С момента выхода в свет в феврале прошлого года постановления Правительства России, сформулировавшего Программу патриотического воспитания, в обществе не утихает дискуссия о целесообразности такого вида воспитательной деятельности и вообще о том, что же такое патриотизм. Через средства массовой информации за это время в общество выплеснули немало плоских шуточек наподобие “вас научат Родину любить”.
И тем не менее, разработка стратегии воспитания патриотизма с федерального уровня переходит на региональный. Например, депутаты Московской областной Думы обсудили проект регионального закона “Об областной целевой программе “Патриотическое воспитание граждан в Московской области на 2002-2005 годы”. Разработчиком Программы выступил Комитет по делам молодежи правительства Московской области.
Серьезность проблемы потребовала привлечения большого количества специалистов различных областей знаний. Широкий круг вопросов прорабатывался в течение восьми месяцев. В областной Думе прошел “круглый стол” с участием ученых, представителей местного самоуправления, военных, духовенства, обобщивший наработанный материал. И вот областная программа обрела форму законопроекта.
Какие принципы заложены в этот документ? По словам председателя Комитета по делам молодежи областного правительства Юрия Бойко, работа по патриотическому воспитанию должна основываться не на абстрактных рассуждениях и голой пропаганде, а на конкретных делах непосредственно на местах, в муниципальных образованиях области, городах и населенных пунктах, в организациях. Не случайно 40 процентов средств, выделяемых на Программу, пойдет на гранты именно для местных программ. Это важно для региона, в котором 73 муниципальных образования. И в каждом должно идти это важное дело.
При этом следует учитывать, что работа по патриотическому воспитанию и ранее велась как на областном, так и на местном уровне. К примеру, что такое клуб для подростков в Подольске, как не забота о развитии физически и нравственно здоровой молодежи? А на сегодня в области действуют уже около 300 патриотических клубов. И чем как не работой по патриотическому воспитанию является общеобластная игра “Защитник Отечества”? В 2000 году в ней приняли участие 300 подростков, а в 2002 году – в десять раз больше, так что уже возникла необходимость в проведении зональных соревнований. Причем за участие в игре борются не только мальчишки, но и девчонки. И все потому, что организатор – Комитет по делам молодежи – нашел нужные современные формы ее организации.
При этом составители Программы подчеркивают, что ее военно-патриотическая составляющая не является доминирующей, что формы патриотического воспитания не должны ассоциироваться с камуфляжем и цветом хаки. Цель Программы – на основе скоординированной и целенаправленной деятельности органов государственной власти Московской области и местного самоуправления муниципальных образований, общественных объединений и организаций способствовать формированию, развитию и укреплению организационных, информационных, кадровых, экономических условий для патриотического воспитания. А это предполагает поддержку широкой общественной, местной инициативы на местах. Очень часто на ее пути встает такая банальная проблема, как элементарное отсутствие средств. И здесь именно Программа становится необходимым подспорьем в работе. В числе грантов, выделяемых уже в первый период, значительная часть предназначена, к примеру, лучшим муниципальным программам патриотического воспитания, областным конкурсам среди организаций, реализующих данные программы, смотрам-конкурсам объединений и отрядов, ведущих работу по установлению и увековечению имен погибших защитников Отечества, поиску и захоронению их останков, областным смотрам-конкурсам среди учреждений культуры, образования по развитию народной культуры, этнографии и ремесел для развития краеведческой и туристско-спортивной деятельности подростков и молодежи и на другие конкретные дела.
Большое внимание уделяется в Программе и школам, коих в области около полутора тысяч. Значительная часть Программы посвящена разнообразным формам школьной воспитательной работы. Помимо прочего Московская область первой среди субъектов Российской Федерации предусмотрела в своем законе предоставление всем общеобразовательным учреждениям атрибутов государственной символики – государственного флага, герба, записи гимна.
Пусть на четыре года реализации областной Программы отпущена не такая уж большая сумма – всего 117 миллионов рублей, но важна сама поддержка живого дела. Причем не эпизодическая, а постоянная, возведенная в систему. Не случайно Программа предусматривает и выделение средств на изучение положения дел по данному вопросу, и депутатский контроль за ходом реализации Программы.
Проект закона был принят за основу, а его окончательное принятие после оставшихся детальных доработок придется на май месяц. Однако уже сегодня можно без преувеличения утверждать: Московская область в важном деле патриотического воспитания не просто идет среди лидеров, но и подает пример другим регионам в том, что воспитание любви к Родине – не в красивых словах с высоких трибун, а в будничной, ежедневной работе в каждой школе, в каждом городе и селе.
Ярослав ЯСТРЕБОВ
Комментарии