search
main
0

Программа действий. Комплекс – это школа выбора для ребенка

​Под руководством научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика» Александра АДАМСКОГО в ТиНАО разворачивается интересный и содержательный проект.Это разговор про новую школу, про школу выбора, школу без границ.

– Александр Изотович, скажите, пожалуйста, с чего начиналось ваше взаимодействие с ТиНАО?- Институт проблем образовательной политики «Эврика» работает со школами ТиНАО с 2014 года. Основное направление этого взаимодействия – проектная деятельность всех участников образовательного процесса.Проектная деятельность является одним из основных развивающих механизмов как для учителей, так и для детей. В соответствии с федеральными стандартами проектная деятельность является одной из составляющих результатов в образовании. В этом смысле результаты образования во многом зависят от того, насколько учителя являются не механическими исполнителями, а исполнителями с собственной мотивацией, способными реализовать поставленные перед ними задачи. Одним из инструментов по реализации этих задач является основная образовательная программа. А проектирование этой основной образовательной программы школы, рабочих программ, проектирование внеклассных и внеурочных видов деятельности, на наш взгляд, является тем механизмом, который в итоге позволит осуществить и задачу комплекса.- Какие задачи сегодня стоят перед образовательным комплексом?- Основная идея комплекса – дать ребенку реальный выбор тех видов деятельности, в рамках которых у него происходит максимальная самореализация, где он успешен. Но идея комплекса, к сожалению, не слишком хорошо популяризируется, и поэтому возникает масса мифов и стереотипов о том, что это исключительно укрупнение школ ради экономического эффекта. Я считаю, что это не так. Развитие образовательной деятельности в целом по международным и российским тенденциям приводит к тому, что она становится индивидуальной. Осуществить индивидуальное образование невозможно, если в школе нет избыточного набора и преподавателей, и видов деятельности, и оборудования, и других условий. Набор этих условий должен быть больше, чем минимальные нужды по программам, по учебным предметам.- Если одним из механизмов решения задачи индивидуализации образования является программа, то какой она должна быть?- Начнем с того, что гораздо проще взять единственную для всех школ всей страны программу и навешивать ее на каждого ребенка, а потом смотреть, кто ее освоит, а кто нет, и выносить оценку: кто освоил в полном объеме, тот хорошо успевает, а кто чего-то не запомнил, то не успевает. Но сегодняшняя задача образования в другом: научить каждого учащегося реализовать полностью свои индивидуальные способности и через эту самореализацию выйти на общее образование. Проектирование образовательной программы – это по-своему учет индивидуальных особенностей ребенка и специфика того учебного предмета, той деятельности, которой владеет учитель. Она должна строиться на том виде деятельности, в котором ребенок ощущает себя максимально комфортно, максимально реализуется, будь то творческая, естественно-научная, спортивная, исследовательская, социальная деятельность, выходя на общее образование. И проектирование такой программы – непростая задача. Но именно в этом заключается задача образовательной программы и смысл комплекса. И именно над этой задачей мы работаем с комплексами ТиНАО.- Как вы осуществляете работу с образовательными учреждениями?- Практически это осуществлялось в серии проектных семинаров, где мы с учителями проектировали такого рода образовательную программу. Также экспертами «Эврики» из разных регионов в каждом комплексе проводились мастер-классы по разным способам реализации индивидуальных образовательных программ, системе оценки, очень интересные мастерские и мастер-классы проводились по событийной оценочной деятельности.- Какие позитивные результаты вы можете отметить в работе со школами ТиНАО?- Произошел сдвиг в мотивации учителей и учеников. Для нас это ключевой результат. Если растет внутренняя мотивация, то растут и результаты. От авторитарного давления, от усиления контроля такие сдвиги не происходят. Это происходит только тогда, когда ребенок видит, что у него есть возможность реализации себя, а учитель видит и понимает, что его творчество, проектная деятельность определяют всю ту работу, которую он осуществил.Здесь нельзя не отметить управленцев, которым я очень благодарен. Для них это было трудной историей, потому что управление проектной деятельностью гораздо труднее, чем привычное требование выполнения разных регламентов. Особенно хочется отметить несколько комплексов, которые стали локомотивами этого процесса, – №1788, 2083, 2065, 2070. Например, комплекс №1788 в московском рейтинге поднялся чуть ли на 200 позиций. Это мощный рывок!- Какие планы и задачи вы ставите перед собой и округом в этом году?- Мы будем продолжать работать в заданном направлении. Уже есть планы по развитию индивидуальной образовательной программы по естественно-научным дисциплинам. Сейчас мы разрабатываем сетевую образовательную программу по изучению физики, где будут задействованы институты Троицка и Институт физических технологий МПГУ. Дети будут проходить там обучение и по Сети получать консультации. Будем развивать событийные формы в оценке качества и проектную деятельность учителей и учеников.- Какой, по-вашему, должна быть та самая интересная школа, к которой мы стремимся?- Это школа, где мотивы ребенка, его потребности и интересы являются ведущими, где есть избыточный, а не минимальный комплекс условий, для которых этот мотив, эти потребности реализуются в индивидуальных образовательных программах. Мне кажется, это и есть школа выбора, а в результате формируется одно из основных качеств человека – способность выбирать, самоопределяться.Алена РАМОНОВА, педагог-организатор школы №1788

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте