Неизменно защищая права работников образования, профсоюз в самые трудные, переломные годы нашей истории оставался пропагандистом лучших достижений отрасли. Создание добровольного спортивного общества «Учитель» для физкультурно-оборонной работы, поддержка новых починов, развертывание соревнования в школах в предвоенные годы – яркий тому пример.
Продолжение. Начало в МП №№20-23
В сложное военное время школа полным ходом жила, думала, трудилась. Несмотря на неслыханные трудности, государство провозгласило закон о всеобщем обязательном обучении незыблемым: «Мы должны учить всех детей, и учить хорошо, несмотря на сложности военного времени… Никаких ссылок на военную обстановку», – писала газета «Правда» в марте 1942 года [4, с.303]. Та же «Правда» еще в сентябре 1941 года в передовой определяла задачи профсоюзов: «Профсоюзные организации призваны возглавить трудовой героизм рабочих и служащих, помочь им как можно лучше справиться со стоящими перед ними задачами… Профсоюзные организации активно помогают фронту. Сейчас, как никогда, требуется усиленная массово-разъяснительная и воспитательная работа» [5, с.166-167].
В военные годы кадры профсоюза системы образования непрерывно обновлялись. С первых дней войны и учителя, и профсоюзные работники находились на фронте. На смену им приходили люди без опыта профсоюзной работы. Для них организовывали подготовительные курсы. Профсоюзная газета «Труд», несмотря на нехватку бумаги, полиграфистов, выходила тиражом в сотни тысяч экземпляров. И каждый учительский местком, обком получал необходимые экземпляры «Труда». Газета, поддерживая патриотические начинания учительства, не ограничивалась публикацией очерков, статей, информации. В годы войны «Труд» вместе с профсоюзами провел десятки межобластных совещаний и конференций. Профиздат стал выпускать литературу в помощь учителям. В 1944 году Профсоюз работников образования вместе с издателями провел первую в стране Неделю детской книги.
Когда речь заходила о восстановлении разрушенных войной школ, мнение профсоюзов было единым: действовать безотлагательно. Участки просвещения и воспитания воспринимались как боевые. Местные комитеты Профсоюза работников начальных и средних школ формировали и направляли бригады учителей, которые на местах помогали возобновлять и восстанавливать работу школы в освобожденных районах.
В 1944 году мою родную Краснянскую школу в Белгородской области (теперь это основная школа №34 Белгорода) возглавил ее бывший выпускник – фронтовик Василий Барышенский. Мне хочется привести отрывок из его воспоминаний – иллюстрацию неслыханных тягот, выпавших на долю учителя и учительского профсоюза в 40-50-е годы. «В 1944 году я был освобожден от военной службы и получил командировку для выезда в Курскую область для работы по специальности (постановление Совмина СССР №834). И вот я в Белгороде приказом роно назначен директором Краснянской семилетней школы с 1 августа 1944 года.
Прибыв в село Красное, что же я увидел? Стены школы облуплены и проломлены в четырех местах в виде арок, нет окон, дверей, полы выломаны, голландка разрушена, нет ни одного стола, ни одной парты. Я представился завучу, сказал, что пришел принимать школу. Она мне: «Вы не первый, тут уже многие приходили, посмотрят и уходят, больше не возвращаются».
В роно мне сказали, что ничем помочь не могут и надо обходиться своими силами. Колхоз был разорен, имел 2 лошадей, 1 повозку и 1 сани. Ни единого рубля на восстановление школы не отпущено, дали только хлебные карточки для работающих в школе – 4,5 кг муки на полмесяца на одного».
Василий Барышенский принял школу. Началась подготовка к новому учебному году. Все работы каменщиков и штукатуров легли на двух мужчин – самого директора, учителя Демьяна Тимофеевича Мозолюка и бригаду из 30 женщин. Председатель сельского совета выделил двух стариков на плотницкие работы. Старшеклассники добывали кирпич: разбирали фундамент разбитого школьного здания, рухнувшего клуба, церковной ограды. Глину и песок носили на плечах из оврага.
Полы были глинобитные, печи сделал учитель Мозолюк. Застеклили окна – рамы были маленькими, из покинутых жителями крестьянских хат, а скамейки поставили на вкопанных в землю столбах. Досок не хватало, пришлось разобрать бункер, построенный немцами, и баню, устроенную нашими солдатами после освобождения села.
Родители учеников оштукатурили стены и потолки, побелили их и даже сделали классные доски прямо на стенах, закрасив прямоугольники черной краской…
В октябре 1944 года ВЦСПС принял постановление, которым обязал все местные комитеты профсоюза развернуть пропаганду знаний: доклады, лекции, читки, беседы. Члены учительского профсоюза развивали художественную самодеятельность, пропагандировали естественно-научные знания, работали в профсоюзных библиотеках-передвижках [3, с.49].
Историческая справка из энциклопедии «Великая Отечественная война»: «Накануне войны в стране работали 1 млн 200 тыс учителей… На освобожденной от оккупантов территории осталось меньше половины (47%) учителей. Изменился и учительский состав: в основном это были женщины».
Татьяна КИЯЩЕНКО, учитель основной школы №34
Продолжение следует
Комментарии