием к тому, что было в нашей истории».Итак, 61% учащихся, писавших сочинение в 1994 году, и 77% одиннадцатиклассников, которые писали на эту же тему в 1995 году, в той или иной мере принимают устои и ценности социализма. Могут сказать, что это не их мнение, а мнение дома, семьи. Даже если это в какой-то мере так, то это мнение окружающих, которое сегодня является их мнением. Но сегодняшний молодой человек живет уже по законам нового мира, иной действительности.Одно из сочинений 1995 года начиналось так: «Лично для меня сочинение на эту тему вызывает какую-то неприязнь, так это сочинение как-то… В нашей стране люди уже научены опытом. Меня, когда я пишу это сочинение, преследует какое-то непонятное ощущение. Но я все же попробую написать на эту тему, хотя я предпочел бы другую». В том же сентябре 1995 года и на родительском собрании была выражена обеспокоенность по поводу правомерности и возможности такого вот сочинения.Я хорошо понимаю эту обеспокоенность. Во всяком случае, анализируя работы в классе, я не называл ни одной фамилии и даже класса, в котором учился автор цитируемой работы. Те, кто хотел, могли оставить сочинение у себя и начать новую тетрадь для сочинений. Я получил от ребят разрешение рассказать об этой работе при том же условии: не называя имен и фамилий. Что я и сделал в 1996 году на страницах журнала «Знамя».Сегодня авторам этих сочинений около сорока лет. И что они расскажут о нашем прошлом своим детям?Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте