search
main
0

Прошедшие Дорогой жизни

Новый взгляд на события блокады Ленинграда

Выход фильма «Спасти Ленинград» приурочен к 75‑й годовщине прорыва блокады Ленинграда, одному из ключевых событий Великой Отечественной войны. Режиссер и автор сценария картины Алексей Козлов и вся съемочная команда, включая актеров, операторов, продюсеров, костюмеров, гримеров, постановщиков трюков и пиротехников, воссоздали на экране один из первых рейсов по известной Дороге жизни из осажденного города через коварную Ладогу.

Алексей Козлов лично представил картину на пресс-конференции после премьерного показа в Москве, отвечая на вопросы наравне с актерами, выступившими в роли героев российской военной кинодрамы «Спасти Ленинград». Это не классический фильм-катастрофа в привычном понимании, его нельзя сравнивать даже по сюжетной составляющей, например, с картиной «Титаник» (1997). Сходство чувствуется только в месте действия – корабль в чрезвычайных обстоятельствах рейса, хотя по размеру и технологичности океанский лайнер и старая речная баржа сильно отличаются. Из других лент с похожими сюжетными линиями можно упомянуть фильм Джона Ву «Переправа» (2014).
По словам режиссера, отечественные кинематографисты поднаторели и теперь могут снимать отличные эпизоды сродни самому Кэмерону или Спилбергу и дать фору «законодателям мод» из числа голливудских мэтров. Например, сцена боя из «Спасти Ленинград» весьма непродолжительна, но сделана в лучших традициях таких западных образцов, как «Спасти рядового Райана» (1998) или «Флаги наших отцов» (2006).
Сюжет фильма разделяется на две части: история баржи, которая вывозит из города людей по спасительному пути, названному позже Дорогой жизни, и скоротечный насыщенный бой на знаменитом Невском пятачке. «Спасти Ленинград» – один из немногих примеров отечественного кино, в котором не акцентируется внимание на трагичной ситуации, а делается упор на героизм и мужество защитников родной земли, а также на жизнеутверждающую романтическую любовь юной девушки и курсанта на фоне масштабной катастрофы.
Съемки фильма длились три года. Подбор актеров велся не по принципу известности, как часто бывает на наших или зарубежных проектах, а по тому, насколько исполнитель соответствует представлению авторов о конкретном персонаже. В результате роль главной героини досталась дебютантке Марии Мельниковой. Молодую девушку режиссер случайно увидел за роялем в доме ее матери, известной актрисы Анастасии Мельниковой. «Кажется, там за роялем сидит наша юная героиня!» ‒ воскликнул Алексей Козлов, абсолютно уверенный в том, что нашел чаемый образ романтической натуры.
Марии Мельниковой на тот момент исполнилось всего 14 лет, и она не была знакома с режиссером. Юная актриса отлично соответствует типажу советской девушки предвоенных лет, которая влюбилась и отправилась за своим избранником в неизвестность на эвакуационной барже через Ладогу.
Нетрудно догадаться, что у создателей фильма и самой Марии оставались некоторые сомнения и опасения: роль сложная, много психологизма и личностных эмоциональных проявлений, справится ли? Однако девушка профессионально проявила себя, и все задуманное удалось реализовать! Алексей Козлов не сомневается, что ее ждет большое будущее.
Поиск главного героя затянулся. Уже отсняв первые эпизоды, режиссер все продолжал выбирать актера на роль основного персонажа, ему хотелось увидеть исполнителя, похожего на Владимира Ивашова из великой картины «Баллада о солдате». В ходе кастинга рассматривалась кандидатура внука Андрея Миронова, располагала запоминающаяся улыбка актера, хотя повадки столичного мажора не сразу пришлись по вкусу.
Однако отборщики не прогадали. Холеная напыщенность и картинная заносчивость – это как раз то, что нужно демонстрировать герою на экране, ведь он сын адмирала и в некотором смысле представитель «золотой молодежи» того времени. Когда Андрей Миронов-Удалов был утвержден на эту роль, режиссер напомнил исполнителю: «У нас фильм-катастрофа. Если потребуется, все трюки будешь делать сам!» Актер не дрогнул и согласился. Затем настал долгий репетиционный период.
В фильме присутствуют и сцены боев: противостояние солдат с баржи и немецкой авиации или сражение на Невском пятачке. Неудивительно, что на площадке, где все летает и грохочет, много сил пришлось отдать экшен-эпизодам. Отдельный пласт работы приходился на подготовку съемок ключевых сцен, в таком темпе на психологию и разработку характеров отводилось меньше времени. В общей сложности в картине «Спасти Ленинград» снялись более трех с половиной тысяч человек, поэтому помощникам режиссера пришлось дополнительно уделить внимание подбору экранных воплощений отдельных персонажей.
Вся съемочная группа, работавшая над фильмом, заслуживает зрительской благодарности. Например, художники по гриму (Надежда Смирнова) и костюмам (Ольга Чудецкая) со своей командой перебирали, стирали и сушили тонны мокрой одежды по ночам, а утром выходили на площадку гримировать и одевать актеров.
Для съемки военной катастрофы на тонущей барже привлекалась массовка по триста человек в кадре ежедневно. Все сцены обошлись без компьютерной прорисовки и создавались вживую на макете баржи, которая имела платформу, позволяющую раскачиваться вверх-вниз и справа налево, а сверху опрокидывались тонны воды. А еще сухопутный бой: разрывы снарядов, град пуль, попадания. И любую деталь нужно было изобразить до мельчайших подробностей.
Благодаря труду сотен людей, воссоздавших былую эпоху, фильм «Спасти Ленинград» получился достойным памяти героев Великой Отечественной войны. Это современный взгляд на эпические события, которые с течением времени стали забываться.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте