В Российском государственном университете нефти и газа им. И.М.Губкина при участии Российской академии образования, Методического центра Департамента образования Москвы и ФИРО РАНХиГС состоялся Московский межрегиональный научно-практический форум с международным участием \”Профессиональное ориентирование: актуальные вопросы, тренды, вызовы\”. На мероприятии присутствовали более 100 участников, почти столько же использовали возможность онлайн-коммуникации. Специалисты по профориентации представляли 25 регионов России, в том числе Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, Новгородскую, Челябинскую, Тюменскую и Тульскую области, Краснодарский край, Калининградскую область, Республику Саха (Якутия), Республику Башкортостан, Республику Крым, присутствовали также представители Республики Беларусь и ФРГ.
Главный вопрос форума: какой должна быть современная профориентация? Участники предложили свои идеи по совершенствованию системы профессионального ориентирования, сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, созданию законодательных профориентационных инициатив, сетевому взаимодействию.
На пленарном заседании прозвучала мысль о системном подходе к проектированию обучающимися будущей профессиональной карьеры. Были озвучены идеи международных практик в профессиональном ориентировании, социального партнерства как основы современной региональной модели профессиональной ориентации.
Удачный вариант региональной модели практикоориентированной профессиональной ориентации представил на примере индустриальной школы \”Золотые руки\” Ресурсный центр ТИК в ГАПОУ \”Туймазинский индустриальный колледж\” (Республика Башкортостан). О главном профориентаицонном проекте страны – \”Билет в будущее\” – рассказали Алексей Серебряков, президент ЦТР \”Гуманитарные технологии\”, и Алексей Федосеев, координатор проекта \”Билет в будущее\”, секретарь оргкомитета Олимпиады НТИ, руководитель направления юниоров WorldSkills Russia.
Важной темой обсуждения стали наставнические практики в профессиональной ориентации и тренд на цифровое наставничество. Отметив важную роль семьи в формировании образа будущей профессии детей, участники форума высказали идею о создании развивающих интенсивов для родителей, готовящих их к профориентационному взаимодействию с ребенком. Начинать профориентацию важно с раннего возраста, считают эксперты. Ведь старшеклассник по сути уже приблизительно знает свой будущий вуз или профессиональный колледж, поскольку выбрал для сдачи определенный набор экзаменов. Поэтому шестиклассники или даже дети начальной школы – перспективный возраст для того, чтобы начать с ними разговор о будущем.
Одним из участников форума стала Новгородская область, где ранее прошла апробация общероссийского проекта \”Билет в будущее\”, посвященного профориентации школьников. На форуме присутствовали представители Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.
– В настоящее время есть много интересных федеральных проектов и электронных площадок, позволяющих детям бесплатно и грамотно выбрать профессию, – рассказала \”Учительской газете\” доцент кафедры педагогики и методики начального образования НовГУ имени Ярослава Мудрого, кандидат педагогических наук Ольга Тимонина. – Это такие площадки как \”ПроеКТОриЯ\”, \”Билет в будущее\” и целый ряд других. Но, чтобы все эти масштабные проекты и электронные площадки работали, как было задумано, необходима помощь региональных координаторов и учителей. Необходимы люди, которые неформально бы подошли к этой работе, смогли бы заинтересовать детей и помочь им сориентироваться во всех предложенных возможностях профессионального самоопределения, а также сами использовали бы данные ресурсы в своей работе по профориентации детей.
– Общероссийский проект \”Билет в будущее\”, нацеленный на профориентацию, отлично мотивирует школьников, – считает Юлия Андреева, эксперт Центра развития талантов НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Но все же его информационные ресурсы не в полной мере раскрывают региональные возможности в сфере профессионального самоопределения обучающихся. Наша идея заключается в том, чтобы подробно дать актуальную информацию об имеющихся в регионе возможностях детям, родителям и педагогам. На сочетании оффлайн- и онлайн-активностей каждый ребенок может выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию, научится выбирать содержание и формулировать запросы. При этом будут учтены перспективы развития региона и технологические тренды.
Региональные участники из числа директоров школ подняли на форуме практический вопрос о сложности регистрации детей на электронных площадках и большом количестве требуемых документов. Авторы-разработчики пояснили, что эти трудности временные. Уже начатое введение системы электронного документооборота скоро отменит необходимость загружать отсканированные документы в большом количестве. Вместе с тем большое число документов – результат требований российского законодательства, заботящегося о безопасности ребенка в сети интернет.
В будущем дети, которые прошли регистрацию на электронных площадках, получат возможность научиться грамотно и без спешки выбирать будущую профессию, пройти тестирование, поучаствовать в образовательных профессионально-ориентированных играх и профессиональных пробах. Задача учителей, отметили на форуме – создать у школьников мотивацию для работы на этих электронных площадках и объяснить их возможности.
Фото автора
Комментарии