search
main
0

Прогресс налицо. Но… Плюсы и минусы петербургской модели

С 1 января 2006 года в Петербурге будет введена новая система оплаты труда бюджетников, в том числе работников образования. Главная цель, которая ставилась при ее разработке, – увеличение доли гарантированной части в структуре заработной платы. Губернаторские надбавки в Питере превышали оклад на 300%. В связи с этим Валентина Ивановна Матвиенко предложила, чтобы в новой модели вся надбавка вошла в оклад работников образования и была всегда гарантирована.

Отказ от Единой тарифной сетки – одна из идей новой системы оплаты труда. За базовую единицу при расчетах взят не МРОТ, а величина прожиточного уровня, который на сегодняшний день в городе составляет 3691 рубль. К нему есть целая система повышающих коэффициентов. Минимальный оклад работника получается путем умножения базовой единицы на коэффициент образования. Далее идет коэффициент специфики работы (все образовательные учреждения по типам и видам классифицированы в 5 групп). Есть также коэффициент стажа и коэффициент квалификации, учитывающий категорию, присвоенную учителю по итогам аттестации, ученую степень и все те почетные звания, которые существуют в системе образования. Кроме того, существуют коэффициенты масштаба и уровня управления, которые будут распространяться только на управленцев. Для рабочих оставили ЕТС, но первый ее разряд равен базовой единице.

В итоге примерный 13-й разряд по новой системе оплаты труда без надбавок и доплат оплачивается в сумме 9068 рублей (по ЕТС было 7375 рублей). Фонд надбавок составляет 10-15%. Разработчики считают, что он должен доходить до 35%, но пока город не может себе этого позволить.

О новой системе оплаты труда мы беседуем с Владимиром КУЗНЕЦОВЫМ, председателем территориальной организации Профсоюза работников народного образования и науки Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

– Владимир Николаевич, каково ваше отношение к новшествам? Помогут ли они, по вашему мнению, улучшить материальное положение учительства?

– Безусловно, новая система позитивна по сути, но, с нашей точки зрения, важно обозначить проблемы, возникшие на сегодняшний момент. Первая из них связана с тем, что общий фонд заработной платы на 2006 год увеличен на 15%. Этого хватает для того, чтобы система нормально функционировала при условии, что у всех работников – высшее образование. Они получат надбавку от 50 до 1500 рублей. Однако в нашей отрасли есть и те, у кого среднее специальное образование. К примеру, большинство работников детских садов, мастеров производственного обучения – выпускники педагогических училищ. Их число достигает 10 тысяч человек. Новая система диктует следующее: либо все стремятся к получению высшего образования, либо базовый оклад, от которого идут все надбавки, становится ниже. Таким образом, получается, что у этой категории работников зарплата в 2006 году уменьшится – снижение составит от 300 до 1000 рублей.

– То есть они действительно станут получать меньше?

– В принятом законе оговаривается, что этим людям будут предусмотрены доплаты в размере потери. Их зарплата ни в коем случае не уменьшится, но и не увеличится. Кроме того, по закону человек будет получать доплату, пока работает на этой должности в данной организации. Подобная формулировка нас не устраивает. Получается, что, перейдя из детского садика в школу, человек лишится доплаты. Сегодня мы обговариваем вариант, когда формулировка будет такой: не «в данной организации», а в «данной отрасли».

Следующий нюанс, который нуждается в обсуждении, – это нормирование труда. Сегодня школы работают по штатному расписанию 1986 года, детские сады – 1979 года, не говоря уже о ПТУ. Изменение штатного расписания предполагает сокращение численности персонала. Например, по расчетам одного только района получается, что сократить нужно порядка 300 учителей и 400 воспитателей детских садов. Но наша позиция и позиция правительства города такова: ни один человек не должен быть сокращен, за исключением административного звена. Сегодня создается комиссия, которая в течение следующего полугодия должна пройти каждую школу, каждый детский сад на предмет проверки штатного расписания. По результатам будет принято постановление правительства о новых типовых штатных расписаниях.

Еще одна забота – надтарифный фонд. Для школ он составлял 25%, для детских садов – 12%. С учетом того, что общий фонд заработной платы у нас увеличен на 15%, эти цифры должны измениться. Мы согласны с данной позицией. Однако по расчетам получилось, что плановый надтарифный фонд на 2006 год ниже, чем на 2005 год, и не позволяет оплатить три основные функциональные работы: классное руководство, проверку тетрадей и заведование кабинетом. На наш взгляд, необходимо рассматривать варианты увеличения надтарифного фонда и параллельно вносить изменения в закон о бюджете Петербурга на 2006 год.

В новой системе оплаты труда не предусматривается повышающий коэффициент за губернаторские и городские отраслевые награды, к примеру, знак «За гуманизацию школы». Доплаты за награды федерального уровня сохранены, а за региональные – нет.

Еще один нюанс, который нас не устраивает, заключается в следующем: в образовательных учреждениях существуют должности, на которых людям приходится сталкиваться с вредными условиями труда. Допустим, нянечка в детском саду работает с хлоркой, лаборант в кабинете химии – с реактивами и т.д. Раньше доплата в 12% за подобные условия закладывалась в тариф. Сейчас эти 12% не фигурируют ни в тарифе, ни в надтарифном фонде из-за ссылки на то, что в городе не аттестовано ни одно рабочее место и не определена де-юре его вредность.

– Владимир Николаевич, профсоюз принимал участие в разработке новой системы оплаты труда. Нельзя ли было сразу обговорить возникшие проблемы?

– В тесном контакте с правительством города мы работаем с февраля текущего года. В первоначальном варианте проекта были такие катастрофические вещи, как, например, ставка учителя в 40 часов. Не предусматривалось доплат за классное руководство, заведование кабинетом, все это входило в ставку. Однако в течение восьми месяцев совместными усилиями нам удалось добиться более приемлемых условий. Теперь мы будем отрабатывать технологию, смотреть, где слабые места. Кстати, еще один плюс новой системы заключается в том, что по закону предусмотрена ежегодная индексация зарплаты в размере официального уровня инфляции независимо от того, выйдет ли на этот счет постановление правительства.

КОММЕНТАРИЙ

Вера ПОНКРАТОВА, эксперт ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ:

– Новая система оплаты труда, принятая в Санкт-Петербурге, отличается тем, что в ней смешаны некоторые понятия, которые смешивать не стоит. Например, квалификация – это совокупность всех показателей, определяющих степень и вид профессиональной подготовленности работника, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения той или иной работы, его профессионального роста.

О более высоком уровне квалификации работника свидетельствует наличие образования, стажа работы по специальности, квалификационной категории, ученой степени, званий. Если базовый оклад (ставка) уже включает в себя оценку квалификации в зависимости от уровня образования, то дальнейший рост идет за счет увеличения стажа, получения квалификационной категории, ученой степени.

При этом с более высоким уровнем квалификации (помимо докторов и кандидатов наук) считаются педагогические работники, имеющие более высокую категорию. Например, учитель с высшей квалификационной категорией при стаже 5 лет имеет преимущество перед работниками с первой категорией и 20-летним стажем, в связи с чем нельзя ставить размер их ставок в зависимость от наличия стажа педагогической работы и квалификационной категории одновременно.

Присвоение учителям одной и той же квалификационной категории означает, что независимо от стажа они имеют равную квалификацию, которая дает им основание для получения равной оплаты труда. В то же время из принятого закона вытекает, что в результате одновременного применения коэффициентов за стаж и за категорию размеры ставок учителей, имеющих одну и ту же квалификационную категорию, будут разными. А в ряде случаев при высшей квалификационной категории размер ставки окажется ниже, чем при первой.

Например, для учителей с высшей категорией и стажем педагогической работы 4 или 9 лет размеры ставок будут разными, но в свою очередь окажутся ниже, чем у учителей с первой категорией, но со стажем 10 лет. У педагогов с 20-летним стажем, не имеющих квалификационной категории, ставка будет такая же, как у педагогов, имеющих высшую категорию, со стажем работы 4 года.

Приведем примеры. Базовый оклад = 3609 (базовая единица) х 1,4 (коэффициент высшего образования) = 5166.

Учитель имеет высшую квалификационную категорию, педстаж 9 лет и получает: 5166 + (5166 х 0,30) + (5166 х 0,30) = 8265,6.

Учитель имеет высшую категорию, педстаж 4 года и получает: 5166 + (5166 х 0,20) + (5166 х 0,30) = 7749.

Учитель имеет первую квалификационную категорию, педстаж 10 лет и получает: 5166 + (5166 х 0,40) + (5166 х 0,25) = 8523,9.

Учитель не имеет никакой категории, педстаж 20 лет и получает: 5166 + (5166 х 0,50) = 7749.

Такой порядок ущемляет интересы молодых работников, не способствует их заинтересованности в повышении качества своей работы, не стимулирует к творчеству, поскольку размер ставки всегда будет привязан к стажу. Вместе с тем больший стаж – не всегда показатель более высокого уровня квалификации.

Кроме того, разница между коэффициентами за квалификационную категорию снижена до 5% по сравнению с действующим соотношением, что вряд ли создает заинтересованность работников в получении более высокой категории.

Для исправления ситуации целесообразно объединить коэффициенты за стаж и квалификацию под общим названием. Например, «коэффициенты профессионального роста», указав их последовательно: сначала – за стаж, затем – за категорию.

При этом коэффициент, который следует за коэффициентом стажа 20 лет, может быть увеличен, например, на 5%, а за первую и высшую категорию – не ниже, чем на 10%. Коэффициенты профессионального роста для руководящих работников необходимо указать отдельно. При этом следует иметь в виду, что для них предусмотрено присвоение только двух квалификационных категорий (первой и высшей). По непонятной причине для руководителей указана еще и вторая квалификационная категория. Целесообразно оставить только коэффициенты за ученую степень или почетные звания, которые будут дополнительно применяться к размерам ставок, установленных с учетом коэффициентов профессионального роста.

Кроме того, следует записать, что работникам государственных образовательных учреждений, имеющим ученую степень и/или почетное звание Российской Федерации, СССР, ставки (оклады) устанавливаются путем суммирования коэффициента за стаж или квалификационную категорию с коэффициентами за ученую степень и почетное звание.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте