search
main
0

Пропуск в «дивный новый мир»

Инженеры из детского сада

Будущее – удивительная штука. Не успеешь оглянуться, как попадаешь в него, живешь в нем, сам того не осознавая. Еще совсем недавно люди лишь мечтали о мире в окружении умных и услужливых роботов, а сегодня их уже конструируют дети.

Гибрид слона и мыши

Начну рассказ издалека – со Школы Юлия Бенуа, что находится в Санкт-Петербурге. В 1890 году известный архитектор взял в аренду землю и решил построить животноводческую ферму. Эта ферма была необычной: коров здесь не забивали, зато молоко славилось качеством и даже поставлялось к императорскому двору. После революции в здании долгое время была художественная школа, а в конце 90‑х красивая деревянная постройка сгорела полностью. И лишь в 2004 году дача Бенуа была восстановлена по архивным чертежам и фотографиям. Здесь открылся центр дополнительного образования, работающий сегодня по 22 направлениям. Его основная задача – подготовка к школе ребятишек от пяти до семи лет.

Взрослые и дети знают любимую школу по забавным героям на фасаде дома – слономышкам, гибридам мыши и слона, придуманным художником Николаем Копейкиным. Вроде бы с круглыми ушами, но еще и с хоботом. Возможно, это символ теории изобретательских задач, или сокращенно ТРИЗ, – сквозной идеи образовательного подхода, отличающегося от тех, что приняты в обычных детсадах. Соединяй несоединимое, пусть в результате получится казус, зато уникальный.

– Мы не даем ребенку готовое решение, а предлагаем его собрать, сложить, как пазл, – говорит директор Школы Бенуа Светлана Рахманина. – У нас свои авторские программы, свои приложения для айпадов, которыми пользуются воспитанники, развивающие компьютерные игры, придуманные нашими методистами. Есть иностранные языки, шахматы, балетная студия, мастерская керамики. Была и студия робототехники, где занимались малыши под руководством педагогов из Политеха. Она всех вполне устраивала. Но затем в нашу жизнь ворвался РОББО, и занятия начали проводиться в несколько ином формате, при участии других преподавателей.

Как во всяком старинном здании, в Школе Бенуа есть своя тайная волшебная комната, на ней красуется надпись «РОББОклуб». Это самая обычная лаборатория чудес. Здесь кипит и плавится мысль, под воздействием которой безжизненные детали обретают железную душу и электронный мозг, учатся передвигаться в пространстве, слушаться команд, выполнять сложные манипуляции. А их создатели, вооружившись компьютерной мышкой, поднимаются по ступеням обучения, чтобы когда-нибудь обогнать нашумевших Илона Маска да Стива Джобса. Когда Светлана Рахманина познакомилась на приеме у губернатора с основателем суверенной платформы образовательной робототехники «РОББО» Павлом Фроловым, то поняла, что он мыслит в том же русле ТРИЗ, что и ее школа. Так они стали партнерами.

По словам Павла Фролова, социальная миссия РОББО – готовить детей к жизни в мире будущего, где роботы варят всем кофе и приносят в постель. Звучит заманчиво, но, как говорят в детективах, «у меня для вас плохие новости». Легко найти работу в этом прекрасном мире можно будет только робототехникам, айтишникам и специалистам по искусственному интеллекту. Поэтому если родители хотят, чтобы чадо не осталось за бортом, то лучше уже сегодня отдать его в РОББОклуб, в кружок робототехники или в школу, где есть РОББОкласс. Ну а если ничего этого рядом нет, то откройте кружок или класс сами. Хорошо, если бы на 50 тысяч населения была хотя бы одна подобная секция.

Павел Фролов несколько категоричен, но посудите сами: в последние годы цифровой инфопоток буквально затопил все сферы человеческой жизни. Пытаться убежать от него столь же нелепо, как и скрываться в пещере от пиропластического потока во время извержения Везувия. Всем независимо от возраста и образования приходится осваивать программы и приложения, ведь без них в этой новой реальности не разберешься. Разделение на чистой воды гуманитариев и технарей сегодня стало весьма пунктирным, а вскоре грань между этими понятиями полностью сотрется. И «чистой воды» не останется…

 

От робота-паука до робота-почтальона

…В компьютерном классе пятилетние малыши сосредоточенно рассчитывают какую-то сложную схему. Это креативное программирование на RobboJunior – изобретенном здесь же языке программирования. На первом этапе обучения они осваивают трехмерный мир с помощью 3D-ручки, знакомятся с 3D-принтером, учатся делать простые конструкции и механизмы, при этом развивают зрительную, слуховую и смысловую память, логическое, творческое и пространственное мышление, мелкую моторику.

После детсадовской они перейдут на следующую, четырехгодичную, ступень – это уже базовая робототехника, проектная деятельность. Ребята 8-10 лет работают со специальным конструктором для обучения робототехнике, учатся 3D-моделированию, а подростки 11-14 лет уже занимаются самостоятельными проектами и собирают механизмы. 3D-печать – самый короткий способ натренировать у ребенка навык материализации любой идеи. В результате обучения он должен сам решить, как робот будет выглядеть, спроектирует его, изготовит печатную плату, распаяет ее, напечатает механические детали корпуса, запрограммирует и внедрит в реальный процесс.

Примеры? Пожалуйста. В конце года РОББО проводит свой фестиваль – яркий парад изобретений воспитанников 70 РОББОклубов и 300 школьных РОББОклассов из 40 регионов России. Возможно, когда-нибудь на пути у пешехода вдруг возникнет похожий на Мойдодыра робот МедБот, придуманный Степаном Матвеевым из Пскова, и заставит обработать руки антисептиком, еще и температуру измерит. В отдаленные поселения вечной мерзлоты придет робот-почтальон Михаила Слепченко из Керчи и доставит корреспонденцию куда быстрее, чем обычная почта. А слабовидящие люди будут благодарны изобретению Ярослава Котегова из Воткинска – стильному ручному браслету-поводырю, сигнализирующему о дорожном препятствии. И кого же не впечатлит забавный ярко-синий робопаук, приветливо машущий лапкой «в позе радостной собаки» – творение 11‑летнего керченского изобретателя Антона Короленко!

 

Свобода технологий против «черного ящика»

– Мы занимаемся разработкой и внедрением открытой суверенной платформы образовательной робототехники, которая решает задачи цифрового и инженерного суверенитета на международном уровне, – говорит Павел Фролов. – То есть не только формируем мышление инженеров-новаторов, но и уменьшаем зависимость России от программного обеспечения зарубежных поставщиков. Помогаем детям подняться по лесенке, где сначала мы с ними играем в технологии, на следующей ступеньке изучаем, как они работают, а затем предлагаем им делать копии наших технологий и изобретать свои. Если в пять лет малыш приходит к нам учиться, то в 12 он уже может создать свой стартап, а к 18 годам зарабатывать в технологическом бизнесе.

В чем уникальность образовательной системы Фролова? Ведь робототехникой с детьми сегодня занимаются многие. Однако часто обучение идет на закрытых технологиях, преподаватели учат детей нажимать на кнопки в готовых программах и комбинировать готовые блоки. Производители образовательной робототехники часто ориентируются на поддержку крупных технологических корпораций, не заинтересованных в том, чтобы качественно обучать детей и молодежь – плодить конкурентов. Им важно вырастить потребителей своей продукции. В результате такой специалист может работать только на зарубежной технике, обслуживать конвейеры или чинить импортных роботов методом замены сломанного блока на работоспособный. А специалисты платформы «РОББО» сами разрабатывают набор для инженерного творчества и программирования – обучающий софт и оборудование, которое производится на предприятиях Санкт-Петербурга.

– За счет того что мы используем открытые платформы и лицензии на программное и аппаратное обеспечение, мы даем ученикам четыре свободы, – продолжает Павел. – Первая – это свобода использовать продукт с любой целью, вторая – изучать, как он работает, третья – сделать свою копию и поделиться с товарищем, четвертая – свобода улучшить продукт и поместить его в открытый доступ, чтобы двигать вперед прогресс. Это инновации, не только дающие серьезные возможности детям, но и уводящие от обучения по типу «черного ящика», когда технология преподается как нечто магическое. Мы объясняем ученикам, что любая магия – это непонятая технология.

Хотя площадка обучения «РОББО» совсем еще молода, появились ребята, участвующие в программе «Умник» Фонда содействия инновациям и способные претендовать на грант для запуска своей цифровой идеи. Их единицы, поскольку пока средний возраст участника программы «РОББО» – 9-10 лет. Но уже были случаи, когда дети выигрывали конкурсы, где приз – поступление в институт. Пока такой приз им не дают – не положено, малы еще. И это несправедливо. Если человек сконструировал автоматическую поилку для коров и его изобретение уже внедряется на одной из ферм, какая разница, сколько ему лет?

 

Принцип хоккейной коробки

РОББО активно участвует в программах поддержки российских институтов развития, получает помощь от Агентства стратегических инициатив, Фонда содействия инновациям, Фонда развития информационных технологий, Минпромторга, фонда «Сколково», грант от правительства Санкт-Петербурга. В прошлом году платформа выиграла открытый конкурс фонда региональных социальных программ «Наше будущее» – получила беспроцентный заем на запуск пяти кружков робототехники в Санкт-Петербурге. Несмотря на то что РОББО является бурно растущим проектом социального бизнеса, каждая копейка на поддержку очень актуальна.

Нынешним летом проект был представлен на самом высоком уровне – на конкурсе «Сильные идеи для нового времени». В заявке как раз была предложена модель открытой суверенной образовательной платформы робототехники для ликвидации зависимости от зарубежного оборудования. Она прошла отбор среди 19 тысяч заявок, вошла в десятку лучших, а 20 июля на заключительном заседании форума была представлена президенту В.Путину. Он одобрил платформу и дал поручение правительству помочь РОББО решить вопросы с производством технологий, внедрением в школы и экспортом в другие страны. Сейчас уже ведется диалог с профильными министерствами.

– Я сказал президенту, что подготовка инженера-робототехника перекликается с тренировкой хоккеистов в СССР, – делится Павел Фролов. – Помните, тогда в каждом дворе была хоккейная коробка. Все мальчишки гоняли шайбу по льду, а те, у кого получалось хорошо, шли в районную команду, потом в городскую, потом в школу олимпийского резерва. РОББО­класс в каждой школе – это как раз та самая хоккейная коробка. А РОББО­­клуб – это уже районная история, где можно готовиться к олимпиадам, поступать в вузы и формировать команду для бизнеса. Поскольку президент, к счастью, сам хоккеист, он меня понял.

Павел считает, что сегодня уровень поддержки стартапов в России беспрецедентно высок. Да и качество изобретений и инноваций здесь вполне на международном уровне. Отстает лишь общественное мнение. Почему-то издавна считается, что наши технологии чуть ли не из соломы сделаны. На самом деле единственное, что нужно нашим детям, кроме хорошего образования, – это правильные амбиции и уверенность в себе и своих знаниях. Тогда ребята с легкостью войдут в «дивный новый мир» и создадут новый класс специалистов. Всю монотонную и скучную работу возьмут на себя машины, оставив людям только творчество и созидание.

Людмила ПОЛОНСКАЯ, Санкт-Петербург, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте