search
main
0

Происшествие в «гагазинчике». Урок-исследование по рассказу В.М. Шукшина «Обида»

Ход урока I. Вступительное слово учителя о Шукшине Вопрос: Как вы понимаете, что такое урок-исследование? II. Работа с кроссвордом на знание текста рассказа III. Анализ рассказа

13. . Каждая группа получает карточку с научным определением одного из качеств человека и находит примеры из текста, подтверждающие наличие этих качеств у героев рассказа (ранимость, чувство собственного достоинства, хамство, озлобленность, подхалимство, нравственная глухота).

Публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

1. Учитель: В чем суть происшествия в магазине? Была ли причина для обиды? Какими выглядят герои рассказа? Смешно ли вам?

Работа в группах

Задание для первой группы (работа в Word):

– проанализировать детали, с помощью которых создается обычный портрет;

– продолжить ряд языковых уровней, создающих языковой портрет (фонетический, лексический…).

Задание для второй группы (работа с ресурсами сети «Интернет»): выйти на сайт www.gramota.ru, работая со словарями разных видов, создать «биографию» слова «обида».

Задание для третьей группы (работа в Word): проанализировав ситуацию рассказа «Обида», разделить героев на сторонников и противников героя.

Вывод: Итак, мы пришли к выводу, что обычный (словесный или живописный) портрет имеет составные части (глаза, выражение лица, поза, одежда и т. д.), а языковой портрет имеет уровни. Мы выделили эмоциональный, фонетический, словообразовательный, синтаксический, лексический, морфологический, грамматический уровни.

Главное слово в рассказе – «обида». Хотя (см. Словообразовательный словарь) в нем нет приставки, но по ассоциации ее можно выделить. О-бидеть, как о-позорить, о-говорить, о-судить, о-неметь. Наверное, потому, что первоначально (см. Этимологический словарь) слово «обида» означало «оглядывание, осматривание», то есть «выставление на всеобщее обозрение» (ср. позор). А «позор» образовано от древнего глагола «посмотреть». Современное значение возникло на основании обычая «выставлять на позор» людей, совершивших какой-либо недостойный поступок.

В рассказе обижают, то есть «предают позору» Сашку Ермолаева. Анализируя ситуацию, мы пришли к выводу, что незаслуженно обиженный герой остается в одиночестве, один против толпы:

Вопросы: Кто тут прав, а кто виноват? В чем обида?

2. Учитель: Какова натура Сашки? Что он за человек? Что стоит за словами автора: «Последнее время наладился жить хорошо, мирно, забыл даже, когда и выпивал… Пошли смотреть рыбу нототению… И оттого еще, что держал в руке маленькую родную руку дочери…»?

3. Анализ речи героев

Вывод: Итак, на стороне Сашки лишь дочка Маша. Она с ним, она ему безгранично верит, не осуждает его, хорошо понимает отца. Но, анализируя ее речь, мы понимаем, что девочка помочь Сашке не может, об этом говорит авторская ремарка: «опять залопотала на своем маленьком, смешном языке».

4. Зачем тогда в рассказ введен ребенок? Ее реплики? Какие черты характера Сашки высвечивают его отношение к дочери?

5. Анализ фонетического уровня речи героев

Учитель: Как известно, звукопись в прозе представлена не в чистом виде, а в сочетании со смыслом, то есть мы будем говорить о звукосмысловом уровне речи. И мы будем исходить из того, что «холодные» звуки – это звонкие и твердые согласные, а «теплые» – мягкие и глухие.

Звукопись имеет еще и художественно-выразительное значение. И в этом понимании можно проанализировать имена и фамилии героев.

Задание: распределите предложенные имена собственные (Вера, Роза, Сашка, Маша, Чукалов, Ермолаев, «плащ», Игорь) на две группы с точки зрения фонетического уровня. Объясните свой выбор, опираясь не только на звучание слов, но и на ваши ассоциации.

Вывод: Итак, исследование показало, что герои разбиты как бы на два «языковых лагеря». Эти группы полностью совпадают с разделением героев на сторонников и противников Сашки.

6. Анализ словообразовательного уровня речи Сашки и тети Розы

Задание с элементами тестирования: Определите, кому из героев принадлежат слова. Проанализируйте речь героев с точки зрения словообразовательного уровня.

Магазинчик, молочка, пойдем сходим, сколько плотют, только и делов директору, пьянчуга, этот ваш говорок-то, кроха моя, Любка, обзывал нас тут всяко, она не плохая, напился, наскандалил, напомнила, мамка ругается.

Вывод: Сашка Ермолаев – простой человек, очень добрый и очень ранимый. В его речи присутствуют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, Сашка называет ласково не только людей, но даже и предметы. В его словах присутствует приставка по-, которая придает словам оттенок усиления действия и даже сотрудничества. Сашка, как ребенок, удивляется, встретившись с хамством. Он так же беспомощен, как и его дочь, с которой он чувствует, ощущает окружающий мир одинаково.

Что же касается тети Розы, то здесь иная картина. В ее словах – уничижительные суффиксы, приставка на-, имеющая здесь оттенок усиления. Нельзя не отметить речевые неправильности. Автор не только индивидуализирует речь героев, не только определяет социальный статус, но и дает понять читателю, между кем (или чем?) возникает столкновение. Язык героев рассказа раскрывает нравственную атмосферу общества: привычное хамство, неуважение к человеку, оскорбление, готовность людей к подхалимству и… беспомощность «маленького человека» в этом мире.

7. Анализ лексического уровня речи

Задание: проанализируйте слова героев рассказа с точки зрения лексического сходства и разницы. Сделайте вывод о том, какую цель преследовал автор, наделяя своих героев такой лексикой.

Вывод: «Русским языком» говорит Сашка Ермолаев. Он достаточно вежлив, обращается на «вы», речь его проста и бесхитростна. Даже в пылу эмоций он не позволяет себе обозвать обидчиков.

Речь же Розы и Чукалова с точки зрения лексики одинаковая. Забыв о правилах вежливости, они «тыкают» незнакомому человеку, клеймят, обзывают, лгут.

8. Вопросы: Почему Сашке захотелось объясниться с человеком в плаще? Каковы его намерения? Вы их разделяете? Верите ли вы, что Сашка добьется своего? Почему? Как, по-вашему, надо было поступить Сашке?

9. Анализ эмоционального уровня речи

Вопросы: Как вы думаете, почему женщина в магазине во время ссоры спокойна, а Сашку «трясет»? Только ли оскорбленное чувство собственного достоинства говорит в нем? Что еще?

Задание: анализируя рассказ, составьте диаграмму (или график), которая бы доказывала, что диалог в произведении движет действие.

10. Вопросы: Как автор относится к своему герою? К общей атмосфере жизни? Можете ли вы сказать, что Шукшин – еще один герой рассказа? Если да, о чем говорит нам вступительная часть рассказа об обидах, благоразумии, деревянных мечах, об отчаянии? Чем автору интересен Сашка Ермолаев? Почувствовали ли вы авторскую иронию? Где? Какова авторская оценка происходящего в обществе?

11. Задание: Создать портрет автора, основываясь на том, что он нам, читателям, сказал в своем произведении. Перед вами рецензия, в которой пропущены слова. Ваша задача – вставить эти пропущенные слова, создав таким образом портрет В.М. Шукшина-художника. Затем мы сравним ваши варианты с реальной рецензией. Совпадут ли словесные портретные характеристики?

Размышляя над жанром рассказа, Шукшин писал: «Вот рассказы, какими они должны быть: рассказ-судьба, рассказ-характер, рассказ-исповедь… Самое мелкое, что может быть, это рассказ-анекдот». Конечно, такими и были рассказы писателя, но, думается, все они были … Потому что в каждом из них высвечивалась душа Шукшина. Не случайно его интересуют «маленькие люди» с… , ведь и сам Шукшин обладал необыкновенным характером, несущим в себе яркие приметы жизни, его сформировавшей. Он похож на свою … , не случайно его герои – … люди. С образом русской земли тесно связан у Шукшина образ русской … . Его героини – бесхитростные, слабые, но способные « … », «редкого терпения люди». Рожденному сибирской деревней, ему не требовалось изучать национальный характер. Эффект непосредственного свидетельства автора достигается обыденностью ситуаций и бесхитростностью повествования. Он сам был таким – … с деревенской душой. По-мужски немногословно начинает он свое повествование, но всегда стремится быть … и предельно … . Это соответствует его жизненной позиции: «Нравственность есть Правда». Он, как и его герои, остро и больно ощущает свою зависимость от лжи и от силы, которую несет с собой эта ложь. Сердце его рвется при столкновении с … . Автор принципиально отказывается рассказывать о душевном состоянии своего героя, ведь он и сам был таким – … , не каждому раскрывал свою душу. Хотя мог быть и … ироничным. Не случайно его зоркий взгляд художника видит смешное там, где не всякий заметит. Шукшин – художник, ни на кого не похожий, как это и должно быть с подлинным художником.

Пропущенные слова: настойчивый, равнодушие, исповедь, чудинка, малая родина, деревенские, откровенный, женщины, немногословный, жалеть, простой, мужик, хамство, веселый.

12. Вопрос: Итак, каким же он был?

13. Работа в группах. Каждая группа получает карточку с научным определением одного из качеств человека и находит примеры из текста, подтверждающие наличие этих качеств у героев рассказа (ранимость, чувство собственного достоинства, хамство, озлобленность, подхалимство, нравственная глухота).

Вывод: Итак, Сашка Ермолаев, как Дон Кихот, воюет со злом. Удивляясь обилию хамства и готовности людей к подхалимству, он верит, что человеку можно что-то объяснить. И эта его наивная беспомощность приводит к желанию доказать что-то молотком! По большому счету Сашка, конечно, прав. Но в конкретной ситуации не увидел, что таким людям, как Чукалов, ничего объяснить невозможно, потому что нравственность для них – пустой звук.

14. Итоговая рефлексия

Задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Что с нами происходит?» (можно создать синквейн).

Наталья ТАНКОВА,

учитель русского языка и литературы

село Мамонтово,

Алтайский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте