search
main
Топ 10
В Дагестане скандал в сельской школе вылился в протесты родителей и увольнения учителей Флаг, гимн, герб: школьникам на «Разговорах о важном» расскажут о государственных символах Осталось две недели: все, что нужно знать про итоговое сочинение Школьникам Белгородской области будут выдавать сухпайки, если удаленка продлится до конца года Глава Минобрнауки представил двух новых заместителей Минпросвещения РФ: под новые федеральные школьные программы создаются учебники В Дагестане после четырехдневной забастовки вновь начались уроки в сельской школе Московские школьники напишут городские контрольные работы в формате ЕГЭ Специалисты Рособрнадзора поделят регионы России по качеству образования  Как бороться с потребительством ребенка и что делать в случае детской истерики - мнение специалистов Как не стать зависимым от интернета: объясняют эксперты Магистры и рыцари: педагог из Читы рассказал об авторской системе оценивания школьников Абитуриентам вскоре не придется предъявлять аттестат при приеме в вузы Как повысить зарплату учителя: что думают педагоги о предложениях депутатов Минпросвещения России выяснило, как россияне относятся к введению школьной формы Лучших поваров школьных столовых объявили в Башкирии В школах Улан-Удэ классы закрываются на карантин Зачем нужны психолого-педагогические классы: о принципах их организации рассказала Елена Казакова «Ректором года» премии Российского профессорского собрания стал руководитель Воронежского педвуза 80% учителей в России умеют обращаться с интерактивным оборудованием
0

Прописная или строчная?

В древности прописные (большие) буквы писали только в начале книги, главы, абзаца. Прописная буква при этом отличалась более сложным рисунком, сопровождалась графическими украшениями и нередко писалась красной краской (отсюда выражение «писать с красной строки», т. е. начинать строку с абзаца). В XVI веке после введения книгопечатания большую букву стали писать в начале предложения после точки, а потом и в собственных именах. Однако правил употребления прописной буквы не существовало до XVII века, но и позднее, до второй половины XIX века, они не были упорядочены, например, в XVIII – начале XIX века с прописной буквы писали все заимствованные существительные. Н.М. Карамзин писал: Автор, Литература, Герой. Так же писались имена учреждений, званий, должностей, титулы и многие другие независимо от происхождения слов: Генерал, Профессор, Председатель, Департамент, Землеописание, Арифметика, Зодчество, Швед и др. С середины XIX века многие «излишества» были устранены и наметилось заметное упорядочение в их употреблении. Это упорядочение связано с руководством «Русское правописание», изданным в 1885 году Я.К. Гротом, в котором не только были выделены разряды слов, пишущихся с прописной буквы, но и указаны условия выбора прописной или строчной буквы.

На конкурс принимается заявка, отправленная по почте не позднее 31 марта 2009 года. Вместе с работой в заявке должны быть купон на подписку «Учительской газеты» на 2009 год и контакты (адрес, телефон, электронная почта). Наш адрес: 107045, Москва, Ананьевский переулок, 4/2, стр. 1, редакция «Учительской газеты» (с пометкой: «. Cловарь – помощник педагога»).

Гротовские правила легли в основу правил 1956 года, которыми мы пользуемся до настоящего времени (разумеется, с необходимыми изменениями и дополнениями).

Основанием для написания прописной или строчной буквы является выделение на письме собственных имен, разграничение собственных и нарицательных имен, напр.: лев – Лев, великий – Петр Великий, красная шапочка – Красная Шапочка (сказочный персонаж), бор – Серебряный Бор (район в Москве), республика – Федеративная Республика Германия.

К собственным именам относятся имена и прозвища людей и клички животных, географические и астрономические названия, названия учреждений, организаций, объединений, исторических эпох и событий, праздников, массовых мероприятий, орденов, архитектурных памятников, а также выделяемые кавычками названия газет, журналов, наград, произведений искусства, обществ, предприятий и т.д.

Граница между собственными и нарицательными именами не представляет собой четкой линии. Например, нарицательные существительные вал, мост, ворота и т.п. в названиях улиц, площадей утрачивают свое значение и, следовательно, должны писаться с прописной буквы, как пишутся все топонимы: Золотой Рог (бухта), Чешский Лес (горы), Белая Церковь, Минеральные Воды, Павлов Посад, Царское Село (города), Новый Свет (об Америке). Однако в некоторых справочниках указывается, что в таких названиях улиц, как Кузнецкий Мост, Никитские Ворота, Каретный Ряд, Охотный Ряд и др., второе слово следует писать со строчной буквы как написание названий, отражающих прошлое Москвы (Кузнецкий Мост – улица в Москве, часть которой когда-то занимал мост через реку Неглинку, Никитские ворота – когда-то здесь были ворота в стене, окружавшей Москву). Написания со второй строчной буквой можно нередко встретить в современной печати. Существующий разнобой нужно устранить, соблюдая общее правило написания топонимов (т.е. писать: улицы Охотный Ряд, Кузнецкий Мост, Коровий Брод, Народного Ополчения и т.п.).

Написание прописной или строчной буквы в значительной степени зависит от экстралингвистических факторов. Так, в написании органов власти, учреждений, организаций и т.п. общее правило – писать с прописной буквы первое слово названия (Международный валютный фонд, Московская городская дума, Академия наук РФ, Институт языкознания РАН и т.п.). Так же рекомендуется писать и названия созданных в 1990-е годы высших органов власти: Государственная дума и Федеральное собрание РФ.

Такое написание дается в академическом справочнике «Правила русской орфографии и пунктуации» 2006 года. Но в правилах 1956 года руководствовались иерархическим подходом и рекомендовали все слова в названиях высших органов власти в отличие от прочих названий писать с прописной буквы: Совет Министров СССР, Верховный Совет СССР, Военно-Морской Флот, Советская Армия. По аналогии со старыми названиями в настоящее время пишется Государственная Дума РФ, Федеральное Собрание РФ, а также Народное Собрание Республики Дагестан, Государственная Дума Ставропольского края и мн. др. Таким образом, написание по правилам 1956 года связано с значительными трудностями для пишущих: необходим специальный справочник с перечнем высших учреждений и организаций для решения, как писать Верховный Суд (суд) РФ, Московская городская Дума (дума), Законодательное Собрание (собрание) Санкт-Петербурга и мн. др.

Представляется, что такие слова, как Дума, Собрание, входящие в состав рассмотренных составных названий, должны писаться с прописной буквы лишь в тех случаях, когда они употребляются вместо полного официального названия.

Политизированный характер до середины 1980-х годов носили и рекомендации по написанию названий, связанных с религией. Отрицательное отношение к религии проявилось, в частности, в том, что при написании слов бог, богоматерь, богородица, пасха, аллах, великий пост и мн. др. употребляли только строчную букву. В настоящее время названия, связанные с религией, пишутся по общему правилу написания собственных имен: Бог, Богородица, Пасха, Рождество, Великий пост, Аллах, Шаббат, Курбан-байрам, Страшный суд и др. Следует обратить внимание и на тот факт, что написание некоторых слов зависит от значения слова или определяется контекстом. Так, в устойчивых сочетаниях, употребляющихся в разговорной речи вне прямой связи с религией, рекомендуется писать бог, господь со строчной буквы. К ним относятся: (не) бог весть или (не) бог знает (кто, что, какой) – “о ком-, чем-н. не очень важном, незначительном”, бог (господь) его знает – “не известно, не знаю”, бог с ним, тобой, не дай бог, ради бога, убей (меня) бог, как бог на душу положит и др. Не следует писать с прописной буквы междометия ей-богу, боже, боже мой, господи боже мой, бог ты мой, боже сохрани, боже упаси в отличие от тех случаев, когда формы Боже, Господи выражают обращение к Богу. Например, может быть написано слава Богу, дай Бог (если контекст указывает, что говорящий действительно благодарит Господа Бога, обращается к нему) и слава богу, дай бог (если по контексту ясно, что употреблен разговорный оборот вне прямой связи с религией).

Контекст, стилистическая характеристика текста должны учитываться и в ряде других ситуаций. Например, названия высших государственных должностей пишутся с прописной буквы только в текстах официальных документов, сообщений, договоров (но: президент, папа римский, император в текстах неофициального характера); написание Вы, Ваш как форма выражения вежливости возможно лишь при обращении к одному лицу. Прописная буква, употребляемая не к месту и не вовремя, может вызвать совсем не тот эффект, к которому стремился пишущий.

Более последовательно пишутся сейчас названия исторических эпох и событий, праздников, общественных мероприятий, например: Средневековье, Новое время, Крестовые походы, Первая мировая война, Кубок Дэвиса, Параолимпийские игры и т.п.

Упорядочено написание аббревиатур. Любые инициальные аббревиатуры (как буквенные, так и звуковые) рекомендуется писать прописными буквами: ГЭС, СПИД, ОМОН, УЗИ, НАТО, ЮНЕСКО, ТАСС, МИД, СМИ, ВТЭК, ЦСКА и др. В суффиксальных производных от буквенных аббревиатур используется передача по названиям букв строчными буквами: бэтээры (от БТР), кагэбэшник (от КГБ), эсэнгэвский (от СНГ).

Итак, очевидно, что выбор прописной или строчной буквы вызывает немало трудностей. Преодолеть их поможет недавно изданный в рамках программы «СЛОВАРИ XXI ВЕКА» «Орфографический словарь русского языка» (авторы: Б.Букчина, И.Сазонова, Л.Чельцова). Однако ни один справочник не может установить совершенно точных правил употребления больших букв. За правилами, как писал Я.К. Грот, еще многое остается решать такту и здравому смыслу.

Людмила ЧЕЛЬЦОВА, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института русского языка РАН

Конкурс

«Учительская газета» совместно с издательством «АСТ-ПРЕСС» объявляет конкурс «Cловарь – помощник педагога»

Цель конкурса – выявить неординарные методические разработки уроков учителей русского языка и литературы, в которых используются словари.

Участниками конкурса могут стать учителя Российской Федерации.

На конкурс принимается заявка, отправленная по почте не позднее 31 марта 2009 года. Вместе с работой в заявке должны быть купон на подписку «Учительской газеты» на 2009 год и контакты (адрес, телефон, электронная почта). Наш адрес: 107045, Москва, Ананьевский переулок, 4/2, стр. 1, редакция «Учительской газеты» (с пометкой: «Конкурс. Cловарь – помощник педагога»).

Авторитетное жюри отберет 10 лучших разработок, которые будут опубликованы в «Учительской газете». Победители – авторы этих работ будут приглашены в Москву для прохождения бесплатного недельного обучения на базе АПКиППРО, по окончании которого они получат сертификаты о повышении квалификации.

Во время обучения пройдет финальный этап конкурса. Победитель будет премирован словарями и справочниками для комплектации личного кабинета. Все финалисты получат поощрительные призы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте