Очередное занятие цикла «Разговоры о важном» пройдет 16 января. Его посвятят теме «Прорыв блокады Ленинграда». Рассказываем, как проведут урок в разных классах.
С начала текущего учебного года в школах России проводят цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном». Каждую неделю с ребятами беседуют на важные темы, развивая кругозор информацией, которая касается истории, культуры, традиций нашей страны. В понедельник 16 января детям расскажут о прорыве блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Для учащихся разных классов на сайте проекта представлены сценарии урока и все необходимые материалы: презентации, постеры, видео.
1–2 классы
Занятие призвано дать школьникам общие представления о важнейшем событии Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда, познакомить с фактами о жизни детей блокадного города, вызвать уважение к мужеству, силе воли и готовности ленинградцев ради Родины пережить личное горе и страдание.
Занятие в форме 30-минутной эвристичекой беседы начнется просмотром видеоролика о Тане Савичевой – девочке, блокадный дневник которой стал символом осажденного Ленинграда, данью памяти его жителям.
Ребята также просмотрят презентацию с фотографиями из блокадного города, им расскажут о норме выдаваемого хлеба, о том, как жили люди в тех условиях. Голод, холод, мороз – минус 40 градусов. Водопровод не работает, отопления в домах нет. В каждой квартире стояла железная печка – «буржуйка». В квартирах не осталось мебели, книг, в парках и скверах – деревьев. Все, что горело, сжигали в буржуйках.
Но Ленинград жил, трудился и сражался. Спасение шло от Ладожского озера: летом – по воде, а зимой по льду в город доставляли продукты, топливо, боеприпасы. Из города по озеру эвакуировали детей, стариков, больных и раненых. Ладогу называли дорогой жизни.
Операция советских войск, которые разгромили группу фашистской армии «Север», началась 4 января 1944 года; 27 января 1944 года закончилась героическая оборона города на Неве, продолжавшаяся 872 дня. Подвиг блокадного Ленинграда – это пример стойкости, силы и величия духа. Отвечая на вопрос учителя «Что приносит людям война?», дети придут к выводу, что войны несут беду, горе, боль, болезни, голод, смерть, разрушения.
3–4 классы
Для школьников 3–4 классов занятие также начнется просмотром видео «О блокадном Ленинграде» и постановкой мотивационных вопросов. В ролике они услышат звук метронома. Этот знаменитый звук вошел в историю блокады Ленинграда, его стук называли живым биением сердца города.
В основной части урока ребята прослушают чтение стихов своих одноклассников. Поэзия познакомит их с важными картинами жизни блокадного Ленинграда. Работа с фотоматериалами углубит эмоциональную реакцию на обсуждаемые вопросы и события, представленные в художественных произведениях. Ребят также познакомят с дневником Тани Савичевой.
5–7 классы
Со школьниками на занятии поговорят о том, в чем заключался героизм во время Великой Отечественной войны, что такое «подвиг во имя жизни». Они узнают, что 18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано (в этом году в январе исполняется 80 лет с даты прорыва блокады). Окончательно блокада была снята еще через год – 27 января 1944-го.
Ребятам покажут видеоролик и проведут групповую работу во время просмотра. Видео состоит из 4-х частей и представлено в виде интерактива. На экране появляются 4 картинки, каждая соответствует определенной части сюжета. Последовательно нажимая на картинки, учитель открывает ролики. Между просмотром частей видео организуется беседа.
Школьникам напомнят, что об ужасах блокады рассказала одиннадцатилетняя девочка Таня Савичева. Погибая от голода, она писала в своем дневнике о том, как у нее на глазах умирали близкие. Через много лет детям блокадного Ленинграда поставят памятник – «Цветок жизни». На его лепестках напишут: «Пусть всегда будет солнце!», а рядом будут лежать каменные страницы дневника той самой ленинградской девочки.
Учитель во время беседы подведет ребят к мысли, что именно вера в будущее, вера в победу, в то, что город выстоит, говорит о том, что жизнь нельзя победить. Каждый ленинградец, как мог, спасал свой родной город. Так, во Всесоюзном институте растениеводства сохранили тонны бесценных семян. И это в то время, когда сотрудники института, как и другие жители, получали всего по 125 граммов хлеба в день. После войны благодаря спасенным семенам селекционеры вывели новые сорта пшеницы, ячменя, риса, овощей.
Всю блокаду работал Театр музыкальной комедии. Актеры не только ставили и играли спектакли, но и несли дежурства на крышах и пожарных постах, помогали разбирать завалы после авианалетов и обстрелов. Театр стал одним из символов мужества и несгибаемого духа города-героя.
Не прекращались в осажденном городе и футбольные матчи. Игры проводились регулярно, хотя и нечасто. Самый известный «Матч Жизни» состоялся 31 мая 1942 г. На футбольном поле встретились ленинградское «Динамо» и команда Ленинградского металлургического завода. Матчи, как и театральные постановки, давали людям надежду, показывали, что дух ленинградцев не сломлен, город продолжает не только сражаться, но и жить.
Отдельную часть занятия посвятят рассказу о работе учителей и врачей в осажденном городе. Школьникам напомнят также о значении трансляции метронома в блокадном Ленинграде. Его передавали не только, чтобы проверить связь, но, прежде всего, чтобы предупредить горожан об обстрелах и авианалетах. Когда метроном звучал 150 ударов в минуту – это значило, что пора быстро спускаться в бомбоубежище.
На занятии ребята просмотрят ролик об истории подпольной молодежной организации «Молодая гвардия».
8–9 классы
Школьникам продемонстрируют кадры кинохроники блокадного города. Они услышат блокадный метроном. На кадрах учащиеся увидят засыпанные снегом и замороженные городские трамваи, аэростаты в небе над городом, очереди за хлебом, хлебный паек (его размер и вес), раздачу хлеба, продуктовые карточки, забор воды из проруби на Неве, машины на дороге жизни, бомбежки дороги жизни, табличку «Эта сторона улицы обстреливается», людей у радиорепродукторов, горожан, везущих хоронить родственников на санках, труд детей у станков. С ребятами обсудят, почему все увиденное на кадрах кинохроники важно помнить.
Детям расскажут о работе школ: в первый год блокады в городе их работало 39. На следующий год открылась уже 91 школа. Учитель имел два плана урока: один – для работы в нормальных условиях, а другой – на случай артобстрела или бомбежки. На обложке тетради дети записывали номер школы и номер бомбоубежища, в котором проходили занятия.
В блокадном Ленинграде продолжали работать не только школы, но и театры, музеи, библиотеки, спортивные арены, концертные залы. Известен концерт, на котором была исполнена 7-я (Ленинградская) симфония Шостаковича, написанная в первые недели войны – о ней со школьниками говорили на занятии, посвященном Дню музыки. Многих музыкантов оркестра искали в госпиталях. От худобы некоторые не могли сидеть и репетировали стоя. Симфония прозвучала под защитой огня советской артиллерии, чтобы за время концерта на Ленинград не упала ни одна немецкая бомба. Город старался жить своей обычной жизнью – «города живых».
С ребятами побеседуют о том, что помогло людям выжить в блокадном городе. Это взаимоподдержка, регулярная работа, забота о близких, занятия творчеством. Школьникам также расскажут о деятельности подпольной молодежной организации «Молодая гвардия».
10–11 классы
Ребятам расскажут о прорыве блокады Ленинграда 18 января 1943 года. Школьники просмотрят кадры кинохроники, узнают о работе школ, о повседневной жизни людей осажденного города.
Старшеклассникам предложат подумать над тем, что именно помогало выживать жителям блокадного Ленинграда, для чего продолжали работать актеры в театре, ученые в институтах, зачем проводились футбольные матчи.
На занятии школьники просмотрят ролик об истории подпольной молодежной организации «Молодая гвардия». В июле 1942 года, сразу после начала оккупации Ворошиловградской области, юные подпольщики создали несколько групп в районе шахтерского города Краснодон. В сентябре этого же года все группы объединили в одну организацию, которую и назвали «Молодая гвардия». В ней участвовали девушки и юноши, которые недавно окончили школу. Подростки взяли в руки оружие и смело пошли мстить: они устраивали диверсии, нанося серьезный урон деятельности фашистов.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало о занятии, на котором с детьми рассуждали о важности семейных праздников и значении мечты. В наступившем году первое занятие «Разговоров о важном» было посвящено празднованию Рождества. Читателей также информировали о подведении первых итогов проведения нового цикла занятий.
Комментарии