search
main
Топ 10
В новом учебном году российские школы перейдут на единую программу русского языка и литературы Дети – в истерике, родители – в шоке: в Новороссийске разгорелся скандал из-за ЕГЭ по русскому языку Результаты ЕГЭ некоторых новороссийских школьников аннулировали из-за использования словарей С 2024/25 учебного года в школы вернется черчение В Иркутской области объявили имена первых стобалльников ЕГЭ В Москве огласили дату и место празднования Общегородского выпускного ЕГЭ-2023: экзамен по обществознанию напишут почти 300 тысяч человек В регионах появились первые стобалльники На Ямале впервые ученикам педклассов вручили сертификаты на целевое обучение Рособрнадзор: ЕГЭ по истории и физике прошли без сбоев Более 202 тысяч выпускников напишут ЕГЭ по истории и физике В шести пилотных регионах пройдет эксперимент по сокращению бюрократической нагрузки на педагогов Глава Рособрнадзора заявил, что ЕГЭ по физике должен быть более привлекательным Школьников на уроки физкультуры будут допускать после медосмотра Химическая формула лагмана: челябинские школьники создали уникальную кулинарную карту России Бакалавриат, специалитет, магистратура – в чем разница, разъяснили специалисты РАНХиГС В Абакане назвали имя первого обладателя 100 баллов за ЕГЭ Президентская библиотека и АО «Издательский дом «Учительская газета» развивают партнерские отношения С 1 сентября в России будут действовать единые образовательные программы для обучения детей с инвалидностью и ОВЗ «История в учебниках и за пределами учебников»: в Подмосковье прошел педагогический интенсив
0

Просчет командира – солдатская жизнь Поэтому курсантов учат не ошибаться

Генерал-лейтенант Сидоренко начинал с Камышинского командно-технического училища. Лейтенантом попал на Урал. Закончил академию. Служил в Забайкалье. Возглавлял Рижское высшее военно-политическое училище, потом Серпуховское высшее военное командно-инженерное училище Ракетных войск. В феврале 1998 года назначен начальником Управления военного образования Министерства обороны РФ.

– Анатолий Савельевич, несмотря на все трудности будущей профессии, мальчишки штурмуют суворовские училища. Конкурс там не для слабонервных – 20-25 человек на место. А насколько престижны военные вузы? Какие специальности выбирает молодежь?
– Хотя интерес к военной службе несколько снизился, конкурс в наши вузы в среднем 2-3 человека на место. Больше всего желающих поступить на гуманитарный, экономический, финансовый и медицинский профиль. Традиционно высокий конкурс в Рязанском институте Воздушно-десантных войск, в автомобильных и строительных военных институтах.
– Что включает система военного образования?
– Строго говоря, в России не одна, а несколько таких систем. Военно-учебные заведения, помимо Минобороны, имеют Федеральная пограничная служба, Внутренние войска МВД, Федеральная служба безопасности, некоторые другие министерства и ведомства, где законом предусмотрена военная служба. Каждая из этих систем действует в соответствии с общим для всех законодательством в области образования и обороны, на основе единого Типового положения о высшем военно-учебном заведении.
– Но, наверное, у каждой системы есть свои особенности в организации, содержании обучения. Под вашим началом вузы, где готовят офицеров для Вооруженных Сил. Сколько их в России?
– Сейчас в Министерстве обороны 55 высших военно-учебных заведений, в том числе 36 институтов, 11 университетов и 8 академий. Кроме того, 16 вузов имеют филиалы.
Наши вузы предлагают юношам больше двухсот специальностей, необходимых армии и флоту. Свыше 56% из них – это командный и командно-инженерный профиль, 36% – инженерно-технический и около 8% – гуманитарный, юридический, экономический, медицинский.
– В гражданском вузе можно запросто пропустить день-другой, в военных такие вольности не проходят…
– И совершенно оправданно. Ошибка, допущенная гражданским инженером, может сказаться на производстве, но просчет военного руководителя – это человеческая жизнь. Тут цена разная. Поэтому мы должны научить основательно. Ведь что такое “три” по профессии? Это “два” в боевой обстановке. Такой человек в тяжелых условиях растеряется и поставленную задачу не выполнит. Отсюда жесткие условия получения военного образования: ограниченная свобода передвижения, четкий распорядок дня, униформа, проживание в казармах и общежитиях, помимо занятий 3-4 часа ежедневной самостоятельной работы под контролем преподавателей.
– А сколько выпускников военных учебных заведений остаются в армии?
– Практически все выпускники прибывают в войска. Однако в процессе службы по разным причинам увольняется большое количество офицеров, в том числе молодых в возрасте до 30 лет. Многих теряем и на этапе обучения. Есть люди, которые идут в военные вузы, чтобы уклониться от службы в ВС, а заодно получить за госсчет основы высшего образования. Отучившись 3-4 года, они в одностороннем порядке разрывают контракт и не несут за это никакой ответственности. Деньги налогоплательщиков выбрасываются на ветер. Ведь чтобы приносить пользу государству, эти люди могли бы получить на “гражданке” более дешевое образование.
– Сказывается несовершенство действующего законодательства?
– И финансовые проблемы. Государство ведь тоже не всегда соблюдает все условия контракта. Положим, приезжает офицер к месту службы, где ему должны выделить жилье, но этого не происходит. Он разрывает контракт и потом выигрывает дело в суде. В Америке после года обучения с курсантом заключают контракт. В случае ухода он обязан возместить стоимость обучения. Мы тоже предлагаем законодательно установить материальную ответственность за разрыв контракта. Тогда в военные вузы пойдут только те, кто сознательно связывает свою жизнь со службой.
Россия готовит более фундаментально и практиконаправленно. Это главные достоинства нашей системы. И поэтому она востребована. На платной основе мы выпускаем специалистов для Китая, других стран Азии и Африки. А по схеме взаимозачетов – для СНГ.
– Как вы относитесь к тому, что нахимовские и суворовские училища стали элитными? У них теперь другая социальная функция: они отбирают лучших из лучших.
– У нас 16 суворовских, нахимовских училищ и кадетских корпусов. Набор – 200 человек в год. Образование, которое получают там ребята, как я уже сказал, очень дорогое. Поэтому стоит четкая задача: готовить на этой базе высокообразованных и всесторонне развитых юношей, будущую элиту Вооруженных Сил. Мы не можем превратить суворовские училища в дома для беспризорных. Эту функцию могут решать школы-интернаты для ребят из неполных, малообеспеченных семей, по организации учебного процесса аналогичные кадетским корпусам. И такие интернаты появились, например, в Москве. Столичное правительство планирует открыть их в каждом округе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте