Чтобы молодой человек выбрал профессию и поступил в колледж, ему нужно рассказать о ней, подчеркнуть преимущества, обозначить перспективы работы в будущем. Всему этому уделяют большое внимание в Западном округе. О содержании и задачах этой работы рассказывает и. о. заместителя начальника Западного окружного управления образования Александра ЯСТРЕБОВА.
Профессиональное будущее Москвы формируется сегодня, и зависит оно от наших стратегических шагов. Профильная подготовка в старших классах общеобразовательной школы ЗАО ориентирована на индивидуализацию обучения старшеклассников с учетом реальных потребностей рынка труда, гибкой системы профилей и кооперации с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Мы стремимся создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями для построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Ключевой момент в организации профориентации в округе для нас в обеспечении преемственности между общим и профессиональным образованием, эффективности подготовки выпускников школы к освоению программ начального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. В образовательном пространстве Западного округа есть колледжи №№41, 42, 43, 44, 45, колледж МИД РФ, колледж МЭСИ. В начале каждого учебного года мы определяем сеть общеобразовательных учреждений, на базе которых создаем группы допрофессиональной подготовки, обеспечивающие обучающимся 8-9-х классов приобретение начальных профессиональных навыков по определенным профессиям. Год от года увеличивается количество образовательных учреждений, реализующих совместно с учреждениями НПО и СПО программы допрофессиональной, начальной профессиональной подготовки. Более 100 образовательных учреждений Западного округа реализуют программы предпрофильной подготовки и профильного обучения на основе сотрудничества с высшими учебными заведениями. Со всеми высшими учебными заведениями, расположенными на территории ЗАО (МИРЭА, РГТУ им. К.Э.Циолковского, АТиСО, МГИМО), наше управление заключило договора о сотрудничестве в том числе по части ведения профориентационной работы и организации работы профильных классов. Новизну мы видим в организации допрофессиональной подготовки, ориентированной на ступени профессионального образования для разных возрастных категорий учащихся, к примеру, можно говорить об организации групп допрофессиональной подготовки на ступени начального профессионального образования, с каждым колледжем сотрудничают по 15 общеобразовательных учреждений нашего округа. Стратегическое направление нашей работы – сотрудничество с предприятиями малого и среднего бизнеса, Центром развития предпринимательства ЗАО, на базе которого мы организуем курсы допрофессиональной подготовки с выдачей соответствующего документа о приобретении начальных профессиональных навыков. В прошедшем учебном году около 300 старшеклассников прошли обучение на этих курсах по самым востребованным современным рынком труда направлениям: «Расширенные возможности офисных прикладных программ в практической деятельности»; «Кадровая служба предприятия малого и среднего бизнеса: организация, законодательство, документооборот»; «Основы предпринимательской деятельности, практика создания предприятия малого бизнеса»; «Основы маркетинга и управление продажами»; «Практика разработки и эксплуатации баз данных (Microsoft Access)»; «Основы предпринимательской деятельности»; «Применение информационно-коммуникационных технологий в практике бизнеса в соответствии с европейским стандартом – European Computed Driving Licence». Мы, по сути, даем детям уроки предпринимательства в реальных условиях развития малого и среднего бизнеса, интеграции образовательного пространства в информационное, культурное, производственное пространство Западного округа. Ежемесячно уроки предпринимательства проводятся в одном из общеобразовательных учреждений каждой районной управы, охватывая от 50 до 100 обучающихся 9-10-х классов, ежегодно участниками уроков предпринимательства становятся около 1500 старшеклассников школ нашего округа. Мы практикуем также посещение старшеклассниками предприятий малого и среднего бизнеса, расположенных на территории ЗАО, например, в прошлом учебном году старшеклассницы посетили салон красоты и музыкальный театр «Солнце». Сегодня мы занимаемся расширением сети образовательных учреждений в системе «школа – колледж – вуз – производство» на основе сотрудничества с политехническим коллежем №42, РГТУ имени К.Э.Циолковского, МГТУ имени Н.Э.Баумана и ОТО ГКНПЦ имени М.В.Хруничева. Старшеклассники, обучаясь в школе, одновременно осваивают профессию в учреждении начального профессионального образования, проходят производственную практику в ОТО ГКНПЦ им. М.В.Хруничева, где им гарантировано последующее трудоустройство. В 2009-2010 учебном году в системе Западного округа работали двадцать центров образования, которые в ходе профориентационной работы и взаимодействия с учреждениями среднего и высшего профессионального образования обеспечивали получение начальных профессиональных навыков финансиста, секретаря, пекаря-кондитера, оператора ЭВМ, делопроизводителя. Очень важно заботиться о детях с ограниченными возможностями развития. В общеобразовательной школе-интернате VI вида №44 обучаются дети со сложной структурой дефекта вследствие ДЦП, ее выпускники не могут сделать профессиональный выбор и реализовать свои профессиональные намерения в существующих учебных заведениях. Одна из важнейших форм коррекционной работы в школе-интернате – трудовая и профессиональная подготовка учащихся. Помимо коррекционных и социальных задач трудовая подготовка решает многие лечебные задачи. Трудовая подготовка в школе-интернате осуществляется в три этапа. Первый – дополнительное образование, второй – допрофессиональная трудовая подготовка. На этом этапе – уроках труда – совершенствуются ранее полученные навыки и профессиональная направленность трудовой деятельности. Третий этап – профессиональное обучение, для этого в школе-интернате работает отделение профессиональной подготовки, где обучение организовано для учащихся, имеющих основное общее образование; среднее (полное) общее образование, для выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Каждый учащийся в течение 2-3 лет овладевает двумя профессиями. Программы составлены и адаптированы на основании учебных программ для подготовки в общеобразовательных учреждениях России квалифицированных рабочих по профессиям «оператор ЭВМ», «швея», «переплетчик», «цветовод». Мастерские школы-интерната оборудованы с учетом возможностей проведения в них занятий с учащимися, имеющими различные двигательные нарушения. Все это способствует личностному росту обучающихся, помогает подросткам гармонично развиваться и расширяет их возможности в разных областях жизни. Научно-техническое творчество детей и молодежи в системе развития столичного образования на современном этапе для нас одно из приоритетных направлений деятельности. Мы рассматриваем НТТМ как средство реализации технического профиля обучения в аспекте профориентационной деятельности с привлечением ресурсов наших социальных партнеров – учреждений НПО, СПО и вузов в рамках интеграции основного и дополнительного образования. Научно-техническое творчество детей и молодежи на сегодняшний день направление, которое находится на начальной стадии своего развития, тем не менее фестивальные площадки, организованные в Западном учебном округе в рамках работы городского фестиваля НТТМ-2010, позволили определить базовые учреждения и определить место НТТМ в системе профориентационной работы округа. На базе станции юных техников «Солнцево» при активном участии команды лицея №1586 и при поддержке МИРЭА, Российского отделения National Instruments, НИИ механики МГУ имени Ломоносова работали площадки «Энергетика будущего», «Транспорт будущего», «Информационные среды и информационные технологии будущего». На базе Центра образования №1436 при поддержке Московского института радиотехники электроники и автоматики, Московского инженерно-физического института работала площадка «Информационные среды и информационные технологии будущего», на базе средней общеобразовательной школы №843 – «Энергетика будущего», причем работа этой площадки проходила при непосредственном участии МИРЭА, физического факультета Московского государственного педагогического университета, Российского государственного медицинского университета. В целом система профориентационной работы в Западном учебном округе – результат работы городской экспериментальной площадки «Активизация профессионального самоопределения учащихся как необходимое условие развития самореализующейся личности в рыночной экономике», действовавшей на базе школ №№55, 814, 1127 с 2007 по 2010 год. Целью работы этой ГЭП было создание модели комплексной системы профессиональной ориентации учащихся, обеспечивающей профориентационное сопровождение обучаемых на протяжении всего периода их обучения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, склонностей, интересов. А результатом – разработка инновационных технологий профориентации – опытно-экспериментальной работы в общеобразовательном учреждении по профессиональной ориентации; проведения учебно-практических семинаров для учителей по вопросам профориентационной работы в школе; методических рекомендаций по проведению профориентационной организационно-деятельностной игры; программы курса повышения квалификации для педагогов по профессиональной ориентации (36 часов, апробирована на курсах в ОМЦ ЗАО (2007-2010 гг.); концепции работы кабинета (центра) профессиональной ориентации в образовательном учреждении (округе); модели комплексной системы профессиональной ориентации в школе. Проведенный в округе в апреле 2010 года смотр-конкурс «Организация работы по профессиональной ориентации школьников» выявил огромный творческий потенциал районных управ ЗАО в деле профориентации. Окружной этап состоится в октябре 2010 года, он и покажет реальные творческие проекты, педагогические идеи развития профессионального самоопределения учащихся и сопровождения профессиональной карьеры. Профориентационный вектор развития образования на Западе Москвы обращен в будущее всей системы – профессионал начинается с мотивов личностного обретения себя в жизни, профессии, обществе. Профессиональное самоопределение сегодняшних школьников – залог социального развития общества ближайших лет. Миссия столичного образования – в развитии человеческого ресурса, интеллектуального капитала Москвы.
Комментарии