Содержание курса физики в основной школе, согласно проекту стандарта образования, составляет система понятий, законов, гипотез и теорий. Иначе говоря, в курсе физики должны быть представлены изучение главных понятий, характеризующих определенные совокупности физических явлений и объектов; изложение существа законов, управляющих явлениями и объектами; описание применений физических явлений и законов; введение теоретических представлений о строении и свойствах материи.
Построение программы курса физики III курса в нашем лицее имеет некоторые особенности:
1) весь материал курса физики разбит на отдельные части (графы). Такая структура темы позволяет отбирать для изучения только необходимую информацию и дозировать ее объем соответственно познавательным возможностям учеников;
2) все разделы данного курса физики состоят из “Учебных элементов”, в которых отобрана основная, дозированная информация, предназначенная для обучения;
3) логическая структура “Учебных элементов” обладает рядом преимуществ перед списочным их представлением. Основным достоинством является ее наглядность, доступность для анализа и коррекции, упорядоченность разделов курса. Логическая структура состоит из узловых точек (узлов) и линий, соединяющих узлы в древовидную схему на нескольких этажах, называемых порядками, учитывающих уровни усвоения. Число порядков зависит только от необходимой подробности проникновения в сущность исходного “Учебного элемента” (т.е. проникновения в глубину изучаемого раздела). Кроме того, логическая структура дает целостное представление о теме для лучшего ее усвоения;
4) отдельно выделено планирование времени по разным видам деятельности, что дает возможность постоянно помнить о количестве учебных часов;
5) планирование времени по темам с учетом личностно-ориентированного подхода в обучении отражает наглядное представление о распределении времени по изучаемым темам для каждой профильной группы;
6) в целом программа представляет собой содержание курса в виде логической структуры “Учебных элементов” с установлением параметров диагностического описания целей обучения, что обеспечивает качественный контроль знаний и перспективы перехода на более высокий уровень.
Какова же необходимость диагностического описания целей обучения?
Проблема объективности в оценке реального усвоения учащимися знаний и сформированности умений не может быть решена без диагностического описания.
Опыт деятельности ученика в настоящее время описывается такими диагностическими параметрами, как широта опыта (N), его научное описание (b), уровень (a), качество и прочность усвоения (Ka), автоматизация умений (Kt ), осознанность применения знаний (g).
Диагностически описать цель обучения означает: при изучении учебного предмета спрогнозировать его цели с помощью параметров, a, b, g, Kt , а объективное оценивание достижения цели обучения означает: с помощью методов педагогической диагностики определить соотношение реального результата формирования опыта (т.е. усвоения материала) учащегося по данным параметрам с прогнозируемыми показателями. Введение в педагогическую практику диагностических параметров позволяет осуществить на деле, а не на словах принцип завершенности обучения. И при правильно организованном дидактическом процессе на основе теории поэтапного формирования умственных действий – успешное освоение знаний.
Таким образом, главной заповедью педагога при определении параметров целеобразования обучения должна стать заповедь врачей: “Не навреди!”
Тематическое планирование
Тематическое планирование
(теория и практические занятия)
Граф “Физика” – III курс
Спецификация и логическая структура
к графу “Физика” – III курс
a, b, g, Kt – параметры учебных целей
a – уровень усвоения;
b – степень абстракции;
g – степень осознанности;
Kt – степень автоматизации.
a – уровень усвоения показывает степень овладения учащимися опытом применения усвоенной информации и способность решать задачи, требующие того или иного вида деятельности.
Уровень усвоения может быть: a1; a2; a3; a4.
b – степень абстракции характеризует научный уровень мастерства в выполнении деятельности и научный уровень изложения предмета, а также овладение языком и методами, применяемыми в данной науке (b=1; b=2; b=3; b=4).
g – степень осознанности знаний, умений показывает глубину понимания предмета через межпредметные связи, способность учащегося обосновать свои действия (ответ) на основе знаний других предметов.
Различают три степени осознанности: g=1; g=2; g=3.
Kt – коэффициент автоматизации введен для оценки навыка в овладении деятельностью.
Kt – вычисляется как отношение времени, затрачиваемого заведомо квалифицированным специалистом на выполнение некоторой деятельности, ко времени, затраченному учащимся на выполнение той же деятельности.
Kt = Тспец./Туч.
Спецификация и логическая структура
к графу “Электромагнитная индукция”
Граф к теме “Электромагнитная индукция”
Основной УЭ (тема программы)
I Узловые УЭ (подтемы)
II основные вопросы
основные учебные элементы
III УЭ (признаки)
IV способы изменения/параметров (применение)
Граф – логическая структура темы (ЛС).
УЭ – учебный элемент.
Спецификация и логическая структура
к графу “Механические колебания и волны”
Нина ПАНЧЕНКО, преподаватель физики лицея #1
Усолье-Сибирское,
Иркутская область
Комментарии