search
main
0

Профориентация средствами медиаобразования. Из опыта работы детского творческого объединения «Пресс-клуб» Центра детского творчества

Ни для кого не секрет, что современному молодому поколению очень трудно определиться с выбором профессии. Давление родителей, слабая информированность и незнание специфики профессий приводит к тому, что либо выпускники школ поступают туда, где проходят по баллам, либо, уже проучившись 2‑3 курса, понимают, что их выбор ложный. Некоторые из них бросают обучение, другие получают диплом и в итоге не работают по профессии. Для того чтобы подобной ситуации не получилось, заниматься вопросами профинформирования и профориентации нужно еще в школе, и начинать со среднего звена. В этом вопросе большой потенциал имеют учреждения дополнительного образования с возможностью свободного выбора направления деятельности и вариативностью образовательного процесса. Ведь именно там учащиеся пробуют себя в различных профессиональных сферах. А образовательные программы, дающие представление в комплексе сразу о нескольких направлениях профессиональной деятельности, более эффективны.

С другой стороны, подросткам очень сложно ориентироваться в современном информационном пространстве. Троллинг, пранкинг, цифровая агрессия и фейковая информация – все это реалии XXI века. Искажение информации и нарастающая на этом фоне информационная перегрузка, некритичность по отношению к медиа приводят к тому, что люди все меньше отличают новость от рекламы, факт – от вымысла, не видят необходимости в проверке источников информации. И в большей степени это относится к представителям подрастающего поколения. В связи с этим именно медиаобразование как направление работы с подростками приобретает особую значимость.Такие актуальные на данный момент направления, как профориентация и медиаобразование, объединены в деятельности «Пресс-клуба» Центра детского творчества, основными задачами которого являются: подготовка подрастающего поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию и пониманию различной информации, к осознанию последствий ее воздействия на психику; знакомство со спецификой профессий, связанных с современными медиа. Но говорить о профориентации и медиаграмотности с подростками в теории бессмысленно. Только на практике, при создании собственных медиапродуктов и медиапроектов, могут быть эффективно реализованы эти задачи.И в этом помогает проектный метод обучения с использованием форм и методов интерактивного обучения, который способствует формированию основ медиаграмотности, журналистского мировоззрения и мышления средствами экранного творчества и тележурналистики, обеспечивающий духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся через создание собственных телевизионных и сетевых медиапродуктов, целевой аудиторией которых является молодежь. В органичном синтезе двух направлений – медиаобразования и профориентации – заключаются инновационность, нестандартность и оригинальность организации учебно-воспитательной деятельности творческого объединения «Пресс-клуб».Для создания любого современного медиапроекта (будь то отдельный сюжет или же ток-шоу) знания основ только лишь журналистики недостаточно. Автор должен понимать и знать основы режиссуры, основные принципы и особенности видео­съемки, уметь видеть целостную картину готового проекта, критически оценивать информацию, а все это невозможно без комплексного подхода к обучению. К тому же без знаний и практических навыков использования современной фото- и видеоаппаратуры невозможно создать качественный медиапродукт. Именно поэтому многогранность содержания учебного процесса позволяет учащимся, приобретя навыки разных видов деятельности (журналист, оператор, инженер видеомонтажа), стать, по сути, универсалами, что делает выпускников «Пресс-клуба» конкурентоспособными в современной медиасфере.В рамках деятельности «Пресс-клуба» на протяжении каждого года обучения учащиеся проходят профессиональные пробы в качестве журналистов, операторов и инженеров видеомонтажа: на журналистских гостиных (ежемесячных пресс-конференциях с представителями власти, бизнеса и общественности), журналистских пленэрах (выездных мероприятиях с мастер-классами и практико-ориентированными занятиями от действующих представителей городских СМИ), практико-ориентированных занятиях на базе действующих телерадиокомпаний города, летних двухнедельных практиках в действующих телекомпаниях (для учащихся 10‑11‑х классов).Учащиеся творческого объединения уже с первого года обучения имеют возможность самостоятельно (от продумывания идеи до ее воплощения) создавать свои медиапродукты в различных жанрах, которые транслируются помимо сети Интернет на городских телеканалах и в городских кабельных сетях. Уже к концу второго года обучения учащиеся обладают необходимыми знаниями и достаточными навыками для создания собственных медиапродуктов, а на третьем году обучения включаются в процесс создания медиапроектов, работая в программах графического дизайна и монтажа компании Adobe Systems. На четвертом году обучения у учащихся появляется возможность разрабатывать и реализовывать собственные ме­диа­проекты, используя самые последние технические новинки и программы (квадрокоптеры, камеры, снимающие в формате 360°, action-камеры, современные штативы-стабилизаторы и другое специализированное оборудование).Уже на протяжении многих лет ежемесячно на трех городских телеканалах выходит программа для детей и молодежи «Зеленое яблоко». С телевизионного экрана юные корреспонденты рассказывают о жизни, увлечениях и хобби молодежи города.Ребята создают зарисовки и социальные ролики о природе и культурно-досуговой деятельности активной молодежи города, показывающие примеры доброты и отзывчивости, взаимопомощи и социальной ответственности, экологически грамотного поведения и бережного отношения к природе родного края.Учащиеся «Пресс-клуба» разрабатывают и реализуют различные проекты, один из которых – «Междуречье на ладони». В основе проекта идея разработки и внедрения интерактивной воздушной интернет-экскурсии по Междуреченску. Проект «Тропами Поднебесья» направлен на популяризацию туризма в районе Поднебесных Зубьев через создание интерактивного видеопутеводителя, рассказывающего о туристических приютах и уникальных природных объектах, расположенных в этом районе.Все описанные выше медиапроекты (инициаторами, организаторами и исполнителями которых были учащиеся «Пресс-клуба») можно считать одним из критериев успешности медиаобразовательной деятельности.Такое комплексное сочетание проф­ориентационной работы и медиаобразования позволяет учащимся успешно поступать и учиться в вузах России по направлениям «Журналистика», «Пиар и связи с общественностью», «Кино-, фото- и видеотворчество», а также успешно самореализовываться во взрослой жизни.

Для отслеживания результативности сформированных личностных, предметных и метапредметных компетенций в рамках обучения по программе используются авторские разработки и диагностики. Причем часть из них созданы совместно с обучающимися. Так, например, оценка достижений учащихся, составленная в форме рейтинга, позволяет отследить не только результативность участия в конкурсах, конференциях и фестивалях различного уровня, но и выявить социальную активность учащихся в рамках создания собственных медиапродуктов и популяризации деятельности объединения. Одной из целей данной диагностики является мотивация учащихся, для этого диагностика предусматривает не только балльную систему оценивания, но и систему рейтингования. Согласно данной системе ежемесячно проводится подсчет баллов, набранных учащимися по разным показателям, и выстраивается рейтинг по количеству учащихся в объединении. Согласно полученному рейтингу у учащихся есть возможность получить бесплатные путевки на профильные смены, а в конце учебного года происходит награждение на уровне образовательной организации и муниципальном уровне.

​Вадим ПЫХОВ, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества», Междуреченск, Кемеровская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте