Психолого-педагогическое сопровождение в дистанционном режиме
Коррекционно-развивающая работа специалистов (логопедов и дефектолога) в период пандемии была организована в дистанционном режиме. В течение двух месяцев поддержка проводилась в различных форматах: в режиме онлайн (с использованием электронной формы взаимодействия), в режиме офлайн или в условиях комбинирования этих двух форм.
Приоритетным было использование мессенджера WhatsApp и приложения Zoom. В нашей школе обучаются дети с ОВЗ и инвалидностью, что значительно усложняет организацию работы в дистанционном формате. В рамках видеосвязи не всегда получается удержать внимание ребенка, создать учебную мотивацию, обеспечить качественное восприятие материала. На помощь приходят различные игровые методы, интерактивные презентации и игры для развития памяти, внимания, мышления, речи, а также видеоролики пальчиковой и артикуляционной гимнастики.
Подготовка к онлайн-занятиям отличается от подготовки к очному занятию. Мы разрабатывали и создавали дидактический материал и игровые пособия на базе интернет-ресурсов (например, LearningApps.org), в Microsoft PowerPoint (презентации, интерактивные игры), снимали видеоролики (артикуляционная и пальчиковая гимнастика), использовали разработанные известными авторами онлайн-платформы (Slogy, Start). Даже совместно с коллегами из других школ в рамках взаимодействия подготовили флешмоб с артикуляционной игрушкой (лягушка Луша).
Тематика занятий определялась календарно-тематическим планированием. По длительности онлайн-занятия занимали не более 15 минут согласно требованиям СанПиНов. Помимо онлайн-занятий мы размещали рекомендации для родителей по изучаемым темам и домашнее задание в чате WhatsApp.
В дистанционной работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью помимо организационных трудностей имеются свои особенности. К сожалению, такой формат занятий подходит не всем детям, так как у некоторых нарушено произвольное внимание, не сформированы учебные навыки, трудности зрительного восприятия (не понимают плоскостные изображения), имеются нарушения эмоционально-волевой сферы. В таких случаях без помощи родителей занятия невозможны.
Родители были активно включены в работу и оказывали техническую и методическую помощь в процессе занятий. Важно отметить их вовлеченность в процесс и активное участие, что намного облегчило работу педагогов, с одной стороны, а с другой – пришло понимание сути проблем своих детей и необходимости их устранения.
Дистанционное обучение имеет свои несомненные плюсы и минусы. Каждый педагог должен быть мобильным и всесторонне развитым, чтобы в новых условиях уметь перестроить привычный уклад занятий с учетом требований времени, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, максимально извлекая возможности из дистанционной работы для коррекционной помощи детям с ОВЗ.
Ксенья ЗУБОК, Вита СОЛОВЬЕВА,
учителя-логопеды школы №991
Комментарии