Кого из преподавателей знакомых ни спрошу, никто точно не знает, что это за модная «фишка» такая – дистанционное образование. В рекламе коммерческих учебных заведений постоянно мелькает эта «завлекалка». А действительно ли молодежи предлагается что-то стоящее? И востребовано ли оно?
– Это что, лекции разрешается прогуливать? – услышав о дистанционном образовании, со смехом переспрашивают многие студенты волгоградских вузов и ссузов. Тоже не в курсе люди, о чем речь.
Зато в Волгоградском филиале Современного гуманитарного института, который стал участником всероссийского эксперимента в области дистанционного обучения, шуток по поводу «соблюдения дистанции» с учебой не слышно.
Чем, собственно, отличается тамошнее обучение от обычного?
У меня в руках очень легкий на вес учебничек. Все становление экономической теории от Платона до Маркса уместилось на… 70 с небольшим страничках. В начале учебы студенты получают по каждому предмету вот такие юниты, то есть брошюры с выжимками учебного материала. Логику своей дальнейшей самостоятельной работы будущие экономисты определяют сами. В книжицах даются и кое-какие задания. Тут же – глоссарий (словарь терминов и имен по теме).
У лекций здешних – не меньшие «изыски». Вы не увидите тут профессора, спешащего на пару. Да и двоечникам нет нужды забивать места на «камчатке». И вообще напротив студентов – не кафедра, а… экран. Лекции передаются с помощью современного мультимедийного оборудования – или в прямой трансляции в режиме реального времени, или, что бывает чаще, в записи. Сигнал из Москвы, из студии, где находится преподаватель, принимается спутниковой антенной. Все это, убеждали меня в СГИ, позволяет привлечь лучшие научные кадры страны, маститых ученых, коих не найдешь в провинции.
А как быть, если у студента возник какой-то вопрос непосредственно к лектору? Все «как» и «почему» сперва передаются местному методисту и лишь затем – в Москву, а уж оттуда приходят ответы.
Неужели своих педагогов ребята могут лицезреть только на мониторе? Да нет, успокоили меня. Нормальное общение в аудиториях тоже имеет место быть. Ведь за виртуальной лекцией всегда следует «живое» или «контактное», как это здесь называется, занятие – тьютеринг. То есть нечто вроде консультации, совмещенной с лекцией. Молодежь получает конкретные задания для предстоящего коллективного тренинга. (Что-то похожее на семинар). Процесс овладения той или иной дисциплиной (модулем) в итоге завершается электронным тестированием.
Признаюсь, многое для меня тут стало открытием. Но, честно, единственное, что произвело сильное впечатление, – это «продвинутость» компьютерных технологий. Ведь практически вся «дистанционка» строится на них. Когда человек на ты с компьютером, мир перед ним открыт.
…Будущий психолог первокурсница Ира корпит над тестами по теории личности. За 35 минут ей нужно ответить на все вопросы компьютера. Оценку выставит машина. Студенты под опекой педагогов-технологов много работают с такими программами-«обучалками».
…Группа студентов, надев наушники, конспектирует аудиолекции. На столешницах под стеклом – небольшие экраны, где «пробегают» необходимые графики и схемы. Что-то недопонял, не расслышал, не «догнал» – пленку можно вернуть назад.
…Электронная библиотека. Компьютерные технологии позволяют молниеносно вносить малейшие изменения и дополнения в учебные пособия. Поэтому они не устаревают так стремительно, как «бумажные носители».
Все знают – чтобы волгоградскому студенту написать приличную курсовую или дипломную работу, явно недостаточно книжных фондов местных читалок. Были времена, когда приходилось ехать за литературой в другие города, в том числе в столицу. Но даже в читальных залах Ленинки случалось «занимать очередь» за нужной книгой. А зачем далеко ездить и дорого платить за билет, если из головного сервера, из Москвы, в институтский сервер передаются необходимые издания? Статьи из научных журналов, монографии, учебная литература… Тысячи наименований.
В небольшом зале в режиме свободного доступа стоят два компьютера. После окончания занятий к Сети подключаются еще 43 машины. Читай – не хочу.
– Традиционная «поурочная» система пришла к нам из средневековья, – напомнил директор Волжского филиала Современного гуманитарного института Владимир Николаевич Игнатов. – Да, безусловно, у этой старой доброй системы много достоинств. Но на дворе ХХI век. Поэтому разумней использовать классику в сочетании с новейшими методами обучения, и это наш принцип.
Почему, по мнению Игнатова, «дистанционка» должна и может быть востребована сегодняшним высшим и средним профессиональным образованием? Сегодня остро стоит проблема перегрузки учащихся из-за многократного увеличения объема информации. Освоить весь этот колоссальный поток, который каждый день обрушивается на нас со все более возрастающей силой, просто невозможно. Студент должен научиться брать нужную информацию, анализировать и структурировать ее. Поэтому большой плюс дистанционного обучения многим видится в том, что молодые люди с первых шагов учатся думать и работать по-современному. Без этого немыслим специалист завтрашнего дня.
Своя модель дистанционного образования используется при подготовке заочников в Волгоградском экономико-техническом колледже. В чем ее преимущества? Вот мнение заместителя директора по научной работе колледжа Виктора Алексеевича Спицына:
– Студенты наши довольны. Особый интерес у них, конечно, в том, что сокращается срок учебы. Достигается это за счет хорошего методического оснащения (это взял на себя московский Центр интенсивных технологий обучения), регулярных встреч с педагогами-тьюторами. Причем акцент все-таки делается на самообразование.
Доступ к электронной библиотеке, подготовительные веб-курсы в различные вузы, научно-популярные информационные программы для старшеклассников пригодились бы и в школах. Однако на внедрение дистанционных технологий нужны очень и очень серьезные деньги, которых в бюджетном образовании попросту нет.
С другой стороны, наличие «умных» технологий еще ничего не гарантирует. Не секрет, здорово компрометирует «дистанционку» недостаточно компетентное ее использование. На образовательном рынке встречается и просто дутая реклама, когда абитуриентам чуть ли не Сорбонну обещают в прямом эфире.
Очевидно, дистанционное обучение – находка прежде всего для отдаленных от региональных центров и столиц местностей, где людям труднее всего получить качественное образование. Система вполне подходит и тем, кто хочет учиться без отрыва от работы. Правда, скептики считают, что само по себе виртуальное образование никогда не будет полноценным. И в этом есть своя правда. Закончить вуз, сидя за компьютером, не «понюхав» атмосферы академизма, не прикоснувшись к работе научно-исследовательских школ, – нонсенс.
И последнее. Независимо от того, в какой вуз ты попал, если ты просто хочешь получить диплом, а не знания, которые помогут тебе в будущей карьере, результат будет один и тот же – нулевой. Разгильдяй останется самим собой везде, и в традиционном вузе, и в «дистанционном».
Комментарии