search
main
0

Пролетарская дидактика. Как вывести рабочий район в лидеры?

Елена Ефимовна ДЕЙЧ возглавляет управление образования Ленинского района Нижнего Новгорода с 2005 года. До этого в течение 15 лет была директором школы в том же Ленинском районе. Коллег и подчиненных она поражает неистощимой энергией и самостоятельностью, способностью брать ответственность на себя.

– Елена Ефимовна, сегодня многие считают управленцев районного уровня людьми крайне зависимыми, осторожными и послушными, делающими все только с оглядкой на вышестоящее начальство. Вы согласны с этим?

– Бытует такое мнение, наверное, не зря… А еще многие считают управленцев бездельниками-бюрократами, способными только на то, чтобы спускать директивы из центра и собирать отчеты. Поначалу мое отношение к управленческой работе было похожим, поэтому и согласилась на предложение поработать в должности начальника неохотно. Когда я, практик, пришла сюда из школы, то не могла понять, что конкретно я должна делать в новой роли. Согласитесь, мало знать должностные обязанности руководителя, задачи и функции управления, необходимо почувствовать сущность своей ежедневной работы, ее нужность. Но прошло немного времени, и я поняла, что управление должно стать центром, формирующим содержание деятельности всего образовательного комплекса района, определяющим стратегию и тактику, основные направления, по которым он должен развиваться. От того, насколько грамотно управление сумеет поставить задачи перед школами, насколько разумно очертит возможности каждой из них, насколько дальновидно распорядится средствами, будет зависеть многое. Управление – генератор идей и инициатор начинаний, а я, как начальник, должна не просто раздавать указания подчиненным, а внедрять самый прогрессивный опыт, увлекать педагогов и администраторов новыми передовыми идеями, вдохновлять их на творческую работу. Со временем стало понятно: если я останусь собой (а я не хочу и не умею работать формально), то никто из «игроков» моей команды не станет равнодушным статистом.

К счастью, вокруг много людей, с которыми я давно работаю и без поддержки которых мне было бы трудно чего-то добиться.

– Какие цели вы ставили перед собой в вашей новой роли, какие задачи решали в первую очередь?

– Главной моей целью стало повышение конкурентоспособности образовательных учреждений района. Почти полвека прожив в Ленинском (здесь и родилась, и училась, и работаю, и живу), я очень хорошо понимала, что вывести наш «пролетарский» район в лидеры будет тяжело. По сравнению, допустим, с центральными – Нижегородским, Советским районами, имеющими прочный фундамент и давние традиции, заложенные дореволюционной системой просвещения, – Ленинский всегда проигрывал. У нас были замечательные педагогические кадры, уникальные учителя – это немало, но, согласитесь, на сегодняшний день этого недостаточно. Сегодня каждая школа, каждый детский садик должны иметь свой стиль, имидж, бренд. Поэтому мы начали с развития преимуществ, которые помогли бы образовательным учреждениям встать вровень с лучшими и сильнейшими. Еще совсем недавно у нас не было ни одного лицея и гимназии, а компьютеризация школ заключалась лишь в наличии компьютерного класса для преподавания информатики. Необходимо было поднять работу на более высокий технологический уровень. Без информатизации – создания единого информационного пространства – осуществить это невозможно. Мы первыми в городе подключили к Интернету не только школы, но и дошкольные учреждения, создали единую сеть для всего образовательного комплекса, ввели электронный документооборот, во всех учреждениях установили автоматизированные рабочие места директоров. Для этого провели серию обучающих семинаров, приобрели программы, позволяющие автоматизировать все процессы управленческого блока в образовательных учреждениях: тарификацию, базы данных об учениках и педагогах, отчетность, составление расписания и прочие необходимые моменты. Мои поначалу казавшиеся странными требования не сразу нашли отклик у подчиненных. Я чувствовала раздражение, а иногда немое сопротивление. Но постепенно лед начал таять. Благодаря «насильственно» внедренным технологиям работать стало легче, эффективность управления повысилась, и даже общение педагогов и руководителей приобрело неформальный, живой характер. Расширился и обновился компьютерный парк, появилась возможность участия педагогов и школьников в интернет-конференциях, со временем начали появляться сетевые методобъединения. Район стал экспериментальной площадкой города по созданию единого информационного пространства системы образования. Сегодня почти во всех школах Ленинского района созданы собственные сайты, не странички, а регулярно обновляемые сайты. Все это кому-то покажется внешней стороной, не стоящей того, чтобы ей придавали большое значение. Но форма, пусть опосредованно и постепенно, влияет на содержание – современные методы обмена информацией заставляют педагогов профессионально расти. Мое мнение таково: не имеют права учить и воспитывать сегодняшних детей люди, отставшие на полвека и не стремящиеся к освоению передовых технологий. Педагог должен стараться быть впереди, иначе доверия и уважения ему не заслужить. Новые технологии позволяют учителям и ученикам обмениваться опытом, участвовать в различных конкурсах, виртуальных олимпиадах, дискуссиях, конференциях, способствуют проявлению инициативы и конструктивному обмену мнениями.

У каждой школы есть своя изюминка, и школьный сайт нужен в том числе и для того, чтобы родители узнали о ней, смогли выбрать для своего ребенка именно то образовательное учреждение, которое ему больше всего подходит.

Внедряя инновации, не стоит забывать о традициях. Каждый год на торжестве, посвященном Дню учителя, в присутствии тысячи учителей мы вручаем заслуженным ветеранам педагогического труда памятный знак «Хрустальный глобус» за личный вклад в развитие образования района. Получившие его признаются, что для них это самая высокая в жизни награда. В 2006 году мы учредили переходящий «Штандарт управления образования», он вручается на традиционной августовской педагогической конференции лучшим образовательным учреждениям по итогам прошедшего учебного года – одной школе и одному дошкольному учреждению, добившимся лучших результатов.

Есть у нас переходящие почетные знаки «Большой глобус» и «Малый глобус». Вручаются они лучшим школам по итогам районных олимпиад и конференций НОУ вместе со свидетельством «Самая интеллектуальная школа года». Победитель районного конкурса «Учитель года» получает переходящий символический знак «Мраморный глобус» (кстати, из настоящего мрамора), который хранит у себя и через год вручает своему преемнику – лучшему учителю следующего года.

К сожалению, на своем уровне я не могу решить вопрос о повышении заработной платы работникам образования, но моя обязанность насколько возможно поддержать педагогов хотя бы морально. Например, на недавно прошедшем празднике, посвященном Дню учителя, мы наградили более 160 человек, причем не только школьных учителей, но и работников детсадов. Кстати, о них почти всегда забывают. На мой взгляд, это непростительно. Когда я пришла в управление, решила посмотреть, сколько работников детских садов имеют награды. Оказалось: единицы. Представляете, многие из них в течение 30-40 лет добросовестно работают, получая гроши, а общество их труд словно не замечает! Мы решили восполнить этот пробел. Теперь ежегодно награждаем не только заведующих детскими садами и воспитателей, но и младший обслуживающий персонал. Мы даже представить себе не могли, насколько это нужно людям, насколько важно для них публичное поощрение.

– Елена Ефимовна, все это, безусловно, очень важно, но моральное стимулирование не может заменить материальное. Как в районе работает НСОТ?

– С самого начала я настаивала: после внедрения НСОТ каждый педагог должен понимать, из чего складывается итоговая сумма его зарплаты. Только тогда учителя будут мотивированы на серьезную работу и профессиональный рост. Например, каждый директор школы и заведующий садиком, получающий зарплату в управлении, видит, за что конкретно он материально вознагражден. В ведомости выделены 16 показателей – они красноречивее любых слов. Каждый может сравнить свою сумму с зарплатой руководителей других образовательных учреждений, и у него не будет вопросов – все прозрачно. Мы хотели показать директорам пример, чтобы такой же подход был в каждой школе. Сейчас мы разрабатываем систему поощрений для молодых специалистов. В этом году, возможно вследствие кризиса, начинающих учителей пришло в школы больше, чем когда-либо. Это, с одной стороны, радует, с другой – и обязывает. Мы понимаем, что серьезная проблема – удержать их в школе на долгие годы. По новой системе молодые специалисты или немолодые, но не имеющие стажа педагоги, – самая низкооплачиваемая категория школьных работников. Платить им наряду с учителями, проработавшими 20-40 лет, только за то, что они пришли, на мой взгляд, аморально. Вот и нужно серьезно продумать систему поощрения и стимулирования начинающих, чтобы они не испытывали разочарования и не уходили из школы.

Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте