«У каждой профорганизации свое лицо, и оно определяется лидером, – считает председатель Тамбовского обкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ Марина Назарова. – Все держится на отношении лидера к людям. Может ли он сплотить вокруг себя педагогов, помочь им в сложной ситуации, наладить конструктивный диалог с администрацией?» Лицо Кирсановской организации профсоюза, объединяющей работников образования двух территорий – города Кирсанова и района, определяет Ольга Степановна Кравченко. На посту председателя райкома она уже 26-й год.
В 2008 году в районе закончился процесс реорганизации образовательных учреждений – маленькие школы присоединяли к более крупным. Пока на территории города остались две средние школы, но с 1 января 2011 года одна из них станет основной. В процессе реорганизации кадровые вопросы решались максимально безболезненно: педагогам предлагалось новое место работы в своем же коллективе или в другом учебном заведении. Все это стало возможным потому, что налажены хорошие, рабочие отношения между райкомом профсоюза и администрацией.
В штат Кирсановского райкома Профсоюза работников народного образования и науки уже в 2007 году одними из первых в области ввели правового инспектора. Теперь есть возможность готовить методические материалы, подборки документов для каждой профсоюзной организации в соответствии с их потребностями. «Школы просят документы по аттестации педагогических работников, по особенностям регулирования труда женщин, по заработной плате. Мы с нашим юристом такие пособия готовим и направляем в профсоюзные организации, – рассказывает Ольга Кравченко. – Выпускаем информационные бюллетени, например, по охране труда. С появлением в райкоме правового инспектора многие вопросы, с которыми раньше приходилось обращаться в обком, теперь решаются на месте».
Школа №1 Кирсанова скоро останется единственной средней школой в городе. В результате реорганизации на ее базе объединились коллективы трех образовательных учреждений. Школа – победитель национального проекта «Образование». На выигранный грант в миллион рублей были приобретены мобильные компьютерные классы, интерактивные доски, проекторы.
Председатель профкома Анастасия Пустовалова о школьном коллективе знает все «от и до», несмотря на то что сложился он не так давно. Достаточно сказать, что каждого из 168 человек она поздравляет с днем рождения в стихотворной форме, причем эти поздравления никогда не повторяются. «Лирика», – подумает кто-то, но в непростое время реформ именно чуткое отношение друг к другу помогало учителям выживать. «У нас было много проблем, – рассказывает Анастасия Федоровна. – Когда началась реорганизация, мы переживали, как это отразится на педагогах трех школ, ведь каждая из них была средней и представляла лицо города. Большим подспорьем для нас стала кружковая работа в рамках российско-шведского проекта. Даже после его официального завершения кружки у нас продолжались и продолжаются. Мы собирались вместе, называли эти кружки по-разному: «Посиделки», «Дни класса», «Вечера поэзии». Благодаря таким занятиям, иногда далеким от нашей профессиональной деятельности, мы смогли уберечь, поддержать, сплотить людей в сложное время. И практическая польза от кружков была. Их руководители выезжали во все образовательные учреждения района и проводили занятия на актуальные темы, вооружившись пакетом соответствующих нормативно-правовых документов: по заключению трудовых договоров, по оплате труда, сокращению штатов и назначению досрочных пенсий. Поддерживал нас и глава города Олег Романович Шапиро: организовывал для членов профсоюза выезды в театр, по святым местам. Трудностей и забот у нас много, кроме основной работы – несколько соток огорода: на зарплату в семь тысяч рублей выжить тяжело. Но стараемся, чтобы наши дети не уезжали из района, прививаем им любовь к малой родине, ведь это тоже забота педагогов».
По словам председателя райкома профсоюза Ольги Кравченко, вопрос зарплаты учителя самый больной, он постоянно стоит на повестке дня во всех образовательных учреждениях района и города.
Директор школы №1 Николай Егоров, имея высшую квалификационную категорию, получает 16 тысяч рублей в месяц: «Я не могу сделать себе зарплату 30 тысяч, если учителя получают гораздо меньше. В первую очередь нужно повышать зарплату учителю, а не администрации, ведь именно он непосредственно работает с детьми». Наверное, это и называется гражданской позицией, или просто совестью.
В детском саду «Аленка», одном из четырех дошкольных учреждений Кирсанова, тоже продолжается кружковая работа, а его сотрудники думают о том, чтобы привить подрастающему поколению любовь к родной земле. На базе садика работает городская опытно-экспериментальная площадка по духовно-нравственному воспитанию детей. Ее основная цель – возрождение русских национальных традиций. Со своим опытом коллектив вышел на уровень области. «Мы знакомим детей с окружающим социумом: музеем, библиотекой, школой искусств, – рассказывает исполняющая обязанности заведующей МДОУ «Аленка» Татьяна Ивановна Карпенко. – Также в эту работу входит знакомство малышей с родной природой. Помогают картины местного художника Сергея Ивановича Варнавского, которые находятся в нашем детском саду. У нас также оформлен уголок русской избы».
У педагогов детского сада средняя зарплата – 7300 рублей, даже немного выше, чем у школьных учителей. Недавно муниципалитет начал доплачивать и за стаж. Конечно, работникам детских садов хотелось бы большей поддержки, но они понимают, что эти вопросы только на уровне муниципальной власти решить невозможно.
Комментарии