Нина Громыко, заведующая отделом НИИ инновационных стратегий развития общего образования: – Построение школы будущего невозможно без развития ее инфраструктуры. Развитие инфраструктуры предполагает создание прорывных проектов, то есть таких моделей связи школы с другими социокультурными институтами, которые сегодня либо вообще отсутствуют, либо требуют радикального преобразования.
Прорывные проекты связаны с включением детей в разные сферы практики: в сферу науки, инновационной промышленности, финансовую феру, сферу искусства, сферу здравоохранения, в процессы развития городской среды и в прорывные зоны развития знаний, возникающие, как правило, на стыке разных практик. Так, интеграция науки, промышленности и образования – то, что создает необходимые условия для устойчивого воспроизводства общества в целом, его прорывного технологического развития.
Сегодня после нескольких выступлений президента и руководителей правительства о необходимости инновационного рывка и решения проблемы кадрового голода никто уже и не отрицает, что связь сферы образования со сферами науки и промышленности необходима. Но как ее практически построить? Эксперимент, нацеленный на решение именно этой проблемы, в течение двух лет проходил в Северо-Западном округе под руководством начальника управления образования Ирины Булановой, при поддержке префектуры округа и под научным руководством нашего НИИ ИСРОО. Задача состояла в том, чтобы вовлечь старшеклассников в совместную работу с учеными и экспертами, обладающими реальным опытом научных и проектных разработок прорывного фронта.
Для решения этой задачи была создана новая сетевая образовательная форма, работающая на стыке общего и дополнительного образования – Школа генеральных конструкторов имени П.Кузнецова. В ее основу положена как раз идея о том, что школьники вместе с учеными и представителями инновационной промышленности могут проектировать новые контуры промышленного, экономического и социокультурного развития. Школа генеральных конструкторов (ШГК), созданная для старшеклассников, нацелена на выращивание детско-взрослых общностей нового типа, способных выдвигать прорывные проекты и всерьез включаться в их реализацию. Юные слушатели ШГК под руководством ученых замахнулись ни много ни мало на построение схем тех отраслей, которых в настоящее время в России нет, – ядерно-водородной отрасли, мусороперерабатывающей отрасли, микроэлектронной отрасли, а также на построение «Российского регионального самолета следующего поколения».
Создавая проекты новых отраслей, учащиеся начали складывать одновременно для себя новые, перспективные формы занятости. Представители власти оказались, с одной стороны, очень заинтересованы в обсуждении результатов деятельности ШГК, увидели, что такой вариант развития школы позволит решить проблему кадрового голода на инновационных промышленных предприятиях округа.
В деятельности ШГК приняли участие школьники и учителя нескольких школ, а также представители научных институтов и научно-промышленных фирм не только Москвы, но и Петербурга. За полтора года работы ШГК выстроен фрагмент новой прорывной экспериментальной практики, который в качестве одного из вариантов технологического решения проблемы может быть положен в основу школы будущего.
В апреле на базе Выставочно-маркетингового центра Северо-Западного округа состоялась выставка «Молодежная ЭКСПО на Северо-Западе-2007»: интеграция науки, промышленности и образования». За три дня выставку посетили свыше 3000 человек, в ее работе приняли участие представители других городов России, а также представители Германии и Белоруссии. Всего на выставке было представлено свыше 800 экспонатов, подготовленных учащимися, работами детско-взрослых производств заинтересовались представители не только окружных промышленных предприятий, но и федеральных компаний – ГИДРО ОТК, «Норильского никеля».
Уникальность выставки была обусловлена тем, что на ней было создано переговорное пространство между представителями разных сфер практики, в центре которого находились учащиеся. Само устройство экспозиции подталкивало к диалогу и налаживанию интегративных связей: экспозиции учащихся ШГК и экспозиции ведущих промышленных предприятий и научных институтов СЗАО, работающих в соответствующих областях, размещались рядом. Этот диалог продолжался и в форме мероприятий. Так, в третий день работы нашей выставки, инициированной окружной системой образования, состоялась коллегия префектуры, на которой была утверждена окружная Программа промышленной деятельности округа на 2007-2009 годы и в которой приняли участие работники сферы образования. В первый и второй дни работы выставки представители промышленных и научных предприятий округа, в свою очередь, смогли посетить множество «круглых столов», подготовленных молодежью. При этом соруководителями «круглых столов», которые проводили ребята в течение двух дней, выступали заместители префекта округа по социальной и экономической политике. По результатам работы выставки принято решение создать при префектуре округа молодежную комиссию по реиндустриализации – своеобразный аналог молодежного Правительства Москвы.
Сама Школа генеральных конструкторов – лишь зародыш более сложной образовательной формы, а именно – детско-взрослых научно-образовательных производств. Слово «производство» не означает, что детей, как в военные годы, приставят к станку или посадят за конвейер, чтобы выполнять рутинные операции. Задача научно-образовательного детско-взрослого производства другая – включать молодежь (и не только школьников, но и студентов) в самые передовые направления исследования и проектирования, от которых реально зависит будущее России.
В марте 2007 года на базе школы №1517 состоялся «круглый стол» по прорывным проектам, где были представлены результаты работы соответствующего ВНИКа, в том числе и проект построения детско-взрослого производства. Детско-взрослое производство – то, что производит востребованный продукт: исследовательская лаборатория – знания, конструкторское бюро – проектные и конструкторские разработки, банк – кредитные и инвестиционные схемы. Но детско-взрослое производство – это еще и кадровое производство, готовящее кадры для промышленных предприятий, в том числе и на заказ через стажировки. В работе со школьной и студенческой молодежью принимают участие профессионалы, преподавательско-педагогический состав, эксперты и методологи.
Еще одним важнейшим направлением работы над прорывными проектами стало социальное проектирование, направленное на развитие города. Основной идеей ВНИКа стало создание и развитие социально-образовательных форм, позволяющих включать учащихся в понимание и участие в социальной практике и в процессах социального развития. 29 марта на базе лицея №1553 («Лицей на Донской») состоялся «круглый стол» по этой теме, где в качестве основных технологий были представлены:
Социальное проектирование.
Проблемно-дискуссионные формы, направленные на ценностное самоопределение.
Молодежные переговорные площадки.
Готовность включиться в работу двух ВНИКов выразили уже многие школы Москвы.
Необходимым условием реализации программы стал патронат столичной мэрии, создание на уровне мэрии рабочей группы (комиссии) по определению приоритетных направлений проектной и исследовательской деятельности учащихся, согласованных с наиболее актуальными направлениями социального и промышленного развития региона.
Комментарии