В ходе круглого стола «Профессиональный стандарт учителя как инструмент повышения качества общего образования», состоявшегося в пресс-центре «Интерфакса», разработчики проекта – проректор Московского городского психолого-педагогического университета Юрий Забродин и его коллега из того же вуза Ирина Бурлакова – не столько собирали критические замечания, сколько разъясняли основные идеи документа.
Так, Юрий Забродин считает, что у профессионального стандарта три главные функции. Первая касается отношений между работодателем и работником. Стандарт описывает содержание профессиональной деятельности. Вторая функция позволяет оценить квалификацию работника по отношению к содержанию работы. Проректор МГППУ уточняет: «Мы получаем возможность выстроить требования к субъекту профессиональной деятельности, найти новую систему измерения его квалификации. Такая работа должна происходить на базе оценок профессионального сообщества. Эта линия приводит к конкретным результатам, связанным с оплатой труда, доплатами за квалификацию, за новые виды работ, за освоение новых видов техники и так далее». И третья функция профстандарта – он позволяет выстроить новую систему профессионального образования.Разработчики проекта считают, что в профессиональном стандарте должна найти отражение современная ситуация, когда изменения в общем образовании задают новые требования к учителю. «Мы должны, с одной стороны, защитить учителя от перегибов такого перехода. С другой стороны, подготовить его к тому, чтобы он умел работать в новых условиях», – поясняет Юрий Забродин.Спеша успокоить педагогическую общественность, разработчики профстандарта заявляют, что стандарт необходимо вводить с двумя принципиальными ограничениями. Первое – как пробную версию, пилотный проект. И второе – сначала в тех регионах и образовательных организациях, которые к этому готовы.Еще один больной вопрос: кто будет заниматься проверкой того, насколько учитель соответствует требованиям, заложенным в стандарте? На него Юрий Забродин ответил так: «Профессиональный стандарт – база для создания системы сертификации учительского персонала. Профессиональный стандарт не линейка, а некий стол, на котором можно будет собрать систему оценки персонала. В него включены трудовые функции, но учителя мы никак не измеряем. Между профессиональным стандартом и системой аттестации должна быть выстроена технологическая измерительная цепочка. У нас сейчас формируется национальная рамка квалификаций, и к ней надо будет разрабатывать отраслевую рамку. Это непростая задача. Например, учитель может иметь высокую профессиональную квалификацию, а занимать должность, которая требует более низкой квалификации. Как поступить директору? Должен он платить за квалификацию или за должность? Именно на базе профстандарта эту систему и надо будет выстраивать, на эти вопросы и отвечать».
Комментарии