Старший школьный возраст, как известно, изобилует широким спектром жизненных задач и новообразований этого периода.
Одновременность и параллельность нескольких важнейших линий человеческого развития (личностного и профессионального) в это время практически создают старшекласснику (уже не ребенку, но еще и не взрослому) ситуацию растерянности, напряженности, неопределенности, приводят к социальным конфликтам с родителями, сверстниками, учителями. Кроме того, в связи с идеей специализации обучения и определения индивидуальной образовательной траектории уже в 13-14 лет человек стоит перед необходимостью выбора и самоопределения. Возможностей же для адекватной, да еще и перспективной, связанной с отсроченным результатом собственного решения оценки своей личности, способностей и собственных предпочтений, да еще перспективных (связанных с отсроченным результатом собственного решения) у него не так много в связи с возрастными ограничениями и узостью внутриличностного, межперсонального, межличностного и общесоциального опыта. Подростки и старшие подростки частенько оказываются в ситуации двойного давления: и родители, и учителя ждут их решения: в классе (или школе) с каким уклоном и какой специализацией они хотят учиться. Сам же подросток, и по крайней мере большая часть обычных подростков, не в состоянии дать сколько-нибудь обоснованный и уверенный ответ. Такая ситуация закономерно порождает напряжение, непонимание, неудовлетворенность и конфликты в формате школьной ситуации и в семье. Частенько родители и учителя не имеют возможности дать верные подсказки или направления для будущего, поскольку не обладают специальными навыками, знаниями и умениями в области профессиональной ориентации. Иногда взрослых в этом выручают интуиция, расширенный жизненный опыт и наблюдательность, но в современном мире этого уже, как правило, бывает недостаточно. Тут нужен системный подход в понимании и развитии личностного и профессионального плана каждого человека, особенно старшеклассника, который попадает на границу взрослой жизни, изобилующей необходимостями серьезных выборов и решений. Между тем современное общество имеет величайшую потребность в профессионалах по призванию или хотя бы имеющих достаточное соответствие профессии, так как человек, занимающийся делом по душе, актуализирован в самоконтроле за качеством производимого им продукта или услуги, что значимо сокращает расходы (временные, физические, финансовые, энергетические) на контроль за таким работником, следовательно, системно снижает напряжение управленческих задач и «переделку» работника со всеми неприятными для этого затратными последствиями. Дело по душе для человека, находящегося в профессиональной роли, выступает гарантом соблюдения этических и моральных норм в амбивалентных и скользких ситуациях, которые могут возникать в любой сфере человеческой деятельности и труда. Личностное и профессиональное развитие на уровне отдельного индивидуума очень тесно связаны. Недооценка или игнорирование этого факта на уровне общего состояния в обществе плачевны. Профессия и роль профессионала, неотъемлемо принимаемая человеком в обществе, позволяет ему иметь физические, материальные и социальные основы общего существования. Даже в давние времена (с поправкой на гендерные и статусно-классовые нюансы) выживание человека среди себе подобных определяло то занятие, которым человек мог заниматься и которое было востребовано другими людьми. Современный мир вообще немыслим без того, что человек постоянно чему-то обучается для профессиональной деятельности и труда в целом. Первоначальное целенаправленное обучение и развитие человека в школе сменяется следующей ступенью профессионального обучения, человек может совершенствоваться практически до бесконечности (система непрерывного образования и самообразования; непрерывной профессионализации). Никогда занятия человека нельзя было рассматривать в отдельности от личности этого человека и его индивидуальности, начиная уже с того, что определенные типы людей склонны выбирать те, а не иные конкретные виды деятельности и труда. История психотехники, а затем инженерной психологии, психологии труда и эргономики давно сосредоточены в направлении правильного понимания соотношения личностного и профессионального в человеке для того, чтобы деятельность человека была максимально качественна и эффективна, а сам человек удовлетворен и счастлив. На уровне же обыденного сознания это, мягко говоря, не отражено должным образом.Иногда в современной и даже в относительно профессиональной литературе можно встретить позицию о том, что не обязательно при оценке профессионализма учитывать личность и личностные качества профессионала: важнее, дескать, его навыки, умения и знания. Ан нет! Не так трудно показать и доказать, что сам человек в своих наиболее существенных аспектах (характера, ценностей, установок, мотивов) отражен и в особенностях той деятельности, которой он занимается. Дилемма персональной и прежде всего личностно-моральной ответственности за все, что человек творит в жизни и в профессии, должна в непрерывном режиме быть привнесена в сознание ребенка, подростка, юноши, молодого человека и зрелых людей. Безусловно, это системная согласованная работа всех институтов воспитания и образования, средств массового влияния и органов управления. В плане школьного образования наибольшая активность акцентирования собственной ответственности за результаты своих действий во всех сферах жизни приходится или должна приходиться на старший школьный возраст, когда активно развивается сознание и его требуется наполнять важными ориентирами. В этот момент нужно грамотно и системно формировать личность ученика, объединяя в воспитательном влиянии личностное и профессиональное развитие подрастающего поколения. Правильная системная личностно-профориентационная программа и грамотное психологическое сопровождение, особенно в период старшего школьного возраста, могут многое для человека прояснить, создать мощную основу уверенности в себе и умения понимать способы осуществления оптимального для себя выбора и принятия решения. В Москве есть инновационная программа специализированных семинаров-тренингов для старшеклассников, созданная при научном кураторстве кафедры общей, возрастной и педагогической психологии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова. В отличие от стандартных процедур профориентации, направленных на формальное расширение знаний подростка о мире профессий и увеличение кругозора старшеклассников о возможных сферах трудовой и профессиональной реализации, акценты в этой программе поставлены на осознание личности профессионального выбора и профессиональной роли, зависимости выполнения трудовой и профессиональной деятельности от личностных особенностей, что остается вне зоны внимания и влияния-развития в традиционной профориентационной модели. В центре программы – работа с личностью, сознанием ребенка-подростка или старшеклассника, направленная на выявление-формирование позитивных личностных потенциалов, способностей и общих возможностей. Обязательный уровень включает семинар-тренинг жизненных перспектив («Моя маленькая-большая жизнь: что и как я буду делать сегодня и завтра») и собственно профориентационный тренинг выявления и моделирования профессиональных наклонностей («Мой выбор: сегодня и завтра»). Первый формирует представление о собственной индивидуальности и позитивном ее принятии, включает отработку наиболее значимых аспектов отношений с близкими и сверстниками; позволяет осознать свои способности, степень их развитости и возможности применения, определяет наиболее существенные жизненные цели и желания, которые рассматривают в контексте ближайших актуальных задач, определяют ресурсы жизненных достижений и успехов, а также ресурсы противостояния трудностям и проблемам. Второй семинар – профориентационный семинар-тренинг, который помогает старшеклассникам понять изменчивость современного мира профессий, формирует навыки исследования собственного профессионального выбора (мотивов, реалистичности, перспективного видения себя в профессии) и позволяет сформировать несколько траекторий возможного профессионального развития и карьеры на ближайшее и отдаленное будущее. В качестве дополнительного пакета для старшеклассников проводятся такие семинары-тренинги, как «Тайм-менеджмент: управление временем», позволяющий сформировать навыки планирования и распределения временного ресурса и помогающий принципиально осознать ценность времени, и «Позитивная коммуникация», вводящий учащихся в мир понимания и умения конструктивно, а не «как обычно» общаться с любыми людьми, достигать гибкости и максимальной эффективности при социальном взаимодействии. Все семинары-тренинги позволяют вывести личность подростка-старшеклассника на качественно иной уровень понимания себя и мира, создать основу максимально точного индивидуального, осознанного последующего профессионального самоопределения на разных возрастных и жизненных этапах.М.РОЗЕНОВА, д. пс. н., профессор кафедры общей, возрастной и педагогической психологии МГГУ им. М.А.Шолохова
Комментарии