search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО Год счастливого детства стартовал в Чувашии НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Быстро и эффективно готовим четвероклассников к выполнению заданий ВПР
0

Прогресс налицо. Но… Плюсы и минусы петербургской модели

С 1 января 2006 года в Петербурге будет введена новая система оплаты труда бюджетников, в том числе работников образования. Главная цель, которая ставилась при ее разработке, – увеличение доли гарантированной части в структуре заработной платы. Губернаторские надбавки в Питере превышали оклад на 300%. В связи с этим Валентина Ивановна Матвиенко предложила, чтобы в новой модели вся надбавка вошла в оклад работников образования и была всегда гарантирована.

Отказ от Единой тарифной сетки – одна из идей новой системы оплаты труда. За базовую единицу при расчетах взят не МРОТ, а величина прожиточного уровня, который на сегодняшний день в городе составляет 3691 рубль. К нему есть целая система повышающих коэффициентов. Минимальный оклад работника получается путем умножения базовой единицы на коэффициент образования. Далее идет коэффициент специфики работы (все образовательные учреждения по типам и видам классифицированы в 5 групп). Есть также коэффициент стажа и коэффициент квалификации, учитывающий категорию, присвоенную учителю по итогам аттестации, ученую степень и все те почетные звания, которые существуют в системе образования. Кроме того, существуют коэффициенты масштаба и уровня управления, которые будут распространяться только на управленцев. Для рабочих оставили ЕТС, но первый ее разряд равен базовой единице.

В итоге примерный 13-й разряд по новой системе оплаты труда без надбавок и доплат оплачивается в сумме 9068 рублей (по ЕТС было 7375 рублей). Фонд надбавок составляет 10-15%. Разработчики считают, что он должен доходить до 35%, но пока город не может себе этого позволить.

О новой системе оплаты труда мы беседуем с Владимиром КУЗНЕЦОВЫМ, председателем территориальной организации Профсоюза работников народного образования и науки Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

– Владимир Николаевич, каково ваше отношение к новшествам? Помогут ли они, по вашему мнению, улучшить материальное положение учительства?

– Безусловно, новая система позитивна по сути, но, с нашей точки зрения, важно обозначить проблемы, возникшие на сегодняшний момент. Первая из них связана с тем, что общий фонд заработной платы на 2006 год увеличен на 15%. Этого хватает для того, чтобы система нормально функционировала при условии, что у всех работников – высшее образование. Они получат надбавку от 50 до 1500 рублей. Однако в нашей отрасли есть и те, у кого среднее специальное образование. К примеру, большинство работников детских садов, мастеров производственного обучения – выпускники педагогических училищ. Их число достигает 10 тысяч человек. Новая система диктует следующее: либо все стремятся к получению высшего образования, либо базовый оклад, от которого идут все надбавки, становится ниже. Таким образом, получается, что у этой категории работников зарплата в 2006 году уменьшится – снижение составит от 300 до 1000 рублей.

– То есть они действительно станут получать меньше?

– В принятом законе оговаривается, что этим людям будут предусмотрены доплаты в размере потери. Их зарплата ни в коем случае не уменьшится, но и не увеличится. Кроме того, по закону человек будет получать доплату, пока работает на этой должности в данной организации. Подобная формулировка нас не устраивает. Получается, что, перейдя из детского садика в школу, человек лишится доплаты. Сегодня мы обговариваем вариант, когда формулировка будет такой: не «в данной организации», а в «данной отрасли».

Следующий нюанс, который нуждается в обсуждении, – это нормирование труда. Сегодня школы работают по штатному расписанию 1986 года, детские сады – 1979 года, не говоря уже о ПТУ. Изменение штатного расписания предполагает сокращение численности персонала. Например, по расчетам одного только района получается, что сократить нужно порядка 300 учителей и 400 воспитателей детских садов. Но наша позиция и позиция правительства города такова: ни один человек не должен быть сокращен, за исключением административного звена. Сегодня создается комиссия, которая в течение следующего полугодия должна пройти каждую школу, каждый детский сад на предмет проверки штатного расписания. По результатам будет принято постановление правительства о новых типовых штатных расписаниях.

Еще одна забота – надтарифный фонд. Для школ он составлял 25%, для детских садов – 12%. С учетом того, что общий фонд заработной платы у нас увеличен на 15%, эти цифры должны измениться. Мы согласны с данной позицией. Однако по расчетам получилось, что плановый надтарифный фонд на 2006 год ниже, чем на 2005 год, и не позволяет оплатить три основные функциональные работы: классное руководство, проверку тетрадей и заведование кабинетом. На наш взгляд, необходимо рассматривать варианты увеличения надтарифного фонда и параллельно вносить изменения в закон о бюджете Петербурга на 2006 год.

В новой системе оплаты труда не предусматривается повышающий коэффициент за губернаторские и городские отраслевые награды, к примеру, знак «За гуманизацию школы». Доплаты за награды федерального уровня сохранены, а за региональные – нет.

Еще один нюанс, который нас не устраивает, заключается в следующем: в образовательных учреждениях существуют должности, на которых людям приходится сталкиваться с вредными условиями труда. Допустим, нянечка в детском саду работает с хлоркой, лаборант в кабинете химии – с реактивами и т.д. Раньше доплата в 12% за подобные условия закладывалась в тариф. Сейчас эти 12% не фигурируют ни в тарифе, ни в надтарифном фонде из-за ссылки на то, что в городе не аттестовано ни одно рабочее место и не определена де-юре его вредность.

– Владимир Николаевич, профсоюз принимал участие в разработке новой системы оплаты труда. Нельзя ли было сразу обговорить возникшие проблемы?

– В тесном контакте с правительством города мы работаем с февраля текущего года. В первоначальном варианте проекта были такие катастрофические вещи, как, например, ставка учителя в 40 часов. Не предусматривалось доплат за классное руководство, заведование кабинетом, все это входило в ставку. Однако в течение восьми месяцев совместными усилиями нам удалось добиться более приемлемых условий. Теперь мы будем отрабатывать технологию, смотреть, где слабые места. Кстати, еще один плюс новой системы заключается в том, что по закону предусмотрена ежегодная индексация зарплаты в размере официального уровня инфляции независимо от того, выйдет ли на этот счет постановление правительства.

КОММЕНТАРИЙ

Вера ПОНКРАТОВА, эксперт ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ:

– Новая система оплаты труда, принятая в Санкт-Петербурге, отличается тем, что в ней смешаны некоторые понятия, которые смешивать не стоит. Например, квалификация – это совокупность всех показателей, определяющих степень и вид профессиональной подготовленности работника, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения той или иной работы, его профессионального роста.

О более высоком уровне квалификации работника свидетельствует наличие образования, стажа работы по специальности, квалификационной категории, ученой степени, званий. Если базовый оклад (ставка) уже включает в себя оценку квалификации в зависимости от уровня образования, то дальнейший рост идет за счет увеличения стажа, получения квалификационной категории, ученой степени.

При этом с более высоким уровнем квалификации (помимо докторов и кандидатов наук) считаются педагогические работники, имеющие более высокую категорию. Например, учитель с высшей квалификационной категорией при стаже 5 лет имеет преимущество перед работниками с первой категорией и 20-летним стажем, в связи с чем нельзя ставить размер их ставок в зависимость от наличия стажа педагогической работы и квалификационной категории одновременно.

Присвоение учителям одной и той же квалификационной категории означает, что независимо от стажа они имеют равную квалификацию, которая дает им основание для получения равной оплаты труда. В то же время из принятого закона вытекает, что в результате одновременного применения коэффициентов за стаж и за категорию размеры ставок учителей, имеющих одну и ту же квалификационную категорию, будут разными. А в ряде случаев при высшей квалификационной категории размер ставки окажется ниже, чем при первой.

Например, для учителей с высшей категорией и стажем педагогической работы 4 или 9 лет размеры ставок будут разными, но в свою очередь окажутся ниже, чем у учителей с первой категорией, но со стажем 10 лет. У педагогов с 20-летним стажем, не имеющих квалификационной категории, ставка будет такая же, как у педагогов, имеющих высшую категорию, со стажем работы 4 года.

Приведем примеры. Базовый оклад = 3609 (базовая единица) х 1,4 (коэффициент высшего образования) = 5166.

Учитель имеет высшую квалификационную категорию, педстаж 9 лет и получает: 5166 + (5166 х 0,30) + (5166 х 0,30) = 8265,6.

Учитель имеет высшую категорию, педстаж 4 года и получает: 5166 + (5166 х 0,20) + (5166 х 0,30) = 7749.

Учитель имеет первую квалификационную категорию, педстаж 10 лет и получает: 5166 + (5166 х 0,40) + (5166 х 0,25) = 8523,9.

Учитель не имеет никакой категории, педстаж 20 лет и получает: 5166 + (5166 х 0,50) = 7749.

Такой порядок ущемляет интересы молодых работников, не способствует их заинтересованности в повышении качества своей работы, не стимулирует к творчеству, поскольку размер ставки всегда будет привязан к стажу. Вместе с тем больший стаж – не всегда показатель более высокого уровня квалификации.

Кроме того, разница между коэффициентами за квалификационную категорию снижена до 5% по сравнению с действующим соотношением, что вряд ли создает заинтересованность работников в получении более высокой категории.

Для исправления ситуации целесообразно объединить коэффициенты за стаж и квалификацию под общим названием. Например, «коэффициенты профессионального роста», указав их последовательно: сначала – за стаж, затем – за категорию.

При этом коэффициент, который следует за коэффициентом стажа 20 лет, может быть увеличен, например, на 5%, а за первую и высшую категорию – не ниже, чем на 10%. Коэффициенты профессионального роста для руководящих работников необходимо указать отдельно. При этом следует иметь в виду, что для них предусмотрено присвоение только двух квалификационных категорий (первой и высшей). По непонятной причине для руководителей указана еще и вторая квалификационная категория. Целесообразно оставить только коэффициенты за ученую степень или почетные звания, которые будут дополнительно применяться к размерам ставок, установленных с учетом коэффициентов профессионального роста.

Кроме того, следует записать, что работникам государственных образовательных учреждений, имеющим ученую степень и/или почетное звание Российской Федерации, СССР, ставки (оклады) устанавливаются путем суммирования коэффициента за стаж или квалификационную категорию с коэффициентами за ученую степень и почетное звание.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте