Военный. Опасная это профессия. Риск, ответственность, физические нагрузки. Все по полной программе. Генерал-лейтенант Сидоренко совсем не исключение из правил военной жизни. Начинал с Камышинского командно-технического училища. Лейтенантом попал на Урал. Закончил академию. Служил в Забайкалье. Возглавлял Рижское высшее военно-политическое училище, потом Серпуховское высшее военное командно-инженерное училище Ракетных войск. В феврале 1998 года назначен начальником Управления военного образования Министерства обороны России.
– Анатолий Савельевич, несмотря на все трудности будущей профессии, мальчишки штурмуют суворовские училища. Конкурс там не для слабонервных – 20-25 человек на место. А насколько престижны военные вузы? Какие специальности выбирает молодежь?
– Хотя интерес к военной службе несколько снизился, конкурс в наши вузы в среднем 2-3 человека на место. Больше всего желающих поступить на гуманитарный, экономический, финансовый и медицинский профиль. Традиционно высокий конкурс в Рязанском институте Воздушно-десантных войск, в автомобильных и строительных военных институтах.
– Что включает система военного образования?
– Строго говоря, в России не одна, а несколько таких систем. Военно-учебные заведения, помимо Минобороны, имеют Федеральная пограничная служба, Внутренние войска МВД, Федеральная служба безопасности, некоторые другие министерства и ведомства, где законом предусмотрена военная служба. Каждая из этих систем действует в соответствии с общим для всех законодательством в области образования и обороны, на основе единого Типового положения о высшем военно-учебном заведении.
– Но, наверное, у каждой системы есть свои особенности в организации, содержании обучения. Под вашим началом вузы, где готовят офицеров для Вооруженных Сил. Сколько их в России?
– Сейчас в Министерстве обороны 55 высших военно-учебных заведений, в том числе 36 институтов, 11 университетов и 8 академий. Кроме того, 16 вузов имеют филиалы.
Военные институты и филиалы вузов – главный источник пополнения Вооруженных Сил молодыми офицерами. За 5 лет курсанты получают высшее, а за 3 года среднее военное профобразование.
Университеты и академии – это основные учебно-методические и научные центры. Наряду с обучением курсантов там готовят руководящие военные кадры из числа офицеров с высшим образованием и опытом военной службы.
А если суммировать, наши вузы предлагают юношам больше двухсот специальностей, необходимых армии и флоту. Свыше 56% из них – это командный и командно-инженерный профиль, 36% – инженерно-технический и около 8% – гуманитарный, юридический, экономический, медицинский.
– Девушки могут поступать в военные вузы?
– Пока выбор у них невелик. Девушек принимают в Новочеркасском военном институте связи, Ярославском филиале Военного финансово-экономического факультета, некоторых других. Но в Вооруженных Силах женщин не так уж и мало. Отзывы о них в основном положительные. Они старательнее учатся, реже мужчин нарушают дисциплину.
– В гражданском вузе можно запросто пропустить день-другой, в военных такие вольности не проходят…
– И совершенно оправданно. Ошибка, допущенная гражданским инженером, может сказаться на производстве, но просчет военного руководителя – это человеческая жизнь. Тут цена разная. Поэтому мы должны научить основательно. Ведь что такое “три” по профессии? Это “два” в боевой обстановке. Такой человек в тяжелых условиях растеряется и поставленную задачу не выполнит. Отсюда жесткие условия получения военного образования: ограниченная свобода передвижения, четкий распорядок дня, униформа, проживание в казармах и общежитиях, помимо занятий – 3-4 часа ежедневной самостоятельной работы под контролем преподавателей.
Между прочим, в отличие от гражданского и иностранного образования программа военных вузов предполагает серьезную практическую подготовку. Американцы, например, после вуза еще полтора года доучивают выпускников. Летчиков выпускают с опытом 10-11 вылетов на одномоторном самолете. Наша практика предполагает порядка 190 часов налета сначала на учебных, а потом и на боевых самолетах. Однако все это выполнимо при условии достаточного выделения средств, но их-то, к сожалению, сегодня и не хватает. Недофинансирование – одна из главных проблем военного образования. Поэтому практика ведется с большими перерывами, а летчики, образно выражаясь, получаются “сырыми”. Общевойсковики, мотострелки и танкисты тоже вынуждены практиковаться в классах на тренажерах, но ведь это не боевая техника.
Не хватает средств и на обновление учебно-материальной базы. Стоит она значительно больше, чем в гражданских вузах. Да и военный выпускник обходится государству дороже всех. На подготовку курсанта уходит в среднем 75-90 тысяч рублей в год.
– А сколько выпускников военных учебных заведений остаются в армии?
– Практически все выпускники прибывают в войска. Однако в процессе службы по разным причинам увольняется большое количество офицеров, в том числе молодых в возрасте до 30 лет. Многих теряем и на этапе обучения. Есть люди, которые идут в военные вузы, чтобы уклониться от службы в ВС, а заодно получить за госсчет основы высшего образования. Отучившись 3-4 года, они в одностороннем порядке разрывают контракт и не несут за это никакой ответственности. Деньги налогоплательщиков выбрасываются на ветер. Ведь чтобы приносить пользу государству, эти люди могли бы получить на гражданке более дешевое образование.
– Сказывается несовершенство действующего законодательства?
– И финансовые проблемы. Государство ведь тоже не всегда соблюдает все условия контракта. Положим, приезжает офицер к месту службы, где ему должны выделить жилье, но этого не происходит. Он разрывает контракт и потом выигрывает дело в суде. В этом случае офицера удержать сложно, а вот в отношении недобросовестных курсантов принять меры можно. В Америке после года обучения с курсантом заключают контракт. В случае ухода он обязан возместить стоимость обучения. Мы тоже предлагаем законодательно установить материальную ответственность за разрыв контракта. Тогда в военные вузы пойдут только те, кто сознательно связывает свою жизнь со службой.
Думаю, поможет восполнить потребность армии в офицерах планируемая передача части кадрового заказа гражданской высшей школе. Там вполне можно готовить офицеров по ряду инженерных, технических и гуманитарных специальностей. Чтобы сделать это качественно, необходимо провести эксперимент. И в этом году он начнется на базе Томского и Южно-Уральского госуниверситетов.
– Как еще будет реформироваться система военного образования?
– Одна из важнейших целей реформы – сохранение и укрепление научно-педагогического потенциала военной школы. Мы неоправданно рано отказываемся от своих преподавателей. В гражданском вузе можно работать, пока голова работает и ноги носят, а в военном в 45-50 лет уже увольняются. В результате наши кадры работают на гражданке. Мы предлагаем отодвинуть возрастную планку.
В соответствии с программой реформирования предстоит реорганизация сети военно-учебных заведений. Это наиболее сложная задача. 300-летняя история военного образования показывает, что каждый ликвидируемый вуз безвозвратно теряется для Вооруженных Сил. На его воссоздание нужны огромные средства и многолетний труд. Поэтому судьба каждого конкретного вуза будет решаться после всестороннего анализа всего комплекса технико-экономических, кадровых и других показателей. Безусловно, должны быть сохранены военные академии и университеты, вузы Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока, а также вузы, единственные в своем роде войск.
– Как вы относитесь к тому, что нахимовские и суворовские училища стали элитными? У них теперь другая социальная функция: они отбирают лучших из лучших.
– У нас 16 суворовских, нахимовских училищ и кадетских корпусов. Набор в каждом из них около 200 человек в год. Образование, которое получают там ребята, как я уже сказал, очень дорогое. Поэтому стоит четкая задача: готовить на этой базе высокообразованных и всесторонне развитых юношей, будущую элиту Вооруженных Сил. Мы не можем превратить суворовские училища в дома для беспризорных. Эту функцию могут решать школы-интернаты для ребят из неполных, малообеспеченных семей, по организации учебного процесса аналогичные кадетским корпусам. И такие интернаты появились, например, в Москве.
Ольга МАКСИМОВИЧ
Комментарии