В издательстве «Дрофа» выпущен в свет новый учебник по информатике для 8-го класса общеобразовательных учреждений. О структуре учебника, о том, что отличает его от других учебных пособий по информатике, рассказывает автор кандидат физико-математических наук Юрий Александрович БЫКАДОРОВ.
Начнем с того, что учебник входит в подготовленный издательством учебно-методический комплект по курсу «Информатика и ИКТ» для 8-9-го классов и полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта общего среднего образования (Информатика и ИКТ), допущен Министерством образования и науки Российской Федерации и включен в Федеральный перечень учебников.
Текст учебника разбит на семь глав – о каждой подробнее по порядку.
В главе первой «Компьютер и информация» вводятся понятия информации, информационного объекта, информационного процесса. Уже во втором параграфе главы описаны первоначальные приемы работы с компьютером. В этом параграфе учащиеся знакомятся с порядком запуска программы при помощи ярлыка на рабочем столе операционной системы Windows, которая у нас в стране стала фактическим эталоном офисного назначения. Это сделано для того, чтобы ученики с самого начала при изучении предмета могли пользоваться электронными иллюстративными материалами, которые в виде презентаций может подготовить учитель. Часть заданий и иллюстраций к учебнику записана на прилагаемом CD-диске.
Далее в главе излагается материал о значении информации для природы и общества, о содержании и формах представления информации, об особенностях различных информационных процессов. Здесь же вводится понятие языка как способа представления информации. Даются примеры естественных и искусственных языков, в том числе формальных. Глава завершается описанием состава персонального компьютера и функциональных возможностей составляющих его устройств.
Глава «Основы работы с компьютером» посвящена подробному знакомству с интерфейсом операционной системы Windows. Упражнения главы построены на использовании программы «Калькулятор» (отработка навыков использования мыши), текстового редактора «Блокнот» (отработка навыков использования клавиатуры), а также на совместном использовании этих программ (отработка навыков использования буфера обмена). Завершается глава описанием условий безопасной работы с компьютером.
Далее в главе «Введение в компьютерную графику» рассматриваются приемы создания графических объектов с помощью растрового графического редактора Paint. На разнообразных примерах осваиваются практически все инструменты редактора, предлагаются интересные методы построений рисунков. Материал последней части главы может стать предметом изучения на дополнительных занятиях или на факультативе.
Глава «Программное обеспечение персонального компьютера» знакомит учащихся с понятием программного обеспечения персонального компьютера и его составом, с основными функциями операционной системы. В главе вводится понятие об авторском праве, описываются приемы работы с файлами и папками, разбираются меры по защите информации от вредоносного программного обеспечения: компьютерных вирусов, сетевых червей, троянских программ.
В пятой главе «Цифровые формы представления информационных объектов» вводятся понятия количества информации как объема информации и как степени ее непредсказуемости (энтропии). В доступной форме описывается понятие системы счисления, способы представления информации в компьютере, приводятся простые компьютерные способы перевода чисел из одной системы счисления в другую. В конце главы разбираются методы дискретизации, кодирование и декодирование текстовой и графической информации, форматы данных.
Далее «Компьютерные технологии обработки текстовой информации» разбираются на примере текстового редактора Word. Наряду с приемами ввода и оформления текста описываются приемы создания формул и таблиц, приемы вставки графических объектов в текстовый документ, приемы создания и использования оглавлений, закладок и ссылок. Завершается глава знакомством с понятиями деловое письмо, реферат, доклад, планирование работы над текстом.
Седьмая глава «Информационные ресурсы Интернета: поиск, передача, создание» посвящена описанию видов информационных ресурсов общества, введению понятий информационной безопасности и информационной этики, знакомству с особенностями поиска информации в компьютере и некомпьютерных источниках информации. Ядром главы является материал с описанием компьютерной сети «Интернет», включая описания приемов подключения и доступа в интернет. Достаточно подробно описаны система адресации компьютеров в интернете, сетевые службы, приемы поиска и передачи информации в сети. Отдельный параграф посвящен общению в интернете с помощью чатов, телеконференций, форумов, пейджинговых сетевых служб, служб IP-телефонии.
Завершается глава описанием приемов подготовки публикаций в Интернете с помощью текстового редактора Word, включая приемы распознавания текстов с помощью специализированных программ.
Общеизвестно, что, приходя на первые уроки информатики, школьники имеют совершенно естественный интерес к предмету, вызванный в большинстве случаев его новизной и массовым увлечением компьютерными играми. Чтобы поддержать, углубить и расширить этот интерес, изложение материала в учебнике построено на основе специально разработанной системы упражнений и заданий практической направленности, которые, естественно, возникают в процессе использования компьютера в задачах обработки информации.
Материал учебника строится на принципе «от задачи», который реализует постановку практической задачи в качестве приема создания проблемной ситуации. Одновременно изложение нового материала по использованию ИКТ построено на гносеологическом подходе, при котором новые сведения излагаются только по мере возникновения в них надобности при решении задач, в противовес аксиоматическому подходу, когда сначала сообщаются все новые сведения, а потом отрабатываются упражнения по их использованию.
Язык учебника понятен и доступен. Этому способствует логически увязанное размещение отдельных фрагментов материала в параграфах и главах, включение в текст подробных описаний порядков действий пользователя при проведении той или иной операции с компьютером. Также широко использованы иллюстрации, в текст включены фрагменты истории компьютеров и информационно-коммуникационных технологий по мере их изучения.
Вот, к примеру, фрагмент истории компьютерных вирусов из четвертой главы учебника:
До начала 70-х годов прошлого века операторы больших ЭВМ о вирусах даже не слышали. В 1969 году в США была создана первая компьютерная сеть ARPANET. И уже через несколько лет в ней был обнаружен безобидный, но назойливый вирус Creeper. На зараженных компьютерах упорно появлялось сообщение:
«I’M THE CREEPER: CATCH ME IF YOU CAN»
(Я CREEPER: ПОЙМАЙ МЕНЯ, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ)
1982 – первый вирус для персональных компьютеров. Вирус Elk Cloner заражал операционную систему компьютеров Apple.
1983 – введен термин «компьютерный вирус».
1986 – первый вирус для IBM-подобных компьютеров. Загрузочный вирус Brian заражал дискеты.
1987 – первый вирус, который заражал файлы (основной файл операционной системы MS-DOS).
1988 – первая эпидемия сетевого червя в компьютерной сети. Вирус ARPANET, который написал американский студент Роберт Моррис, заразил около 6000 компьютеров в компьютерной сети. Автор вируса судом был приговорен к трем месяцам тюрьмы и штрафу в 270 тыс. долларов.
1989 – первая троянская программа.
1990 – первая антивирусная программа.
1995 – первый макро-вирус, который поражал документы редактора MS Word.
1997 – первые сетевые черви, которые использовали для распространения электронную почту.
1998 – первый вирус, нарушающий работу аппаратной части компьютеров (Win95.CIH). Вирус обнаружился 26 апреля 1999 г. на миллионах компьютеров по всему миру. В России этот вирус носит имя «Чернобыль».
1999 – первые эпидемии сетевых червей, которые используют электронную почту (Love Bug и Melissa). Червь Melissa инфицировал тысячи компьютеров в сети «Интернет» и нанес убытки, оцениваемые в 80 млн. долларов. Автор вируса получил 20 месяцев тюрьмы.
Систематическое развитие алгоритмического мышления является одной из основных целей учебника. И дело не в том, что одним из разделов стандарта предусмотрено изучение алгоритмизации и программирования (этот раздел излагается в учебнике для 9-го класса).
Изучение информационно-коммуникационных технологий в учебнике построено на планомерном использовании понятия «порядок действий», равносильного понятию «алгоритм». С одной стороны, это увеличивает доступность изложения, о чем уже говорилось. С другой стороны, систематическое использование порядков (алгоритмов) действий способствует выработке алгоритмического мышления у школьников, побуждая их любой процесс разбивать на этапы и устанавливать последовательность таких этапов.
Вот, к примеру, как выглядит в третьей главе учебника порядок действий для рисования линии с помощью соответствующего инструмента в графическом редакторе Paint:
1. Графический курсор устанавливают в начальную точку отрезка.
2. Нажатием левой клавиши мыши «опускают» инструмент на холст.
3. Не отпуская клавишу мыши, графический курсор отводят в другую часть холста (буксировка мыши) и устанавливают в точку конца отрезка (от начальной точки до курсора тянется линия, даже если курсор движется).
4. Отпускают клавишу мыши.
Необходимость в реализации принципа индивидуализации обучения явилась результатом обобщения опыта работы учителей информатики. Фронтальные методы работы на уроках информатики по освоению ИКТ часто натыкаются на разность в темпах исполнения заданий школьниками и наличие ошибок при проведении школьниками операций с компьютером. Кроме того, реальная разница в уровнях предшествующей подготовки учащихся может привести к ослаблению интереса к предмету у наиболее подготовленных.
В этой связи все многочисленные упражнения учебника снабжены подробным описанием хода их выполнения, включая описание порядка действий пользователя. Это приблизило учебник по жанру к самоучителю, хотя и увеличило его объем. Но одновременно это дает возможность использовать учебник как руководство для самостоятельного выполнения упражнений учащимися в классе или дома, включая упражнения, которые разбирались на пропущенных по болезни занятиях.
Приведем пример упражнения из третьей главы (рисование с помощью графического редактора Paint).
Упражнение 54. Построим на холсте белого цвета зеленый прямоугольник, а на нем белую надпись «ИНФОРМАТИКА».
Строим зеленый прямоугольник. Выбираем инструмент «Надпись» и на дополнительной панели режим непрозрачности фона.
Выбираем основной цвет белый, а цвет фона – красный. Надпись построим в стороне от прямоугольника. Инструментом «Выделение» (режим прозрачности фона) выделяем надпись и переносим ее на зеленый прямоугольник.
Учебник снабжен широким набором разнообразных заданий, которые завершают каждый параграф. Задания имеют разную степень сложности, поэтому могут быть использованы как на уроках, так и на факультативных занятиях.
Думаю, новый учебник станет хорошим подспорьем для школьников при изучении предмета «Информатика и ИКТ», а его содержание будет небезынтересно и их родителям.
Обратите внимание! В комплект к учебнику прилагается диск с авторскими заданиями и упражнениями.
Комментарии