Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Произвол исключен. Деньги распределяет общественный совет

Учительская газета, №42 от 16 октября 2007. Читать номер
Автор:

Владимир Иванович ГУСАРОВ окончил исторический факультет Куйбышевского государственного педагогического института. По комсомольской путевке был направлен директором в Культурскую среднюю школу села Никитино Кошкинского района. Гусаров стал директором в 21 год и проработал в этой должности 18 лет. С 1997 года – он заместитель главы администрации Кинель-Черкасского района по социальным вопросам. С 2002-го – руководитель Отрадненского территориального управления образования.

СтатфактОтрадненское территориальное управление Министерства образования и науки Самарской области, объединяющее город Отрадный, а также Кинель-Черкасский и Богатовский районы, включает в себя 74 образовательных учреждения. В них обучается около 27000 детей.

– Только не пишите, что я нестандартный чиновник, – предупредил Владимир Иванович. (Так в прошлом году его назвали в одной из детских газет на Межрегиональном фестивале детской и молодежной самодеятельной прессы «Журналюгин».) Абсолютно согласен, он самый настоящий «стандартный» чиновник. Гусарской внешности, энергичный, четко формулирующий свою мысль. Свободно ведет диалог, не уходит от вопросов. Уверен в себе, готов отвечать за то, что делает. Гордится своей работой. Строит проекты и реализует их. А еще постоянно говорит «мы» и поясняет: «Мы – это 15 человек команды, скорее единомышленники и партнеры, чем просто исполнители-управленцы». И то, что подкупает окружающих: удивительная открытость и доброжелательность, умение слышать собеседника. Но при этом жесткость в достижении задач, четкость требований. «Я демократичен до принятия решения, выслушивается любая позиция, обсуждается любое мнение. Но если мы приняли решение, то в момент исполнения я однозначно авторитарен». Так что он действительно стандартный чиновник, точнее, такой, каким чиновник и должен быть на самом деле.

– Я родился в семье педагогов и с седьмого класса мечтал быть учителем истории, – нашу беседу Владимир Гусаров начал с небольшой биографической справки. – Братья пошли по рабочей линии, а я – в пединститут. В вузе занимался общественной работой, учился почти на «отлично», был депутатом Куйбышевского городского совета народных депутатов, и когда решался вопрос о Культурской школе, мне сразу же по окончании института предложили стать ее директором. Главное, чем пришлось заниматься в первый год работы, – выстраивание отношений в коллективе, который был разбит на мелкие группировки. Но так как нас был целый комсомольский десант, ситуацию удалось переломить.

– Владимир Иванович, почему, на ваш взгляд, в школьных коллективах часты конфликтные ситуации, подковерные выяснения отношений, интриги?

– Не только в школьных. Заметил, что самые склочные, сложные трудовые коллективы вообще в бюджетной сфере: образовании, здравоохранении. На мой взгляд, причина в том, что собрались люди с высоким уровнем интеллекта, амбициями. Но их реализация не всегда удачна, так как нет четкого распределения обязанностей и ответственности, критериев оценки качества вложенного труда, слишком много общественной нагрузки. Слишком много субъективизма. Это почва для недовольства, зависти. То есть не люди такие, система сама провоцирует. Имея богатый жизненный опыт, я пытался понять процессы, происходящие в коллективе, между коллективами. Пришел к выводу, что выстраивание партнерских отношений с сообществом минимизирует субъективность в оценке работы школы и каждого педагога. Для этого у нас в округе уже пять лет существует общественный рейтинг образовательных учреждений, проводится Международная ярмарка социально-педагогических новаций (где оценка эффективности проверяется в том числе и рублем на торгах), ведется личный банк достижений учащихся, существует система количества и качества педагогического труда. Все это не просто создано, но и апробировано, работает и приносит свой результат. И то, что сейчас происходит с приоритетным национальным проектом «Образование», новой отраслевой системой оплаты труда, прекрасно ложится на систему самооценки и саморазвития, созданную в нашем округе.

– Почему то, что у вас работает эффективно, не везде дает такой же результат?

– Есть ряд условий, без которых все это функционировать не будет. Во-первых, система мониторинга деятельности учителей, безусловно, работает только при условии нормативного бюджетного финансирования, когда «деньги ходят за учеником».

– То есть при Единой тарифной сетке ничего не получится?

– Да. Это обязательное условие, но этого мало. Необходим активно работающий общественный совет, чьи полномочия четко прописаны в уставе учреждения. Необходимы локальные акты, в соответствии с которыми подводятся итоги деятельности. Чтобы заработал рейтинговый принцип: качественная работа – высокая оплата. Еще важно вот что. В связи с новой отраслевой системой оплаты труда и приоритетным национальным проектом в образование пришли большие финансовые средства, но они не всегда дают положительный социальный эффект. Задача чиновника моего уровня заключается в том, чтобы каждый учитель понял, за что он получает свою зарплату. И тогда не будет склок, о которых мы говорили.

– Какова реакция директорского корпуса на все новации? Как им ориентироваться в происходящем?

– Мы разрабатываем методики и рекомендации. Учим директоров школ. Два раза в год устраиваем трехдневные выездные семинары. Собираем всех директоров школ, ПУ, техникумов, учреждений дополнительного образования, заведующих детскими садами. Там мы общаемся, строим общую стратегию. И все руководители анкетируются и проходят тестирование с получением сертификата соответствия уровню требований. Реакция директорского корпуса на это положительная, ведь мы не только спрашиваем, но и учим. Я глубоко убежден, что все недовольство педагогов от общей неграмотности, непонимания, неправильного поведения руководителя. Поэтому надо учить не только теории, но и практике.

– Какая средняя зарплата учителя у вас в округе?

– В этом году еще не подводили, но за прошлый год в среднем 9 тысяч рублей. Учитывайте, что каждый месяц у педагогов она разная и зависит от результатов работы. Есть и те, кто зарабатывает по 19 тысяч, но это единицы.

– То есть фактически рост заработной платы в среднем в два раза. За счет чего?

– Главное условие: разграничение полномочий по методике Министерства образования и науки исходя из потребностей государственного стандарта и распределение зарплаты, когда у каждого своя, но каждый знает, почему она такая. Все это в рамках российского законодательства. Зарплата складывается из количества нагрузки, дополнительных занятий, квалификации, успехов. Есть областной норматив, который получает каждое учреждение образования на каждого ученика в зависимости от ступени. 30 процентов – административные расходы, 70 – фонд зарплаты учителей. Из него 80-85 процентов – базовая зарплата в зависимости от норматива на ученика, остальное – стимулирующая зарплата за качество работы. Отсюда и возникает разница.

– А директорский произвол при распределении стимулирующей зарплаты?

– Распределяет не директор, а общественный совет, и не произвольно, а в соответствии с локальными нормативными актами. Вся ситуация прозрачна. Кроме того, зарплата директора в прямой зависимости от средней зарплаты учителей его школы. Ему выгодно ее поднимать. А управление постоянно проводит мониторинг. Есть миф, что чем больше учеников, тем больше денег. Этот миф несостоятелен. Все зависит от оптимального соотношения числа учеников и учителей. Так как у нас для малокомплектных школ свой коэффициент расчетов, многие из них имеют уровень финансирования выше, чем крупные образовательные центры. Директорам приходится оптимизировать расходы. Просчитывать ситуацию. Из школы уходят совместители, невыгодно иметь «подснежников».

– Но получается, что тогда выгодно создавать большие классы, а как же качество образования?

– Я был на многих семинарах и конференциях, посвященных этому вопросу. И могу доказать, что мнение о более качественном образовании в классах с малым количеством учеников не более чем миф. И физиологи, и психологи, и социологи сейчас согласны с тем, что если в группе менее 16 человек, то процесс социализации резко тормозится, падает научный интерес и общее качество образования. С точки зрения науки оптимальное количество детей в классе 23-27 человек. Кстати, то же происходит в случае с селекцией и отбором детей в лицеи и гимназии. Падает уровень качества как у отобранных учеников, так и на окружающей территории.

– К вопросу о науке: тема вашей диссертации?

– «Гуманизация деятельности классного руководителя». Сейчас же я работаю над темой, связанной с государственно-общественным управлением. Имею более 35 печатных работ. Так что мой научный интерес напрямую связан с практикой.

– Работу в округе ведет команда управленцев, как она сложилась?

– Когда формировалось управление, людей набирали по конкурсу, со многими я до этого не был знаком. Но пять лет совместной работы, совместного преодоления и решения проблем, совместной учебы сформировали команду.

Я создаю такую систему управления, которая позволяет развиваться. Мои коллеги имеют контакты более чем с 50 регионами России. Практически все побывали не один раз в командировках в других странах – США, Франции, Финляндии, Швеции. Мы создали в округе такую систему работы, что сами вынуждены быть продвинутыми. Наши учителя, которые тоже ездят на стажировки по России и миру, которые тоже постоянно учатся, нас постоянно толкают снизу, давят на нас, поднимая уровень требований.

В результате наш опыт востребован не только в Самарской области, но и в Волгограде, Белгороде, Омске, Архангельске. Например, сейчас Департамент общего образования Томской области проводит конференцию управленцев, на которой обсуждается наш опыт и мои коллеги ведут мастер-класс.

– Владимир Иванович, Отрадненскому округу пять лет, что принципиально изменилось?

– Я счастливый человек. Всего того, что мы провозгласили пять лет назад, мы достигли. Главное – в подавляющем большинстве изменилось отношение, точнее сказать, философия педагога. Она стала, на мой взгляд, современной. Мы достигли открытости, ввели элементы общественного управления. В результате улучшили все показатели обученности и воспитанности наших детей. Наш главный тезис: «Предоставим возможность детям получить качественное образование и поступить в любой вуз страны». В наших школах есть все для того, чтобы его реализовать.

Отрадный, Самарская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту