search
main
0

Прогулка к Енисею. Конспект занятия в подготовительной группе

​Цели:1. Ознакомить детей с легендой о Енисее. Закрепить знания детей о Туве, о великой реке Енисей, о рыбах, обитающих в Енисее. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера, использовать для обобщения предметно-схематичную модель. Развивать диалогическую, связную речь, активизировать словарь.2. Развивать слухоречевую память, фонематическое восприятие и правильное физиологическое дыхание. Закреплять умение ориентироваться в пространстве, двигаться в определенном темпе, ритме. Развивать воображение, учить преодолевать двигательную неловкость.3. Воспитывать бережное отношение к живым объектам и природе. Воспитывать чувство гордости и любви за свою Родину.

Оборудование: аудиозапись «пес­ни» реки; фотографии, изображающие Енисей летом и зимой; схемы; картинки с изображениями рыб, ширма, картинки об охране природы, персонажи теневого театра, магнитофон.Словарная работа: забереги, шуга, скопление, ледоход, наводнение.Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и картин с изображением рек; беседа о Енисее, о правилах поведения на природе, рыбах речных и морских, разучивание «волшебных» слов (превращение).Ход занятияОрганизационный моментВоспитатель. Дети, я предлагаю вам совершить прогулку к Енисею. Но сначала давайте превратимся в маленький ручеек, который стекает в Енисей.Раз, два, три, четыре, пять,Начинаем мы играть.Ручками похлопаем,Ножками потопаем,Повертелись, покрутились,В ручеек мы превратились.Упражнение «Ручеек»Дети берутся за руки и цепочкой идут по залу, преодолевая воображаемые препятствия: перебегают через дорогу, забегают за гору, выбегают из-за горы.Воспитатель. Наш маленький ручеек прибежал к берегу Енисея, а мы обратно превратимся в детей.Раз, два, три, четыре, пять,Начинаем мы играть.Ручками похлопаем,Ножками потопаем,Повертелись, покрутилисьИ в детей мы превратились.Вот мы и на берегу Енисея. Давайте представим, что сейчас лето: светит солнце, весело чирикают птицы, люди отдыхают на берегу реки. И я вам предлагаю послушать веселую «песню» реки. (Аудиозапись.)Упражнение для развития физиологического дыханияВоспитатель. Давайте подышим речным воздухом.(Вдох через нос, пауза; под счет «раз», «два», «три» выдох через рот.)Дидактическая игра «Придумай слова» (подбор прилагательных)Воспитатель. Дети, скажите, какая бывает река? (Чистая, быстрая, глубокая, грязная, мутная, прозрачная, бурная, спокойная, мелкая, широкая, судоходная, горная, равнинная.)На этой фотографии показан наш Енисей (показывает фото). Какими словами можно сказать о Енисее? Какой он? (Енисей – могучий, неистовый, чистый, холодный, широкий, судоходный, красивый, великий.)Рассказ о ЕнисееВоспитатель. Что происходит с Енисеем зимой? (Зимой Енисей покрывается льдом.)Замерзает река не сразу. Вначале вдоль берегов образуются забереги, затем появляется шуга. Почти полгода спит Енисей под толстой ледяной шубой. В начале мая Енисей начинает освобождаться из ледяного плена. Но еще целый месяц понадобится для того, чтобы река полностью сбросила лед. Скопление льда во время ледохода приводит к резкому подъему воды и разливу рек – появляется наводнение. Наводнения на Енисее бывают не только весной, но и летом. Наводнения могут принести и людям, и животным большие беды и несчастья (фото).Дидактическая игра «Полезная река»(Усвоение категории винительного падежа без предлога)Воспитатель. Река также приносит большую пользу людям. Посмотрите на эти схемы и скажите, какая польза от реки, что она дает людям. (Река дает воду. Река поливает землю. Река дает пищу. Река дает электроэнергию. По реке ходят теплоходы. По реке сплавляют лес).Проговаривание чистоговорки(Развитие мелодико-интонационных и просодических сторон речи)Да-да-да – холодная вода.Де-де-де – не сиди в воде.Ды-ды-ды – выйди из воды.Ду-ду-ду – я домой иду.Беседа о рыбахКто обитает в реке? (Рыбы.)Какие рыбы живут в Енисее? (Речные: елец, налим, лещ, ленок, окунь, сорога, таймень, хариус.)Что происходит с рыбами зимой? (Зимой рыбы уходят под лед, собираются в одном месте или зарываются в песок.)Дидактическая игра «Что лишнее?»Убрать изображения тех рыб, которые не обитают в Енисее.Динамическая паузаЕнисей-река (волнообразные движения руками),Ты бежишь издалека (соединить руки перед грудью),Твои воды глубоки (нагнуться, достать кончиками пальцев рук пол),Твои воды широки (развести руки в стороны),Берега твои скалисты (соединить пальцы вытянутых рук над головой)И покаты, и холмисты (поочередно опустить руки вниз).Работа с картинками-схемами по охране природы(Усвоение отрицательных предложений со словом «нельзя»)Дети, посмотрите на картинки и скажите, как надо вести себя у реки.(Нельзя мыть машину у реки. Нельзя сливать грязную воду в реку. Нельзя оставлять мусор у реки. Нельзя купаться в неположенном месте. Нельзя ловить рыбу мелкой сетью.)А что можно делать у реки? (У реки можно отдыхать, купаться, ловить рыбу удочкой, фотографировать.) Правильно. Надо беречь наши реки, нашу природу.Про нашу красивую реку люди сочинили много легенд. Сейчас я предлагаю посмотреть одну из легенд о великой реке Енисей.Показ легенды при помощи теневого театра(Звучит хомус)Было это давным-давно, когда рога козлов в небо упирались, а хвосты верблюдов по земле волочились. Жил на свете хан. И была у него дочь, которую звали Кадын. Она была очень красива, и ее руки добивались многие молодые люди. Но девушка всем отказывала. И вот однажды позвал отец Кадын и спрашивает:- Дочка, почему ты отказываешь всем женихам?- Отец, вы воспитали меня свободолюбивой, и поэтому свободой я дорожу больше, чем семейным очагом.- Но я не вечен. И мне важно, чтобы кто-то заботился о тебе и любил тебя, как я.- Хорошо, отец. Тогда я выйду замуж за того, кто сможет победить меня в беге.Понял хан, что дочь перехитрила его. Кадын бегала быстрее ветра, и ни одно лесное животное не могло ее опередить.Однажды гуляла дочь хана по лесу и встретила молодого охотника по имени Бий. Бий решил подойти ближе и поздороваться, но девушка убежала так быстро, что он даже не понял, в какой стороне она скрылась. После этой встречи охотник не мог ни есть, ни пить, ни спать, так сильно он влюбился в Кадын. И решил Бий расспросить о дивной красавице. Узнал он тогда, что это дочь хана, и про условие, которое она выдвинула. Понял Бий, что не просто будет обогнать девушку, но отступать он даже не думал. Решил Бий любыми путями победить Кадын и быть рядом с ней. Стал он бегать без устали всю зиму. К весне молодой охотник решился просить руки красавицы.В один прекрасный день они начали состязание. Много дней и ночей бежали мимо рек, гор и озер. Казалось, вот-вот догонит Бий девушку, но Кадын все равно убегала вперед. Вот охотник начал уставать, а красавица убегала все дальше и дальше. И тогда Бий решил перехитрить девушку. Он знал лес лучше всех и побежал короткой дорогой, пересек путь Кадын и только хотел схватить девушку, как она взмолилась Солнышку:- Солнышко, всем ты помогаешь и даришь свое тепло. Помоги же и мне. Нет мне счастья без вольной жизни. Преврати меня в реку быстротечную, которую не могут удержать ни люди, ни камни, ни скалы.- Что ж, красавица, исполню я твою просьбу, – ответило Солнце и превратило девушку в реку Каа-Хем.Увидев это, Бий сильно огорчился. Полюбил он девушку так сильно, что не мог ее потерять. Понял молодой охотник, что любимую не удержать, и обратился к пролетавшей мимо Золотой птице:- Золотая птица, ты исполняешь желания. Прошу тебя, не оставляй мои слова без внимания. Без моей красавицы нет мне больше жизни. Видно, не судьба нам жить как люди. Позволь мне плыть рядом с моей любимой, преврати меня в реку.Тронули Золотую птицу слова охотника, и превратила она его в реку Бий-Хем.Удивил поступок охотника девушку в образе реки Каа-Хем, и согласилась она плыть вместе с ним. Так слились реки Каа-Хем и Бий-Хем в одну большую могучую реку Улуг-Хем.Знакомство с поговоркойВоспитатель. У тувинцев есть поговорка: «Нет в мире краше реки нашей». Как вы думаете, что она означает?Итог занятияВоспитатель. Понравилась ли вам легенда? О чем эта легенда? К какой великой реке мы сегодня ходили на прогулку?Дети, давайте опять превратимся в ручеек и отправимся в группу.(Дети берутся за руки и преодолевают воображаемые препятствия в обратной последовательности.)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте