О школе (вернее, Центре образования «Измайлово» №1811) Александра Рывкина я была наслышана. Они опережают время на 15-20 лет, говорили одни педагоги. Там потрясающий театр – с восторгом отзывались другие. А вообще все дело в самом Рывкине и его команде – убеждали третьи. Однако то, что я увидела реально в школе, превзошло все мои ожидания и напомнило путешествие в не очень близкое будущее нашей школы.
Образовательная сессия не единственное ноу-хау Центра образования №1811. Для меня лично настоящим открытием стала (ДВА) – принципиально новая организация дополнительного образования в школе. Оказалось, что идею детско-взрослой академии выдвинул ученый-педагог Владимир Жегалин еще в 1995 году, считая, что это наиболее оптимальная форма, позволяющая объединиться взрослым и детям для решения общественных проблем. Команда Рывкина окуналась в эту идею в 97-м. С 1999-го в работе академии стал активно участвовать Евгений Сабуров, известный поэт, экономист и политик, он предложил включиться в решение проблемы формирования гражданского общества и создания городского самоуправления. Так родилась уже упомянутая игра «Мой город и мы».
Внешне ничем не отличаясь от других московских школ, может, даже уступая по дизайну и архитектуре школам-новостройкам, Центр образования поразил своей творческой атмосферой, принципиально новой образовательной технологией и уникальной образовательной средой. Здесь интересно учиться и увлекательно учить. На переменках тут не увидишь потасовок и привычной школьной картины, когда старшеклассник обижает малыша. Наоборот, я была свидетелем того, как широкоплечий одиннадцатиклассник что-то терпеливо втолковывал шустрому пятиклашке. Но главное, педагог не диктатор и не истина в последней инстанции, он игротехник, тьютор, а самое главное, у Рывкина найдена новая технология в организации учебного процесса – образовательная игровая сессия. Сессии, как выяснилось, проходят в течение трех дней, в учебном году их четыре, причем одна из них посвящена социальным проектам, остальные – образовательным темам. Так, например, для четкого понимания темы «Дроби» ребята с 5-го по 9-й класс в течение трех дней мерили различные сыпучие материалы, разумеется, с учетом возраста делали свои выводы. Через год, когда им дали контрольную работу по этой теме, 99,9 процента участников сессии успешно с ней справились. Кстати, потом выяснилось, что ребята сумели перенести эти, в общем-то математические, знания и на другие предметы, вплоть до гуманитарных, где также необходимо понимание целого. Одна из особенностей сессии в том, что ребята не делятся по возрастам, а работают как разновозрастной коллектив. В одной группе, где, как правило,
7-12 человек, могут оказаться и пятиклашки, и уже взрослые девятиклассники. Одновременно может проходить несколько игровых сессий, каждая из которых собирает 2-3 класса.
Здесь перед ребятами ставят проблему, которую они потом решают в течение трех дней. Каждый день заслушивают доклады групп, и каждый день – обязательная рефлексия того, что происходило во время игры – удачи, успехи, открытия и, конечно же, анализ промахов. Во главе группы стоит игротехник или тьютор. Руководитель игры вместе с тьюторами в ходе сессии анализируют то, что происходило в группах и как это соотносится с задачами, которые были поставлены, какие коррективы необходимо внести.
Вместо учителя – игротехник
– Знание необходимо прожить в своем мышлении, в противном случае оно просто забывается, замещается другой информацией, – поясняет мне суть сессий Александр Аронович. – В традиционной школе учитель выдает ребенку готовые истины, ребенок их воспроизводит, получает за это оценку. И никого не интересует, что он понял. Но неусвоенные чужие истины через некоторое время забываются, ведь с нами остается только то, что прожито. Организовать коллективную работу в классе, например, при изучении какого-то физического закона, чтобы ребенок его промыслил и прожил с учетом жесткости программы, практически невозможно. В лучшем случае знания проживаются пятью учениками из двадцати пяти. Мы, много лет работая в области мыследеятельностной педагогики, развития мышления детей, поняли, что традиционная педагогика и классно-урочная система мало приспособлены к тому, чтобы научить детей самостоятельно мыслить, понимать, действовать. Для достижения этих целей нужны новые образовательные технологии.
– И что, вы считаете, что классно-урочная система себя изжила?
– Я не сторонник революций, отношусь к ним с большим сомнением. Мы встроили наши образовательные сессии в классно-урочную систему, с 2002 года проводим их параллельно с уроками. Разумеется, поначалу проводили сессии не со всей школой, а лишь с отдельными параллелями и измеряли с помощью различных тестов качество знаний тех ребят, которые участвовали в сессиях, и тех, кто работал лишь в обычном режиме. Последние явно проигрывали по уровню своих знаний.
В традиционной школе дети получают так называемые научные знания о мире на различных предметах: изучение, к примеру, атомов идет на уроках физики, химии, биологии, сознание ребенка разбито, у него не формируется целостной картины об окружающем мире и у него нет ни средств, ни возможностей эту раздробленность преодолеть. Эти средства и эти возможности возникают за счет метапредметного подхода. Идею метапредметного подхода в педагогике предложил, как вы знаете, Юрий Громыко. А мыследеятельностной эта педагогика называется потому, что основывается на мыследеятельностном подходе, который создал российский философ Георгий Щедровицкий со своими учениками, он широко известен тем, что придумал и проводил ОДИ – организационно-деятельностные игры. Фактически то, что мы делаем, – это проводим видоизмененные ОДИ с учащимися.
Разумеется, эта технология достаточно затратная. Но прежде всего нам нужен другой учитель.
– Александр Аронович, мы сейчас с вами, по сути, говорим о том, какой должна быть новая школа, в предложенном проекте именно фигуре учителя отводится ключевая роль…
– Все зависит от того, сумеет ли он, учитель, перестроиться. Ведь чего боится педагог? Как правило, того, что ученики уличат его в незнании. Этот страх тормозит педагога. Мы же работаем над тем, чтобы учитель не боялся чего-то не знать, чтобы вместе с учениками пытался заново переоткрыть то, что в традиционной педагогике преподносится как готовое знание. Вообще в режиме игровых образовательных сессий у нас активно работают не менее 25% учителей. Они овладели ролью игротехников, руководителей игры. Три ведущих специалиста, разрабатывающих методологию сессий (А.Губанов, Т.Губанова и И.Назарова), – это ученики Ю.Громыко. За 15 лет мы и сами воспитали серьезных специалистов в области мыследеятельностной педагогики, что в общем-то непросто. Ведь руководитель игры должен быть, по сути, и философом, и психологом, и педагогом одновременно. Впрочем, помощниками игротехников уже давно выступают старшеклассники. Ну не все, конечно, справятся с этой непростой ролью, но 10 из 75 человек способны провести группу под руководством взрослого сквозь тернии к прожитому знанию.
– Вся школа участвует в игровой сессии?
– Нет, с 5-го по 9-й класс, десятиклассники и одиннадцатиклассники участвуют в игре как помощники игротехников и тьюторы. Принципиально, что в игре взрослые не имеют права давать детям готовых знаний, прожить – это вместе пройти путь к знанию и к пониманию. Тьюторы помогают детям двигаться в правильном направлении.
Игровая сессия в плане своей внешней организации состоит из групповой и пленарной работы, сначала ребята получают установочное задание, потом ставятся задачи для работы в группах. На установочном докладе в начале каждой сессии обязательно закладывается проблема, которую ученики должны трансформировать в задачу и потом решить ее. Игра завершается третьим, последним пленаром, после которого обязательно проводится тестовая работа. Если это гуманитарная сессия, ребята пишут, например, эссе.
Между прочим, очень важно, что средства и приемы работы учитель переносит и в обычные уроки. В технологии образовательных сессий заложена еще и идея коллективно-распределенной деятельности. У нас учитывается и выслушивается мнение каждого ребенка, чего не делается на обычном уроке.
В школе своя телестудия, каждые три дня выпускаются новости, и вот как-то снимался очередной сюжет об итогах сессии, и пятиклассник Никита Березин очень серьезно заявил, что раньше у него были проблемы – он не умел работать в коллективе, после сессии они исчезли.
– Я теперь знаю, что такое команда, – уверенно заявил ребенок.
– Александр Аронович, вы сказали, что одна из сессий – социальная…
– Мы работаем во время этой сессии и с родословной семьи, с восстановлением исторической памяти. Например, ребятам предлагается выполнить проект «Великая Отечественная война глазами моих предков». Детям это интересно, потому что связано с их корнями, они вначале создают свой семейный музей, а от него можно двигаться к музею классному, потом школьному. Социальные проекты носят и экономический характер, мы должны учить ребенка пониманию, что такое бюджет города, страны, как с ним работают, что нужно делать, чтобы стать настоящим гражданином. В 2004 году социальная образовательная игра «Мой город и мы», разработанная нами и Институтом города, прошла апробацию в нескольких регионах страны и получила высокие экспертные оценки, было издано методическое пособие. Эта игра помогает успешному усвоению курса обществознания, который мы предлагаем строить с учетом игровой практики на основе деятельностного подхода.
– Александр Аронович, как вы думаете, может ли опыт вашей школы получить массовое распространение?
– Безусловно, но другое дело, что произойдет это не мгновенно…
– И все-таки какой должна быть новая школа, вы можете свой центр образования причислить к этой категории?
– Школа может на самом деле стать новой, если в ней будут происходить серьезные изменения в содержании образования и все это будет подкреплено новыми технологиями. Техническое оснащение школ у нас сейчас достаточно хорошее, причем не только в столице, но и по всей России. Но компьютеры – это еще не все, причем далеко не в каждом образовательном учреждении умело ими пользуются. Надо разделять такие понятия, как инструмент, технология и образовательная среда. Есть, конечно, в России школы, которые претендуют на то, чтобы создать некие новые образцы, новые образовательные модели. Если они этим активно занимались последние 10-15 лет, то, безусловно, нашли свое место. Таких школ достаточно много в Москве, есть они и в передовой провинции. Сейчас правительство нацеливает нас на то, чтобы поднять массовую школу до уровня лидеров, имеющих определенный имидж. Утверждать же, что сегодня есть школы, которые действительно можно назвать новыми не только в плане технического оснащения, но и содержания, я бы не стал. Существует лишь движение в этом направлении.
Если говорить о нашем центре, то мы к новой школе пока движемся. Сказать, что все, чего мы хотели бы, уже достигнуто, разумеется, нельзя. Однако то, что мы предлагаем, как раз и касается содержания образования, с одной стороны; соответствующей новой формы образования, с другой стороны, и новых моментов в педагогической деятельности, с третьей стороны. Комплекс этих трех моментов, отработка их взаимосвязи и позволяют нам говорить о новой образовательной технологии.
Я, во всяком случае, верю, что нами апробирована реальная технология, другое дело, как быстро она станет доступной для массовой школы.
Детско-взрослая академия
Образовательная сессия не единственное ноу-хау Центра образования №1811. Для меня лично настоящим открытием стала Детско-взрослая академия (ДВА) – принципиально новая организация дополнительного образования в школе. Оказалось, что идею детско-взрослой академии выдвинул ученый-педагог Владимир Жегалин еще в 1995 году, считая, что это наиболее оптимальная форма, позволяющая объединиться взрослым и детям для решения общественных проблем. Команда Рывкина окуналась в эту идею в 97-м. С 1999-го в работе академии стал активно участвовать Евгений Сабуров, известный поэт, экономист и политик, он предложил включиться в решение проблемы формирования гражданского общества и создания городского самоуправления. Так родилась уже упомянутая игра «Мой город и мы».
– ДВА – это обычно 2-3 выездные сессии во время каникул, а между ними творческий университет, – поясняет Ольга Караваева, выпускница школы, учитель-словесник, активный участник академии, – куда мы приглашаем известных людей: поэтов, писателей, ученых… Выездные сессии мы стремимся проводить в исторически знаковых местах, Золотое кольцо и Суздаль с Владимиром являются самыми облюбованными. Последние 4 года благодаря Евгению Сабурову мы серьезно работаем над проблемой понимания современной поэзии. Примечательно, что в этой работе участвуют не только ребята с 5-го по 11-й класс, но и их родители. Последняя летняя сессия была посвящена памяти Е.Ф.Сабурова…
…Центр образования «Измайлово» – это еще и театр, впрочем, здесь несколько театров – в начальной школе театр «Трям», кстати, победитель огромного количества конкурсов, профессиональный «Театр 111», детская театральная студия (5-7-е классы), театральные классы (8-11-е классы), студенты актерского факультета Института славянской культуры, где руководителем курса является худрук «Театра 111» Александр Гребенкин…
– Сабуров написал для нас пять пьес, – включается в разговор актер и режиссер «Театра 111» Александр Вичканов. – Не каждый режиссер может этим похвастать, – с гордостью добавляет он.
– Кстати, именно благодаря театральному классу у многих ребят появилась мотивация к учебе, – замечает Александр Аронович, – ведь всякое освоение профессии требует активного скрупулезного вживания – если будешь делать все по-школярски, ничего не достигнешь. Понимая это, во время занятий сценической речью, актерским мастерством ребята начинают серьезно относиться и к общеобразовательным предметам.
Между прочим, очень многие ребята, окончив театральный класс, избрали профессию актера. Выпускники Рывкина – известные актеры Слава Разбегаев, Катя Коробейник.
…Центр образования «Измайлово» не просто новая школа, это школа будущего. В ней есть главное – внимание и уважение к личности каждого, будь то ребенок или взрослый. И что самое удивительное – здесь учатся обыкновенные дети. Чтобы попасть в эту школу, не надо сдавать тесты или экзамены, тут берут всех, хотя в школе есть гимназические классы, классы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные классы, в том числе и театральные, выпускники которых стали профессиональными актерами, а для души играют в «Театре 111», и, наконец, вся старшая школа – мультипрофильная, то есть старшеклассники учатся по индивидуальным учебным планам. Примечательно, что некоторое время существовали даже коррекционные классы, куда брали трудных ребятишек и добивались хороших результатов.
Секрет успеха, думаю, в команде Александра Ароновича, в любви к детям и высоком профессионализме…
Комментарии