search
main
0

Профсоюзное движение

Не для отчета

С понятием «профсоюз» российский школьник впервые знакомится на уроке обществознания в 9‑м классе. Но это в учебном плане, а в жизни, может, и значительно раньше. Да и старшими это понятие осознается далеко не всегда в той форме, как оно предложено в учебнике. К вопросу о фоновом знании, которое играет все большую роль для наших учеников: петербургский школьник Леонид узнал о профсоюзном движении из видеоблога. Свое новое знание он, как известно, быстро применил на практике – в СМИ много говорили о профсоюзе учеников в школе на севере Петербурга. У директора школы это социальное явление вызвало смешанные чувства, и история вышла далеко за пределы образовательного учреждения. В результате сегодня своего рода первичные организации этого движения появились едва ли не во всех соседних школах.

«УГ» в недавнем номере опубликовала мнения учителей из разных регионов страны об инициативе Леонида. Общее мнение: пусть развивается любая легальная активность, но строго до тех пределов, когда она начинает мешать учебе. Эту позицию я вполне разделяю. А как учителя обществознания меня вообще должно только радовать, что старшеклассники успешно моделируют сложную социальную практику. Сомнения у меня возникают по двум позициям.

Во-первых, сколько в этом начинании игры, а сколько – дела? Учащимся, во всяком случае значительной их части, нравится в игровой форме осваивать функции управления и даже политические процессы. Это было понято школой давно, и для этого с 1960‑х годов как массовая практика существует день дублера или день самоуправления, обычно приуроченный к Дню учителя. Очень распространены в региональных системах образования и любимы учителями-обществоведами различные модели ООН. Когда я сам был школьником, во второй половине 1990‑х, модно было организовывать школьные думы и правительства, проводить избирательные кампании и выбирать президента школы. В 1996 году в моей школе тоже призывали «голосовать сердцем». Эти формы и сегодня очень развиты. Способы устройства и названия для органов ученического самоуправления в петербургских школах представляют калейдоскопическую картину – от ожидаемого совета старшеклассников до заимствованного из мира Гарри Поттера Визенгамота. Каждое из этих обществ действует на основании локального акта – положения или приказа, утвержденного директором школы, а некоторые имеют серьезный публично-правовой статус ДОО (детское общественное объединение). И завуч по воспитательной работе ежеквартально отчитывается о том, как школа поддерживает и развивает их. А прославившееся начинание старшеклассника Леонида насторожило администрацию школы не потому ли, что не вписалось в циклограмму воспитательной работы на первую четверть? Очень похоже, что тут мы имеем дело не совсем с игрой. Может быть, мы даже имеем дело с проявлением социальной одаренности?

Во-вторых, и в этом я глубоко убежден, каждый ребенок хочет, чтобы его услышали. Ключевой дефицит большинства наших учеников – это дефицит нормального человеческого диалога. Его давно нет между ровесниками, они опосредованы цифровой средой. Его зачастую нет в семье. Мои коллеги и я ловим себя на мысли, что иногда действуем по технологии «отойди, мальчик, не мешай мне работать». Сейчас многие вокруг спрашивают, как я отношусь к проблеме ученического профсоюза. Я думаю, что тут нет проблемы, требующей организационных выводов, тут есть ясный призыв наших учеников к диалогу.
Илья ДЕМАКОВ, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2017

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте