search
main
0

Профсоюз как ресурс развития учительского потенциала

​25 августа в рамках X Съезда работников образования Новосибирской области состоялась профсоюзная секция «Профсоюз учителей и его роль в социальной защите работников образования». В ее работе приняли участие не только председатели территориальных и первичных профсоюзных организаций, но и социальные партнеры – руководители органов управления образованием и образовательных учреждений. Как было отмечено на секции, профсоюз – один из активных и востребованных участников различных общественных институтов в системе образования при реализации инновационных проектов и программ, таких как национальный проект и комплексный проект модернизации образования. Участие представителей профсоюза в работе советов, экспертных комиссий, рабочих групп позволило обеспечить гласный и прозрачный характер конкурсного отбора лучших учителей и школ, повысить уровень доверия к объективности принятых решений и избежать ухудшения морально-психологического климата в коллективах. В Новосибирской области складывается многоуровневая система социального партнерства. Очередной шаг в ее развитии был сделан в ходе проведения секции. Министр образования, науки и инновационного развития Новосибирской области Владимир Никонов и председатель Новосибирского обкома Общероссийского профсоюза образования Сергей Нелюбов подписали Соглашение о взаимодействии.

Сергей НЕЛЮБОВ, председатель Новосибирского обкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ:- О кадровых ресурсах инновационного развития образовательной системы как о серьезной проблеме не только современной российской школы, но и всего общества, сказано много. Это обсуждают профессионалы – педагоги, учителя, воспитатели; это чувствуют все, кого, так или иначе, заботит будущее нашего общества.Понятно, что успешного ученика может воспитать успешный учитель, успешная, а значит, развивающаяся школа. Развивающаяся школа создает условия для самореализации учителя, а это и организация его труда, условия для профессионального роста, системное повышение квалификации, предоставление возможности продемонстрировать свои успехи и свое мастерство. Учитель должен ощущать вкус своего педагогического успеха.В свое время знаменитый немецкий педагог Адольф Дистервег писал: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель».Очевидно, что если в процессе реформирования, модернизации не рассматриваются, либо исключаются личности ученика и учителя, то перспектива качественных изменений весьма иллюзорна. В нашем обществе должна возродиться традиция уважения к учительству.Следует напомнить слова Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Учительство – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».Поэтому профессия учителя должна приобрести более высокий статус, а создавать этот статус нужно и материально, и морально, подготавливая и привлекая общественное мнение, формируя систему защиты работников образования.Одновременно речь идет и о развитии учительского потенциала, под которым понимается возможность педагога, учителя, воспитателя в полной мере реализовать «скрытые» резервы, способности для удовлетворения как личных, так и профессиональных целей.Становление учительского потенциала – сложный процесс, протекание которого зависит от многих факторов и условий. Особая роль в этом процессе отводится активности самого педагога – его способности к профессиональному развитию и саморазвитию в системе непрерывного образования.Поэтому в учреждениях образования все ресурсы должны быть направлены на саморазвитие учителей. Можно иметь в своем распоряжении самую лучшую программу, великолепную инфраструктуру и лучшие принципы управления, но если нет хороших учителей, тогда все потеряно.В качестве основных условий развития учительского потенциала следует назвать: признание обществом высокого статуса педагога, непрерывность и преемственность профессионального образования педагогических кадров, повышение квалификации по индивидуальной траектории обучения.Неслучайно одним из тезисов национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является необходимость совершенствования форм повышения квалификации учителя. Естественно, все это предлагается на новом уровне, в соответствии с теми требованиями, которые сегодня предъявляет жизнь к системе образования.По нашему мнению, важным стимулом качественного педагогического труда должен стать новый порядок аттестации педагогических кадров, вступающий в силу с 1 января 2011 года. В его разработке самое активное участие принял Общероссийский профсоюз образования.Важно подчеркнуть, что центральное место в квалификационных характеристиках занимают компетентности педагогических работников, включающие такие основные составляющие, как профессиональная, информационная, коммуникативная и правовая. Иными словами, сегодня учитель должен владеть не только современными знаниями, технологиями, методами и средствами обучения, но и быть готовым оперативно и эффективно решать профессиональные задачи.В разговоре с одним из учителей мне запомнились его слова: «Очень хорошо, когда у тебя за спиной есть гора. Она защитит от разных бед и несчастий. Лучше, если эта гора из денег, что станет страховкой от возможных неприятностей. Но еще лучше, если она состоит из профессиональных компетенций. В этом случае ты полностью защищен».Безусловно, компетентности являются важным «тылом» для педагога, но при этом необходима реальная система социальных благ и мер его защиты со стороны как государства, так и общества.Поэтому Общероссийский профсоюз образования видит свою роль в первую очередь в развитии учительского потенциала. Наша позиция состоит не в обострении кризисных явлений, а в совместном с органами власти поиске механизмов и конструктивных подходов в решении возникающих проблем.Известно, что участие нашей области, города в реализации Комплексного проекта модернизации образования, введение новых систем оплаты труда позволило повысить заработную плату работникам образования.Следует признать, что за последние два года, в условиях финансово-экономического кризиса, органы власти всех уровней предприняли серьезные меры, чтобы в бюджетной сфере не произошло провалов, массовой задержки заработной платы. Примером тому может служить летний период, когда в условиях дефицита бюджетов всем педагогическим работникам своевременно были выплачены отпускные. Понимаем, что это было непросто.Однако одним из волнующих и главных вопросов для работников образования остается размер заработной платы. Это общероссийская проблема. С февраля 2008 года ни на федеральном уровне, ни на уровне регионов не принимаются решения об индексации зарплаты в целях повышения ее реального содержания.При этом стимулирующая часть фонда оплаты труда продолжает расходоваться на доведение зарплаты до уровня нового МРОТ, установленного федеральным законом. Поэтому необходима индексация заработной платы работников бюджетной сферы и доведение стимулирующей части ФОТ до 30%, как это и предполагалось при переходе на новую систему оплаты труда. В противном случае все это приводит к уравниванию зарплаты персонала и специалистов, что вызывает социальную напряженность в коллективах и негативно отражается на качестве работы.Другая важная проблема – обеспечение жильем работников образования города. Очевидно, что в перспективе нас ожидает дефицит педагогических кадров, ведь смена учительских поколений происходит, хотим мы этого или нет. Стимулом привлечения молодежи на работу в сферу образования, с нашей точки зрения, является решение вопроса обеспечения местами в общежитиях работников ОУ Новосибирска. Сегодня в общежитии нуждаются 476 (3%) педагогических и руководящих работников. В том числе 96 молодых специалистов.Важно подчеркнуть, что принятие программы «Улучшение жилищных условий работников муниципальной бюджетной сферы Новосибирска» на 2011-2013 годы позволит укрепить на муниципальном уровне систему поддержки работников образования.В нашей области, городе складывается многоуровневая система социального партнерства. Сегодня выстроено конструктивное взаимодействие профсоюза с вновь созданным Министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области. В июне состоялась встреча председателей территориальных профсоюзных организаций с министром Владимиром Алексеевичем Никоновым. Мы согласовали подписание cоглашения о сотрудничестве. В настоящее время совместно с министерством мы работаем над проектом нового Отраслевого соглашения на ближайшие три года.В июле 2010 года обком профсоюза подписал Соглашение о взаимном сотрудничестве с Государственной инспекцией труда в Новосибирской области.Думаю, все мы понимаем, что главное в социальном партнерстве – не договор или соглашение, а взаимоуважение и совместный поиск компромиссных решений по всем проблемам. Решения могут быть тяжелыми, идущими иногда в разрез с чьими-то интересами, но они должны быть совместными, согласованными. На то и партнерство.Современная миссия нашего профессионального союза заключается в следующем: мы вместе должны стать ресурсом инновационного образования и защиты прав работников образования.Что может предложить наш профсоюз сегодня:- представление и защиту социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников образования;- реализацию в новом учебном году инновационных социальных проектов как форм материальной поддержки членов профсоюза;- создание Кредитного союза педагогов Новосибирской области с целью предоставления кредитов членам профсоюза под доступные проценты;- участие в программе государственного софинансирования пенсии совместно с негосударственным пенсионным фондом «Образование и наука»;- участие в программе добровольного медицинского страхования членов профсоюза.Начал работать информационный сайт областной организации профсоюза работников образования с электронной приемной.Школа, учитель – это отражение общества. Учитель не может быть идеальной фигурой, изолированной от общества. Пока не изменится отношение к педагогической профессии в обществе, высокие требования к качеству работы учителя достаточно трудно предъявлять и добиваться их выполнения.Безусловно, для формирования качественного педагога важна комфортная среда, микроклимат, где нет почвы для появления негативного отношения друг к другу, когда есть возможность систематически повышать уровень своего профессионализма, материального благополучия. Если формируется позитивная корпоративная культура, в такой среде даже аутсайдер имеет шанс занять достойное положение и приносить пользу.Мы вместе обязаны на это влиять. Необходимо задавать стандарты корпоративной культуры. Думаю, работники образования должны стать в этом смысле образцами для подражания.Новосибирская областная организация принимает активное участие во Всероссийской акции «В каждом живет учитель», проводимой Общероссийским профсоюзом образования. Идею акции можно передать словами стихотворения Роберта Рождественского: «Учитель – профессия дальнего действия, главная на Земле». Уверен, что если не изменить в обществе отношение к учителю, вряд ли можно рассчитывать на успешную реализацию любых реформ.В нашем городе много сделано для развития учительского потенциала. Примером этому, несмотря на кризисную социально-экономическую ситуацию в целом, является реализация двух знаковых проектов: открыт городской Дом учителя и создается памятник Учителю. Это эпохальные вещи, подтверждающие, что словосочетание «Новосибирский учитель» звучит гордо и уважительно.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте