Одним из ключевых направлений московского образования в рамках новых федеральных стандартов 3.0 является практико-ориентированная деятельность, способствующая актуализации знаний ребят по целому ряду направлений – от инженерного до лингвистического. Разработанная в городе Москве комплексная система интеллектуальных конкурсов и конференций по проектной деятельности и олимпиадному движению дает возможности реализовать потенциал каждому ребенку. Школа №1621 «Древо жизни» не исключение, а скорее подтверждение эффективности данной системы.
Особенно важной представляется проектно-исследовательская деятельность для учащихся предпрофильных и профильных классов. Методически четко выстроенные критерии ведущих профильных московских конкурсов «Старт в медицину», «Инженеры будущего», «Наука для жизни», «Курчатовский проект», а также целый ряд городских фестивалей и конференций, таких как конференция «Россия – мое Отечество» или фестиваль НТТМ «Образование. Наука. Производство», становятся отличной «дорожной картой» для создания учениками качественных образовательных продуктов, что означает настоящую «прокачку» навыков проектирования – от идеи до создания прототипа. Именно эти навыки ожидает от будущих выпускников школы наше общество для создания прочной технологичной базы во всех отраслях экономики.
Важным остается вопрос патриотического воспитания школьников. И в этом смысле метапредметная олимпиада «Не прервется связь поколений», проект «Кино в московской школе», олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» и «Храмы столицы» не только создают фундамент для получения ребятами историко-культурных знаний, но и дают им ощущение гордости за великое наследие нашей страны, что отвечает задачам формирования любви к своей Родине.
Впереди у школы новые рубежи, новые возможности и, конечно же, новые победы, обеспеченные профессионалами московского образования для успешного будущего нашей страны.
Посмотреть видеоролик, посвященный Дню науки в школе №1621 «Древо жизни», и на практике увидеть реализацию системы организации проектной деятельности можно, пройдя по QR-коду.
Комментарии
Юлия ЯСИНСКАЯ, директор школы №1621 «Древо жизни»:
– Мы рассматриваем сопровождение и поддержку учеников как командную работу целого ряда специалистов: от куратора проекта, методиста школы, классного руководителя и психолога до специалиста по актерскому мастерству и педагога-организатора – для учета индивидуальных особенностей и интересов всех участников проектной деятельности. Наш подход основан на установке: каждый ребенок – драгоценность. В тщательной работе по созданию проекта мы видим более глобальную задачу – формирование у детей ведущего и самого востребованного навыка нашего времени – Life – Long – Learning, или образование и самообразование в течение всей жизни. Именно этот навык как нельзя лучше развивает проектная работа, особенно если она выстроена с позиции формирования социально ответственного поведения у учеников. В этом случае каждый проект начинается с наблюдения и определения проблем, требующих решения как для целой страны, города, так и для одного из его жителей.
Екатерина МОЧАЛКИНА, советник директора по воспитанию школы №1621 «Древо жизни»:
– День науки в школе является кульминацией, подведением итогов участия ее учеников в эффективно выстроенной образовательной средой Москвы целой серии конкурсов, фестивалей и конференций. Это большой праздник для всех нас.
В ходе этого общешкольного эмоционально и интеллектуально захватывающего мероприятия большое внимание уделяется образовательной составляющей. Участники проектов по различным направлениям деятельности всех возрастов имеют возможность представить свои работы на стендовой сессии ярмарки проектов. Ребята посетители ярмарки, имеют маршрутные листы и по завершении посещения стендовых сессий с удовольствием отвечают на вопросы онлайн-опроса по прослушанным проектам, тем самым закрепляя полученные знания.
В ходе подведения итогов всем участникам проектов и лучшим в олимпиадном движении вручаются памятные грамоты, призы, сертификаты для организованного посещения лабораторий, технопарков, IT-центров, а также гранты для обучения в городских лагерях от Центра педагогического мастерства для подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников. Не остаются в стороне и руководители проектов, а также родители.
В этот день все школьное сообщество празднует ценность новых идей и оригинальных разработок, популяризируя таким образом важность навыка проектирования не только для школы, но и для жизни самих учеников, а также общества.
Все эти этапы объединяет научно-практическая конференция «Наши возможности – наши победы!», которая проводится в школе «Древо жизни» уже в 13‑й раз.
Семен Ж., ученик 9‑го класса школы №1621 «Древо жизни», участник школьной научно-практической конференции:
– Ключевой принцип учебы в нашей школе – это активная жизненная позиция. Лично для меня это отличные и хорошие отметки, участие и победы в конкурсах, олимпиадах, спортивных соревнованиях, различные этнокультурные мероприятия. В этом году я стал призером муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку. А также со своим проектом «Психологический климат в школе» выступил на конференции Школы юного психолога в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова, став ее призером.
Навыки проектирования – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения и применять знания на практике. Вместе с тем работа над проектом учит ответственности, тренирует навык выстраивать процесс своей деятельности и доводить проекты до конца. Получение таких навыков в школе очень важно, потому что они помогают в подготовке к будущей профессии, позволяют войти в мир профессионалов, попробовать себя и сделать первые уверенные шаги, ведь школьный проект – это пространство возможностей не только для того, чтобы изучить литературу по выбранному направлению, но и для интервью, и для блицопросов, и даже для круглых столов и дебатов по теме проекта. Все это заставляет меня хорошо владеть школьной программой и выходить за ее рамки на уровне интеграции предметов. Это действительно увлекательно.
А еще я по-настоящему ценю эффект единения, который ощущаю в своей школе, когда мои проект и идеи становятся значимыми и важными не только для меня, ведь я включен в диалог с учителями и специалистами, которые проявляют неподдельный интерес к моей работе.
Александр ХИДИРОВ, старший методист школы №1621 «Древо жизни»:
– Учебный год в нашей школе был объявлен годом роста, годом высоких академических стандартов, и мы действительно много сделали для того, чтобы школа «Древо жизни», как и в прошлые годы, достойно заявляла о себе. Нам действительно есть чем гордиться. Ведь в нашей маленькой (по меркам Москвы) школе почти треть учащихся – победители, призеры и участники самых разных городских и всероссийских конкурсов, конференций и олимпиад, среди которых – «Старт в медицину», Research Start, «Мультимедийная журналистика», «Лантанум 57», «Поиск НИТ. Естественные науки».
Мы также отмечаем качественный рост участия ребят в языковых конкурсах, например, в конкурсе «Языки и страны» ребята заняли первое место, а также завоевали Гран-при конкурса со своим проектом «Подготовка к олимпиадам по английскому языку с использованием чат-бота на основе языка программирования Piton».
В основе высоких результатов школы лежит комплексная работа, где важным элементом становятся школьные этапы представления проектов. Так, на первом этапе ребята защищают идею, гипотезу, актуальность и конечный продукт своего проекта. На втором этапе ученики представляют подробный разбор литературы по выбранному направлению, наконец на третьем этапе ребята представляют весь проект целиком. На каждом из этапов куратор проекта вместе со своими подопечными получают подробные рекомендации по совершенствованию каждого из элементов проекта. После того как готовый проект проходит итоговую экспертизу на предмет соответствия критериям, соотношения гипотезы и итогового продукта и другим факторам, наступает время подготовки непосредственно к публичному выступлению, где группа наших специалистов направляет ребят в их работе над IT-презентацией, публичной речью, составлением сопроводительной брошюры и другими элементами.
Большую роль играет психологический настрой ребят, ведь подготовка ученического проекта может занимать от двух до четырех месяцев, в некоторых случаях и больше. Для того чтобы ученики не теряли интереса к этой деятельности, при участии ученического совета школы мы создали проектные мастерские на базе нашего школьного медиацентра. Это дает ребятам возможность рассказать об идеях, над которыми они работают, всему школьному сообществу, а также продемонстрировать свои наработки, дать интервью или поделиться планами применения продукта своего проекта на практике. Деятельность ребят широко освещается в школьных социальных сетях, а также на школьных информационных стендах. Такой подход придает значимость работе наших учеников, а также транслирует культуру уважения к труду каждого в нашей школе, подчеркивает ее важность для развития и процветания столицы и нашей страны.
Афанасий А., ученик 4‑го класса школы №1621 «Древо жизни»:
– В этом учебном году я стал победителем и призером пяти конкурсов. Особенно интересными мне показались выступления на конференции «Россия – мое Отечество», олимпиаде «Храмы столицы», а также на конкурсах «Пространство Отечества» и «Поиск НИТ».
Темой одного из моих проектов стали исторические, архитектурные и инженерные особенности зданий Москвы, в частности старейшей синагоги нашего города. Конкурс «Не прервется связь поколений» дал мне возможность поделиться историей моей семьи через проект «Листая семейный альбом». В этом мне помогли уроки проектирования, где я научился определять гипотезу своего проекта и ставить цели и задачи, составлять «дорожную карту» проекта, проводить опросы среди одноклассников и анализировать полученную информацию. Я чувствую себя уверенно, потому что со мной работала большая команда школьных учителей, с которыми я был на равных, когда обсуждал планы моих проектов и способы их подготовки. А одним из самых активных болельщиков была моя мама.
Наталья С., мама четырех учеников школы №1621 «Древо жизни»:
– Моя семья поддерживает ценности, которые транслирует школа «Древо жизни», в частности, связанные с установкой на рост, а это значит отсутствие страха перед ошибками, уверенность в своих силах, умение сотрудничать, работать в команде. Все эти навыки, которые сегодня принято называть мягкими, способствуют развитию моих детей для их успешной интеграции в современное общество.
Мы с радостью наблюдаем за успехами моих девочек. У них появился интерес к исследовательской и проектной деятельности, вырос уровень работы с информацией, появилась возможность развивать навыки публичных выступлений, проводить эксперименты и тестировать гипотезы, тренироваться в составлении графиков, работать с большими данными, что в конечном итоге обеспечивает успешное обучение в школе и вузе.
Я знаю об этом не понаслышке, так как моя старшая девочка, которая окончила школу «Древо жизни» несколько лет назад, является лидером институтских конференций и прорывных идей по своей специальности. А это значит, что школа идет в ногу со временем, отвечая на запросы сегодняшнего дня.
Комментарии