С 1 января будущего года бюджетным отраслям Ростовской области предстоит перейти к новым принципам формирования заработной платы. Взамен Единой тарифной сетки в регионе вводится отраслевая система оплаты труда, в которой для каждой специальности педагога, врача, работника культуры установлен конкретный базовый размер оклада, а также рамочно определены размеры дополнительных выплат. Федеральные бюджетные учреждения, находящиеся на территории области (в частности вузы), пока будут считать зарплату по-старому.
При разработке системы учитывался опыт других государств и российских регионов-новаторов, были привлечены ученые специализированного института Академии наук. После сравнительного анализа различных вариантов за основу был принят московский. Создатели системы считают, что она отличается гибкостью и дает возможность руководителю эффективно строить кадровую политику, варьируя размеры окладов сотрудников в рамках установленной «вилки» и фонда стимулирующих выплат. В отказе от уравниловки они видят одно из главных преимуществ новой системы перед тарифной сеткой.
Заместитель министра труда и социального развития области Виталий Певнев, представляя разработку своего ведомства в Федерации профсоюзов Ростовской области, согласился с тем, что размер этой «вилки», то есть разница между минимальным и максимальным размером оклада у конкретного специалиста, первоначально запланирован недостаточный (всего 10%), и признал наличие во всем документе ряда недоработок. Тем не менее, он призвал принимать систему как новый и перспективный проект, открытый для нововведений и усовершенствований, продиктованных практикой. Он сообщил, что в будущем бюджете области дополнительно заложено 1 миллиард 700 миллионов рублей специально на введение новой системы оплаты труда. Эти средства должны пойти на повышение зарплаты добросовестным работникам, которые выявятся по результатам аттестации (в среднем на 6-8%). Кроме того, из этой суммы будет компенсироваться разница в сторону уменьшения по сравнению со старыми окладами, которая может возникнуть у отдельных работников, что недопустимо по трудовому законодательству страны.
К сожалению, новая система оплаты труда не оправдала надежд педагогов и всех областных бюджетников на существенное повышение заработной платы. Решение этой проблемы упирается в отсутствие средств в областном бюджете, который пока по-прежнему остается дефицитным и отчасти пополняется за счет дотаций из Москвы.
Как бы то ни было, выбор областью сделан, и уже разворачивается большая работа по перестройке сложного механизма оплаты труда в бюджетной сфере. Поскольку теперь размер заработка у педагогов будет зависеть от уровня квалификации и личных деловых качеств, специалисты из числа разработчиков отраслевой системы определили «Порядок тарификации работников областных государственных учреждений на основе аттестации (отнесения к профессиональным квалификационным группам), присвоения им квалификационных категорий, тарифных разрядов, установления размеров должностных окладов и тарифных ставок». Кроме того, введение новой системы влечет за собой изменения условий трудовых договоров, заключенных с многочисленной армией работников бюджетной сферы. Поэтому Минтрудсоцразвития области выпустило еще один документ – методические рекомендации о порядке предупреждения людей об этих изменениях. Наконец, для муниципальных органов власти подготовлены рекомендации по разработке районных и городских положений об оплате труда бюджетников (это относится к компетенции местных администраций). Нужно отдать должное ответственным ведомствам – методологическое обеспечение областной реформы находится на должном уровне.
Тем не менее, основная часть работы по внедрению новой системы ложится на территориальные органы управления образованием и на сами образовательные учреждения, причем выполнить ее предстоит в предельно сжатые сроки – от момента получения нормативных документов до представления заявки на фонд оплаты труда на будущий год всего каких-то два-три месяца. За это время требуется заново аттестовать каждого работника, от директора до сторожа, составить расчеты и оформить все документы.
Примером четкой и оперативной организации этой работы может служить Пролетарский район Ростова-на-Дону. Сразу после получения пакета документов из Минобразования области и постановления мэра города по новой системе оплаты труда был издан приказ о создании рабочих групп по подготовке положений о выплатах компенсационного и стимулирующего характера работникам образования района. Были организованы две такие группы – по общеобразовательным учреждениям и дошкольным. В них вошли высококвалифицированные и опытные управленцы низового звена – директора школ и заведующие детскими садами района. Руководителем обеих групп была назначена председатель районного совета профсоюза Н.Ушакова. В течение короткого времени группы подготовили ряд материалов, призванных помочь администрациям и профсоюзным организациям образовательных учреждений в обеспечении перехода к новым условиям оплаты труда. Они представляют собой общие методические разработки и типовые варианты внутренних документов, которые необходимо принять в каждом учреждении. Среди этих документов – «Методические рекомендации по установлению должностных окладов», «Положение о выплатах стимулирующего характера», «Положение о выплатах компенсационного характера» и даже «Критерии и показатели оценки деловых качеств и результатов труда работников». В число этих критериев вошли тщательно продуманные и сгруппированные показатели профессиональной состоятельности педагога, как они виделись участникам рабочих групп. Безусловно, члены аттестационных комиссий учреждений образования могут иметь собственное мнение по этим деликатным вопросам, но вряд ли они полностью откажутся от столь ценных наработок. В настоящее время все эти документы уже активно используются на местах.
Период подготовки к переходу на новую систему оплаты труда бюджетников является очень ответственным для профсоюзных организаций всех уровней. То, насколько профсоюз, представительный орган работников, призванный защищать их интересы, сможет повлиять на обеспечение справедливого и объективного перерасчета зарплаты педагогов, во многом определит отношение к нему людей на годы вперед. Особенно это касается первичных организаций, ведь главные события разворачиваются именно на их уровне – в школах, детских садах, колледжах. Всему профсоюзному активу сейчас жизненно необходимо как можно активнее включаться в эту работу, обеспечить максимально действенное представительство профсоюзной организации в аттестационной комиссии и при разработке положений об использовании фондов компенсационных и стимулирующих выплат. Сегодня работники, как никогда, нуждаются в профсоюзной поддержке, причем именно своей первички, у которой есть возможность доказать свою необходимость людям и укрепить авторитет профсоюза.
Комментарии