Концепция разработана по заказу Министерства образования РФ при консультивной поддержке Министерства здравоохранения РФ авторским коллективом в составе:
– Дудко Т.Н., к.м.н., руководитель отдела внебольничной помощи и реабилитации Института наркологии Минздрава России.
– Вострокнутов Н.В., д.м.н., руководитель отделения ГНЦС и СП им.В.П.Сербского, советник Министерства образования РФ.
– Гериш А.А., к.м.н., главный специалист Министерства образования РФ.
– Басов А.М., к.м.н., директор Центра медицинской реабилитации и коррекции личности.
– Котельникова Л.Н., к.филос.н., старший научный сотрудник Института наркологии Минздрава России под общим руководством начальника Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования России Г.Н.Тростанецкой.
ВВЕДЕНИЕ
В изложении концепции профилактической антинаркотической помощи акцентируется внимание на социальных, психологических и медицинских проблемах профилактики. Одни из них носят общий характер, другие √ частный, специализированный.
Главная задача, выдвигаемая в концепции √ предупредить сам факт распространения и употребления психоактивных веществ, включения детей и молодежи в наркогенную ситуацию и субкультуру. При решении задач первичной профилактики в основном ставится заслон возможному или формирующемуся следствию употребления и злоупотребления ПАВ √ развитию собственно наркомании и токсикомании.
Анализ современных публикаций, посвященных методическим аспектам первичной профилактики, выявил отсутствие концептуального и системного подходов. Как правило, доминирует рассмотрение отдельных, изолированных, преимущественно ведомственных, проблем, либо педагогических, психологических, социологических вопросов, объединенных профессиональным интересом автора или авторского коллектива. Вместе с тем целый ряд разработанных важнейших положений ранней, первичной профилактики используется в данной концепции как результат многочисленных усилий специалистов в этой области. К ним относятся:
– приоритет первичного профилактического подхода к решению проблемы наркомании;
– определение главным субъектом первичной профилактики всех без исключения детей, подростков, молодежи, родителей;
– выделение основных объектов реализации активной профилактической деятельности (семья, учебные заведения, места досуга);
– признание высокой эффективности профилактических мер для ранней диагностики, оптимального лечения и реабилитации наркозависимых, для улучшения криминогенной обстановки в микросоциальной среде;
– определение роли реабилитации как в первичной, так и во вторичной профилактике, направленной на предотвращение рецидивов заболевания.
Роль и значение собственно медицинской, вторичной и третичной профилактики заключается в том, что своевременно начавшиеся лечебно-реабилитационные мероприятия весьма существенно ограничивают возможности наркоманов по распространению наркотиков и совершению других противоправных действий, поскольку снижается потребность в приеме наркотиков и, следовательно, криминальном добывании денег для их приобретения. Вместе с тем многолетняя практика свидетельствует, что медицинские мероприятия не могут решить всех проблем вторичной профилактики, особенно касающихся реабилитации детей и молодежи.
Таким образом, реальная наркологическая ситуация, сложившаяся в стране, и созревшая потребность общества в ее кардинальном изменении диктуют необходимость комплексного, концептуального осмысленного подхода к решению проблемы профилактической помощи, предупреждающей употребление наркотиков и развитие наркомании. Активные профилактические мероприятия должны опираться:
– на методологию формирования ценностей здорового образа жизни у детей, не вовлеченных в наркологическую ситуацию;
– на формирование умений у детей и молодежи, вступивших на путь первых проб ПАВ, умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию (первичная профилактика);
– на раннюю диагностику развития наркозависимости;
– на реабилитацию детей и молодежи, возвращающихся из среды наркотизации (вторичная и третичная профилактика).
НАРКОТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
В конце ХХ века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.
В последнее десятилетие и для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и токсических веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.
По данным Минздрава России, количество потребителей наркотиков на первое полугодие 1999 г. составило 315 тыс. человек. По мнению экспертов, реальная численность потребителей наркотиков в стране превышает этот показатель в 8-10 раз. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими ПАВ √ в 11,4 раза чаще, чем взрослые.
Происходит неуклонное “омоложение” наркомании. В России средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 года, а среди девочек до 12,9 лет; возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам снизился соответственно до 14,2 года среди мальчиков и 14,6 года среди девочек.
По существующим прогнозам, рост показателей, связанных с употреблением психоактивных веществ, может продолжаться вплоть до 2005-2010 г.
Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, сопутствующих наркомании болезней, в первую очередь СПИДа (в России среди больных СПИДом более 50% наркоманов, в Европе √ 70%), инфекционных гепатитов (в России более 90% наркоманов болеют гепатитами), венерических болезней, туберкулеза и др. заболеваний. ВИЧ-инфекции зарегистрированы не только у подростков и детей в возрасте 11-14 лет, но и у младенцев, заразившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, больных наркоманией. По данным международной статистики, весь круг заболеваний, связанных с наркоманиями, дает около 10% всех смертей и 20% всех госпитализаций. Около 40% госпитализаций в психиатрические клиники составляют подростки с делинквентными формами поведения, в сочетании с наркотизацией и токсикоманией.
Очень высокая криминогенность среди лиц, злоупотребляющих наркотиками и другими ПАВ. В 1998 г. несовершеннолетними совершено более 11 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (это на 9,5% больше, чем в 1997 г.). Дифференцированный анализ отечественной и мировой наркотической ситуации позволяет выделить ряд основных факторов, определяющих негативную динамику проблемы. Условно выделяются социально-экономические, социально-идеологические и биомедицинские факторы, а по масштабу их действия на глобальные, геополитические, региональные, присущие отдельным слоям общества, микрогруппам населения, семьям, личностям.
Среди основных причин, влияющих на распространенность наркомании и токсикоманий в детско-подростковой среде, одно из первых мест занимает легкая доступность ПАВ.
Следующим важным фактором наркотизации является снижение у большинства детей и подростков превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер, препятствующие приобщению к психоактивным веществам.
Ситуация усугубляется тем, что в недалеком прошлом ранняя алкоголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. На сегодняшний день число молодых наркоманов пополняется в неменьшей степени подростками из благополучных слоев общества, семей с высоким достатком. Именно дети из этих семей преимущественно формируют особую молодежную субкультуру, ведущими ценностями которой являются свободное, “бездумное” времяпрепровождение в сочетании с наркотизацией как определенным стилем жизни.
Также существенным отягощающим фактором риска возникновения наркомании является высокая соматическая заболеваемость учащихся.
Существующее положение в школе, наряду со всеми негативными явлениями в повседневной жизни школьников, привело к значительному ухудшению показателей их здоровья.
Таким образом, эпидемия наркомании в стране обусловлена не только совокупностью многих патогенных личностных, социальных, геополитических и др. факторов, но и их сложным взаимодействием и взаимопроникновением. Такое понимание этого сложного биопсихосоциального явления диктует выбор определенных стратегий и предпочтительных подходов в поисках путей решения проблемы наркомании с использованием потенциала заинтересованных государственных институтов и общественности.
Обращает также на себя внимание низкий уровень информативности населения о профилактике наркотической патологии и малая доступность квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией, и превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению ПАВ. Около 60% опрошенных детей и подростков и 28% взрослых не представляли, куда можно обратиться при появлении наркотических проблем. Причем в основном население ориентировано на анонимную наркологическую помощь. В стране отсутствуют государственные детско-подростковые реабилитационные центры, а оплачивать услуги коммерческой наркологии большинство граждан не в состоянии.
В этой ситуации возникает особая ответственность со стороны профессиональных групп лиц, работающих с детьми и подростками √ учителей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов, которые нуждаются в выработке совершенно нового подхода к взаимодействию со своими подопечными.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ И СОПУТСТВУЮЩИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями педагогов, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.
На государственном уровне ни одна даже самая благополучная в экономическом отношении страна не финансирует весь спектр деятельности по борьбе с наркоманией и ее последствиями. Так, в Германии на долю общественных организаций приходится до 80 % всех специализированных наркологических медико-социальных служб. Ими создана собственная сеть медицинской и социальной помощи, включая консультационные пункты, амбулатории, стационары, юношеские и молодежные центры, приюты и т.д. Бюджетное здравоохранение Германии ориентировано в основном на прямую медицинскую помощь √ снятие наркотической интоксикации и специализированное наркологическое лечение в острых случаях. В Дании, Бельгии, Норвегии создана достаточно разветвленная социально-реабилитационная сеть для оказания помощи наркоманам. В этих странах обращается особое внимание на организацию альтернативного приема наркотиков отдыха, особенно в вечернее время. В профилактическую работу включаются бывшие наркоманы, а также сверстники, так как подростки не верят в массовые акции, мало доверяют взрослым.
Вторым важным моментом зарубежного и отечественного опыта в области предупреждения употребления психоактивных веществ и наркомании профилактики следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного возраста, т.к. именно эта возрастная группа несовершеннолетних быстро осложняется сопутствующими наркотизации заболеваниями вследствие отсутствия должной гигиены и случайных половых контактов. Во многих странах для детей и подростков “группы риска” развернута целая сеть учреждений социальной помощи √ “жилые общины” для молодежи, женщин с детьми, “кризисные” молодежные временные убежища, ночные приюты.
Другой формой работы за рубежом является организация помощи на рабочих местах, позволяющая предотвратить наркотизацию несовершеннолетних, включенных и не включенных в “группы риска”. Примером этого могут служить институт социальных консультантов, входящих в штат многих учебных заведений в США, европейская программа “помощи на рабочих местах” (ЕАР) и др.
В международной практике используются следующие основные модели первичной профилактики:
Медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и психоактивных средств на физическое и психическое здоровье.
Образовательная модель направлена на формирование у детей и молодежи полной информации о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информации.
Психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению в овладении конфликтной ситуацией, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.
В настоящее время различными являются и формы законодательного отношения к наркотикам √ от разрешения на легальную торговлю мягкими наркотиками (Дания, Нидерланды) до введения смертной казни (Китай) за распространение наркотических средств. Разнится также оценка последствий наркоманий.
Всего по категории ущерба можно выделить три группы факторов √ медицинский ущерб, социальный ущерб, потери системы образования. Каждая из групп включает в себя косвенные и прямые потери. Для образовательной среды это выглядит следующим образом:
Косвенные потери:
– ухудшение криминогенной обстановки в образовательной и микросоциальной среде;
– снижение внутришкольной дисциплины и общей успеваемости учащихся;
– распространение идеологии наркоманической среды и связанное с этим искажение иерархии ценностей у учащихся.
Как итог этих потерь:
– незавершенное среднее образование (в том числе зачастую незаконченное основное общее образование);
– снижение числа лиц, получающих профессиональное образование.
Медицинский ущерб, понятие в достаточной мере условное, включает в себя не только весь шлейф последствий наркомании √ гепатит, СПИД, заболевания, полученные половым путем (ЗПП) и др., но и многократно возросшее число самоубийств среди детей и подростков, отвлечение значительных финансовых ресурсов на лечение наркоманов.
Социальный ущерб, проявляющийся и в образовательных учреждениях, во всем негативном многообразии угнетает и общество в целом:
– криминализация общества;
– распространение субкультуры наркоманов;
– снижение качества высшего образования;
– изменение иерархии общественных ценностей;
– ухудшение демографических показателей вследствие преимущественного поражения наркоманией мальчиков и снижения рождаемости уже в ближайшем будущем.
Две последние позиции можно рассчитать на основании распространенности наркомании среди школьников, которая, например, в г. Москве составляет от 12 до 24 процентов от общего числа учащихся старших классов.
Анализируя обстановку в области профилактики наркомании в России, следует сказать, что первичной профилактикой наркомании занимается практически исключительно система образования, в основном учебные заведения среднего звена √ школы, ПТУ, менее активно √ колледжи и лицеи. Введены новые учебные программы ОБЖ и валеология, косвенным образом ориентированные на профилактику наркомании. Единой государственной программы нет, следовательно, существующие профилактические мероприятия фактически соответствуют образовательной и медицинской моделям профилактики. В некоторых регионах отмечаются попытки локального внедрения авторских или адаптированных психосоциальных моделей (Москва, Санкт-Петербург, Самара, Калининград, Ямало-Ненецкий автономный округ и др. регионы). В этом отношении представляется важным анализ правового поля в России с точки зрения профилактики.
Следует отметить, что все стороны, заинтересованные в решении проблемы профилактики наркомании, ощущают потребность в конкретных законодательных актах, четко регламентирующих такую деятельность. Современное развитие законодательной базы характеризуется тем, что место профилактики среди других юридических понятий не определено, т.е. правовое поле профилактики не разработано и законодательное обеспечение государственной системы первичной профилактики практически отсутствует.
В соответствии с ⌠Концепцией государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации■ (22 июня 1993 года) одним из главных направлений государственной политики является предупреждение незаконного потребления наркотиков, лечение и реабилитация больных наркоманией. В связи с этим в Концепции подчеркивается необходимость определить группы населения с повышенным риском незаконного потребления наркотических средств и обеспечить юридически обоснованные мероприятия по предупреждению потребления наркотиков и выявлению их незаконных потребителей.
Федеральный закон от 8 января 1998 г. ╧ 3-ФЗ ⌠О наркотических средствах и психоактивных веществах■ (статья 4, пункт 2) особо отмечает, что одним из принципов государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков является приоритетность мер по профилактике наркомании и стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.
Федеральным законом от 24 июня 1999 г. ╧ 120-ФЗ ⌠Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних■ к органам и учреждениям системы профилактики отнесены органы управления образованием, которые разрабатывают и внедряют в практику образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, и образовательные учреждения, обеспечивающие выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (в том числе употребляющих наркотики), и в пределах своей компетенции осуществляющих индивидуальную профилактическую работу с такими несовершеннолетними.
На пути решения поставленных задач профилактики стоит целый ряд серьезных препятствий.
Первое √ Федеральный закон от 8 января 1998 г. ╧ 3-ФЗ ⌠О наркотических средствах и психоактивных веществах■ предусматривает оказание наркологической (в том числе реабилитационной помощи) исключительно в учреждениях системы здравоохранения. В то же время представляется необходимым обеспечить возможность оказания реабилитационной помощи несовершеннолетним и молодежи в учреждениях системы образования, получивших в установленном законом порядке лицензию на указанный вид деятельности. До сих пор не принят федеральный закон ⌠О социально-медицинской реабилитации лиц, больных наркоманией■, призванный регламентировать порядок оказания реабилитационной помощи лицам (включая несовершеннолетних), злоупотребляющим наркотическими средствами, в том числе совершившим общественно опасные деяния (преступления).
Второе √ действующее законодательство допускает медицинское освидетельствование потребителей наркотических средств только по постановлению органов прокуратуры, органов дознания, следователя или судьи. В связи с этим в настоящее время возникают проблемы с оперативным освидетельствованием несовершеннолетних на предмет употребления наркотиков.
Третье √ Федеральный закон ⌠О наркотических средствах и психоактивных веществах■ запрещает потребление наркотических средств или наркотических веществ без назначения врача, но не определяет меру ответственности за нарушение закона. Отсутствие хотя бы административной ответственности для потребителя наркотиков создает целый ряд препятствий решению задач первичной профилактики наркозависимости, а также решению задач вторичной профилактики при осуществлении лечебных и реабилитационных программ для больных наркоманией.
Вместе с тем наркомания √ это не личное дело каждого. В результате наркотизации у потребителя возникают серьезные проблемы со здоровьем. Лица, злоупотребляющие наркотиками, должны знать, что им придется смириться с отступлениями от ⌠правила неприкосновенности■, т.к. в конечном счете, речь идет о том, что закон, мораль, общечеловеческие ценности имеют приоритет и должны господствовать в демократическом обществе.
Чтобы обеспечить активную профилактическую работу, остановить эпидемию наркомании, оказать лечебно-реабилитационную помощь потребителям наркотиков и больным наркоманией требуется совершенствовать законодательство и обеспечить вмешательство на всех уровнях так называемой наркотической пирамиды.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ
Разработка новой целостной системы первичной профилактики в условиях нашей страны должна исходить из трех основных условий:
– социальное и правовое обеспечение государственной системы первичной профилактики;
– этапность формирования государственной системы первичной профилактики с четким определением стратегических и тактических целей каждого этапа;
– обязательное включение в программу первичной профилактики системы мониторинга не только распространенности употребления, но и результативности действия системы первичной профилактики на каждом этапе ее становления и функционирования.
Цели первичной профилактики
Целями первичной профилактической деятельности на данном этапе становления государственной системы профилактики употребления ПАВ и наркомании в образовательной среде являются:
– изменение ценностного отношения детей и подростков к наркотикам с вторичным снижением спроса на психоактивные вещества (наркотики) в детско-подростковой популяции;
– сдерживание вовлечения учащихся в прием наркотических веществ;
– сдерживание роста тяжелых, особо опасных социально-медицинских последствий злоупотребления наркотиками (вовлечение в криминальную деятельность, оставление семьи и учебы, заражение ВИЧ-инфекцией, гепатитом, венерическими болезнями).
СТРАТЕГИЯ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления наркотиков и роста наркомании среди детей и подростков основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность – семья, школа и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.
Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных:
1. На формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;
2. На формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков;
3. На внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от ⌠пробы■ и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;
4. На развитие социально-поддерживающей инфраструктуры, включающей семью в микро-социальное окружение ребенка ⌠группы риска наркотизации■ и ребенка, заболевшего наркоманией.
Перечисленные условия определяют необходимость стратегического направления профилактики употребления ПАВ и развития наркомании. Наиболее адекватной, с учетом всех моментов, является стратегия сдерживания. Ставить сегодня вопрос о полном предупреждении употребления наркотиков и избавлении от наркомании абсолютно нереально.
ВТОРИЧНАЯ И ТРЕТИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКИ
ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
Вторичная профилактика зависимости от ПАВ касается лиц, которые уже испытывают на себе влияние проблемы, связанной с употреблением наркотических средств. Ее цель √ максимально сократить продолжительность воздействия ПАВ на человека, ограничить степень вреда, наносимого злоупотреблением ПАВ как потребителю, так и окружающей его микросреде √ учащимся образовательного учреждения и семье, предотвратить формирование хронического заболевания.
В связи с этим необходимо решить вопрос легитимности использования диагностических тестов на определение ПАВ в биологических средах организма учащихся, а также предусмотреть обязательное образование на ВИЧ-инфекцию, гепатиты В, С, венерические заболевания, которые, как правило, сопутствуют употреблению ПАВ.
Педагоги, школьные психологи, социальные работники вместе с родителями таких учащихся должны стремиться создать психотерапевтическую атмосферу непримиримости к повторному употреблению ПАВ и оптимизировать их здоровые личностные и социальные устремления.
Мероприятия, направленные на предотвращение срывов и рецидивов наркомании относятся к третичной профилактике. Собственно это и есть реабилитация, которая по мнению экспертов ВОЗ представляет собой комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне.
Лечение и реабилитация √ это взаимосвязанный процесс. Реабилитация начинается с первого контакта больного с медицинской службой и продолжается до тех пор, пока не будет восстановлен его личностный, профессиональный и социальный статус.
Несмотря на высокий уровень участия психиатров-наркологов в осуществлении вторичной и особенно третичной профилактики, активное участие в этом процессе педагогов, школьных психологов, социальных педагогов не только не может быть исключено, но должно рассматриваться в качестве одного из основных факторов решения проблем реабилитации.
Задачи вторичной и третичной профилактики могут быть решены в специализированных государственных центрах реабилитации детей и молодежи в системе Министерства образования Российской Федерации. (Помимо специализированных центров, в целях профилактики злоупотребления психоактивными веществами может и должна активно использоваться уже существующая сеть ППМС-центров). Спектр деятельности таких центров должен быть многогранным и многопрофильным:
– оказание консультативно-диагностической, медико-социальной и правовой помощи детям и молодежи, употребляющим психоактивные вещества и имеющим болезненную зависимость;
– оказание консультативной помощи и правовой поддержки родителям по вопросам наркозависимости детей и молодежи;
– организация общеобразовательного и профессионального обучение; с этой целью создание учебных классов, студий, спортивных секций, трудовых мастерских и других специальных структур для обеспечения духовного и творческого роста реабилитируемых;
– разработка и апробирование реабилитационных программ для детей и подростков, зависимых от ПАВ.
Дети и подростки, успешно прошедшие реабилитацию (третичная профилактика), должны возвращаться в образовательные учреждения на общих основаниях.
Совершенно очевидно, что вторичная и третичная профилактики имеют собственный медицинский аппарат, значительно отличающихся от такового в первичной профилактике. Именно такой подход позволяет структурировать целостную концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами и перейти к созданию профилактических программ на всех трех уровнях.
КОМПЛЕКСНАЯ АКТИВНАЯ ПРОФИЛАКТИКА И РЕАБИЛИТАЦИЯ (КАПР)
Основные принципы активной первичной профилактики употребления психоактивных веществ и наркоманий
Первичная антинаркотическая профилактика – это целостная, организуемая в рамках единой программы система мер, которая имеет свое содержание, свою этапность и динамику развития, свой определенный конечный результат и реализуется государственными и общественными структурами.
Первичная профилактическая деятельность в образовательной среде включает следующие принципы:
1.Комплексность
Основана на согласованном взаимодействии:
– ведомств и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании в рамках своей компетентности (организации и учреждения образования, здравоохранения, правоохранительные органы, служба социальной помощи);
– специалистов различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты профилактики (педагоги, школьные и медицинские психологи, врачи, наргологи, социальные педагоги и социальные работники детства, работники комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН), инспектора подразделений по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних (ПППН).
2. Дифференцированность
Основана на дифференциации своих целей, задач, средств и планируемых результатов с учетом, во-первых, возрастного состава детей, которые в данном случае выступают как субъекты первичной профилактической деятельности.
3.Аксиологичность (ценностная ориентация)
Направлена на формирование ценностей здорового образа жизни, уважения к человеку, государству и окружающей среде.
4. Многоаспектность
Сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности. Ведущими аспектами являются:
воспитательный аспект: ориентирован на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к пробе и приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков, меняющих психическое состояние;
психологический аспект: направлен на формирование стрессо-устойчивых личностных установок, позитивно-когнитивных оценок, а также навыков ⌠быть успешным■, быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации, включая ситуацию предложения наркотиков;
образовательно-обучающий аспект: формирует систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских и правовых последствиях употребления наркотических средств.
5.Последовательность (этапность)
Предусматривает разделение задач на общие стратегические и частные (этапные) при целевом финансировании каждого этапа.
6.Легитимность
Легитимность системной, активной, компактной, дифференцированной, многоаспектной и этапной первичной профилактики употребления наркотиков и развития наркомании предусматривает разработку необходимой правовой базы. Таким образом, правовые границы первичной антинаркотической профилактики предусматривают:
– действия, не нарушающие установленную в законе компетенцию органа или лиц, осуществляющих профилактические меры;
– действия, не нарушающие прав и свобод несовершеннолетнего как гражданина и члена общества, к которому относятся эти профилактические мероприятия.
При этом может возникать правовая ситуация, когда те или иные действия в границах осуществления первичной профилактической помощи, не запрещены, однако не регламентированы нормативными актами. Например: доврачебная и врачебная диагностика наркотического опьянения в образовательном учреждении; диагностика употребления наркотиков методом тестирования; социальное вмешательство специалиста в семью при риске наркотизации для ребенка.
Предшествующий отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что в плане первичной профилактики наиболее предпочтительными являются программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни и ориентированные на применение социально-психологического тренинга. Базовой основой всех профилактических мероприятий признается информационно-когнитивное (образовательное) направление. Исходя из конкретных условий в нашей стране и стратегии сдерживания моделью выбора является программа КАПР (комплексная активная профилактика и реабилитация), которая предполагает в качестве концептуального решения проблемы первичной профилактики наркомании – объединение в единый комплекс целей и задач первичной профилактики, ранней диагностики и лечебно-реабилитационных мероприятий.
Цели профилактики наркозависимости в образовательных учреждениях и цели КАПР полностью совпадают:
– снижение спроса на наркотики и другие психоактивные вещества;
– снижение заболеваемости наркоманиями и другими сопутствующими соматическими заболеваниями;
– снижение численности групп риска потребления ПАВ;
– снижение тяжести медико-социальных последствий наркомании;
– повышение качества здоровья учащихся;
– улучшение качества образования, за счет повышения уровня здоровья и изменения ценностной ориентации учащихся;
– улучшение криминогенной обстановки в регионе;
– разъединение наркотических асоциальных групп.
– противодействие идеям скрытности и безнаказанности у групп риска, путем широкого информирования о диагностических тест-системах.
Активная антинаркотическая профилактическая помощь семье в рамках КАПР сегодня должна проводиться в условиях различия мнений и отношений отдельных семей к самой проблеме, дефицита компетентности по вопросам формирования у детей антинаркотических установок, ценностей здорового образа жизни, трудностей установления контактов и взаимодействия со специалистами при необходимости консультативной, специализированной и социально-правовой помощи, в условиях, когда сами профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками (учителя, школьные психологи, социальные педагоги и социальные работники, инспектора ПППН), также нуждаются в выработке нового подхода к взаимодействию со своими подопечными.
Внедрение новой системы профилактики происходит в конкретных реальных условиях. Невозможно одномоментное введение в практику всех желательных нововведений. Главным является четкое определение этапов внедрения, что позволяет сделать программу КАПР наиболее эффективной.
ПЕРВЫЙ ЭТАП √ этап неотложных мероприятий. Организационно методически данный этап может быть реализован в рамках текущего финансирования и действующего законодательства. Внедрение первого этапа происходит постепенно по мере готовности отдельных составляющих:
– создание единого организационно-методического ведущего центра в структуре системы образования по программе КАПР с соответствующими подразделениями;
– создание центров реабилитации детей и молодежи с наркозависимостью;
– создание правовой и инструктивно-методической базы для профилактики и реабилитации наркозависимости у детей и молодежи в действующих образовательных учреждениях (ППМС-центрах) для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
– модификация действующих программ профилактики;
– частичная модернизация ряда школьных образовательных программ;
– внедрение интернет-информационной системы;
– создание просоциальных общественных организаций;
– разработка системы мониторинга;
– модификация системы профилактических осмотров;
– разработка новых образовательных требований к хроническим больным учащимся;
– создание пакета информативно-инструктивной документации для начальной переподготовки кадров на местах;
– разработка положений по правам и обязанностям учащихся педагогов, родителей и медицинских работников.
ВТОРОЙ ЭТАП √ этап научно-организационных мероприятий. Фактически данный этап следует рассматривать как подготовительный для 3-его этапа. Выделение этого этапа в достаточной мере условно, поскольку его реализация начинается уже в период действия 1-го этапа. Задачи 2-го этапа реализуются постепенно по мере готовности организационной, законодательно-инструктивной и финансово-материальной базы.
– создание системы переподготовки педагогов, школьных психологов и социальных работников;
– создание региональной сети учебно-методических центров профилактики;
– создание специализированного издательства, включая еженедельную газету и ежемесячный журнал;
– создание международной ассоциации просоциальных общественных движений по проблеме профилактики наркомании;
– разработка конкурирующих программ КАПР, адаптированных к различным регионам;
– создание полномасштабной системы мониторинга в России, позволяющей оценить не только уровень распространения наркомании, но степень эффективности профилактических мероприятий, в том числе и в отношении сопутствующих заболеваний и других осложнений;
– регистрация просоциальных общественных движений;
– разработка различных моделей положительного лидера в области спорта, включая тренировочные площадки экстремальных видов;
– организация спортивных соревнований и около спортивных форм досуга.
ТРЕТИЙ ЭТАП √ этап полного развертывания программы КАПР. Данный этап вводится дифференцированно по различным регионам.
– Внедрение в регионах;
– Мониторинг эпидобстановки и последствий;
– Анализ результатов;
– Разработка новейших методов и приемов профилактики;
– Сравнительное обобщение лучшего российского и международного опыта.
Программа КАПР включает в себя следующие продпрограммы:
– активная профилактическая деятельность в образовательных учреждениях;
– активная профилактическая деятельность в семье;
– активная профилактика в организации внеучебной, досуговой деятельности детей и молодежи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время во всем мире в образовательной среде борьба с наркоманиями проводится путем использования различных профилактических моделей. Структура последних зависит от конкретных условий отдельных стран и регионов. Концепция профилактики в нашей стране должна строиться с учетом трех основных сфер жизнедеятельности детей и подростков √ семья, школа, досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение. Наиболее адекватным ориентиром является стратегия сдерживания. Конкретная реализация профилактики возможна только в рамках комплексной программы активной профилактики и реабилитации (КАПР). Данная программа дает возможность работать не только с ⌠группами риска■, но и с лицами, прошедшими курс терапии и реабилитации. Кроме того, она обеспечивает комплексный подход и активное выявление заболевших, а также динамический контроль за процессом реабилитации.
Комментарии