search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Срываемся на детях: чем опасен родительский крик Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн
0

Профобразование – на правах незаконнорожденного

На самом деле, как мне кажется, нет идеологии сохранения НПО на федеральном уровне, нет ее и на местах, в регионах. Идет общий разговор о том, что все надо сохранить, но на местах никто не знает, как это сделать. Там идет процесс выяснения того, какой уровень важнее. СПО пытается доказать, что оно занимает приоритетное, важное место и эта система может решить задачу подготовки рабочих кадров при утрате лидирующего места системой НПО. Естественно, в этой ситуации система НПО тоже прилагает усилия, чтобы отстоять свои интересы сохранения и учреждений, и системы в целом.

При этом лицеи, реализующие программы и начального, и среднего профобразования, находятся в критическом положении, потому что нигде нет положения, в котором была бы прописана реализация стандартов СПО в учреждениях НПО. В отсутствие таких документов регионы, в частности Белгородская область, берут на себя ответственность за такую работу, губернатор Белгородской области разрешил лицеям реализовывать стандарты СПО, но в рамках интегрированных учебных планов. В ответ техникумы и колледжи добиваются лицензии на подготовку рабочих кадров, и сейчас я слышал, что те, кто желает получить рабочую профессию, охотнее идут туда. Между двумя уровнями профподготовки разворачивается конкуренция, вопрос в том, идет ли она на пользу делу. Думаю, нам надо внимательно проанализировать, насколько документально подкреплено такое смещение акцентов и программ, соответствует ли этой работе материально-техническое обеспечение подготовки как в системе НПО, так и в системе СПО. Учреждения профессионального образования создаются, но редко ликвидируются или сливаются. Образовательной политикой становится то, что делают учреждения образования, а не то, что предлагает правительство, поэтому иногда складывается впечатление, что учреждения образования фактически доминируют в процессе выработки политики в ущерб вышестоящему министерству. Мне кажется необходимым укрепление и внедрение прозрачных процедур регистрации, лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений. При этом государство должно использовать лицензионно-надзорные механизмы и систему государственного заказа для регулирования деятельности любых организаций образования, дающих профессиональное образование.

К сожалению, во многих регионах нет базы данных о потребности в рабочих кадрах ни по отраслевому признаку, ни по работодателям, можно найти исключительно какие-то прогностические наметки, которые не дают ответа на вопрос: сколько надо токарей, сталеваров, пекарей. У нас нет закона о начальном профессиональном образовании, значит, мы – незаконно рожденные дети, нам не на что опираться, это значит, что любой орган любого уровня может привести нашу деятельность с теми нормативами, которые существуют нынче.

Мы, как госучреждения, реализующие государственную политику, должны гарантировать общедоступность профессионального образования, но как это согласуется с тем, что рынок капитализировался, как развести это противоречие? Все должны прийти к нам и бесплатно получить начальное профессиональное образование при том, что государство не обеспечивает финансирование ни по нормативам, ни по тем даже остаточным принципам, которые мы составляем в форме смет. Государство нынче осуществляет финансирование на уровне 30-35%, о каком бесплатном, общедоступном профессиональном образовании можно говорить?

Василий КАЗАКОВ, президент Российского клуба директоров учреждений НПО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте