search
main
0

Прощание – значит прощение

Новый фильм Сергея Ломкина «Прощание в июне», показанный в Выборге на XI фестивале российского кино «Окно в Европу», – история про любовь, снятая по одноименной пьесе А.Вампилова, получился настолько интересным, что призадумаешься – в чем же секрет?

В тонком юморе и особой психологии Юрия Соломина, Евгении Глушенко, Александра Пашутина и молодых Екатерины Климовой и Якова Ломкина в главных ролях? Или оператор Геннадий Карюк использовал в кино какой-то новый свой прием? Ведь в первых кадрах с экрана – чистый трепетный свет. И город с лужами, церковными куполами и встречей героев снят так ярко, крылато, будто вот-вот праздник. Или название, заимствованное у пьесы, привлекает? Она пользовалась успехом. Сохранили его авторы фильма из уважения к Александру Вампилову, четко прояснив главную мысль, заданную в пьесе, – прощание в смысле прощение. Любовь с надрывом и обидой превратилась в любовь соединяющую, несущую радость.

По мнению режиссера Сергея Ломкина, снявшего «Прощание в июне», никаких особых проблем в плане выбора материала или авторского решения не было. Делая свои документальные фильмы, он мечтал о художественной картине, которая затронет прежде всего душу. Все остальное складывалось, по его словам, само собой.

– Это моя первая большая работа в кино, – вступила в разговор Катя Климова, исполнительница главной женской роли, – я даже заправски научилась ради этого скакать на лошади. Что меня поразило? Моя героиня, Таня, очень романтична. Вначале казалось, что сейчас таких девушек в жизни нет. Создавая роль, подумала о том, что всем нам хочется чистой, настоящей любви. И несмотря на то, что они незаметны, может быть, немногочисленны, романтики существуют. В человеческом плане мне и всей моей семье привалило огромное счастье – после окончания работы над фильмом у нас с мужем родилась дочка. Съемки я заканчивала уже в ожидании ребенка. Так что фильм для меня создал такую атмосферу любви, которая смогла перейти на мою семью, а возможно, и подтолкнула к тому, о чем мечтает каждая женщина, – теперь я мама.

…Действительно, а не в особой ли атмосфере причина притягательности картины? Ее герои отличаются от попадающихся на глаза молодых людей – пива на улицах не пьют, даже напоказ не курят, однако вполне привлекательны и добродушны в определенной мере. Сохраниться, не поддаться разрушению помогает им то, что живут они – и молодые, и кто постарше – по законам любви. Ждали ее, равнялись на нее, берегли ее или просто тосковали по ней.

Снова вижу начало фильма: она – в белом наряде, дочка именитых родителей. Он – на велосипеде, непокорный студент ее отца. Выбор между дипломом и счастьем, обидой и верностью, испытание и искушение – все это будет потом. А сейчас – любовь с первого взгляда. Дождь закончился, светит солнце. И у этих красивых молодых людей все впереди.

Фильм раскрывает по-новому известных и любимых актеров. Юрий Соломин предстает на экране строгим родителем взрослой дочери. Чуть комичный, зацикленный на домашних проблемах, он одновременно и ректор, этакий барин в своем университете, хозяин студента, влюбленного в его дочь. Какие ситуации ни подсовывает ему судьба – и предполагаемый жених, выгодный и желанный, в открытую руки умыл, и дочь начала своевольничать, – он сохраняет достоинство и едва уловимую мягкость. Эта интеллигентная мягкость в сочетании с наивной «упертостью» его персонажа вдруг неожиданно раскрывается в ночной сцене. Дочь впервые ночью вне дома, жуткие предчувствия окончательно измучили сникшего папашу. Он вынужден еще выслушать упреки жены, намекающей, что их личная жизнь ей не по нраву. Закрывшись ладонями, он беспомощно плачет. Просто всхлипывая: «Поцелуй меня, Соня». И это не отталкивает, не кажется противным и глупым. Потому что становится ясно, что ректор Владимир Алексеевич Репников несмотря на свое «начальственное» положение, не защищенный от мира человек. Слабый и обиженный, он пытается найти опору в жене, и обращение его к ней звучит как просьба – люби меня, увидь меня хорошим, я ведь так стараюсь… И вслед за этим прорывом в откровенность опять смена настроения в противоположную сторону. И это уже смешно! Следить за крупными планами актера – одно удовольствие: его лицо столь часто меняется вслед за внутренними поворотами, что весь фильм от игры Юрия Соломина приобретает изящество и легкость.

В фильме есть замечательная роль второго плана, сыгранная Александром Пашутиным. Образ Золотуева, созданный в фильме, сравнится с самыми глубокими психологическими ролями. По сюжету человек, сыгранный Александром Пашутиным, в некотором смысле антипод главным героям фильма. Без семьи, без внешнего лоска – рабочая лошадка, которая и входит-то в историю про любовь с какого-то неказистого, грязного черного хода. Невинно посаженный на пятнадцать суток, главный герой сталкивается с Золотуевым среди хулиганов, на «подневольных» работах. Однако актер Пашутин так выстраивает характер своего героя, что и здесь чувствуешь ту же стрелу любви. Но насколько лаконично, сдержанно это происходит. Его Золотуев похож на айсберг, большая часть которого скрыта от глаз. Ты лишь догадываешься по тому, как он тянется к Колесову, о его одиночестве, о желании найти друга. Именно Золотуев, переломивший себя и, видно, немало настрадавшийся, помогает помириться главным героям фильма.

Одна из эффектных сцен фильма – Колесов, спасающийся бегством на велосипеде от преследующей его милиции. Строгий костюм и черная шляпа на Колесове – тень чаплинского героя – появляются снова при столкновении с несправедливой и решающей силой. Роль блюстителя закона, сыгранная Алексеем Жарковым, острая и жесткая. От его судьи – мурашки по телу. Чего стоит один застывший взгляд, прикованный к шляпе, скомканной в руке Колесова. И такое характерное движение челюсти, будто холодная ящерица перекусывает какую-то букашку. Такая расстановка сил в эпизоде, видимо, не случайна. Она подводит к главной мысли – лишь любовь делает человека сильнее, удачливее, прекраснее. Редкое достоинство фильма в том, что чаплинский мотив, возникший как бы случайно, прослеживается и дальше. Он и в ночных слезах ректора, и в потерянности «пожившего» Золотуева.

Фильм очень трогателен, добр и вызывает тихую улыбку. Но поймут ли его? Не затолкают ли локтями в сумятице привычных кинобоевиков и киновыкрутасов? Рассмотрят? Фильм Сергея Ломкина, пронизанный ароматом любви и почти сказочного счастья, несет в дар упрямую, неистребимую веру в лучшее. С какой силой поет сияющий Николай Колесов свою финальную песню для Тани! Как пронзительно они смотрят через толпу в глаза друг другу!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте