Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения. В большинстве стран Европы все учащиеся до шестого года обучения в основной общеобразовательной школе формально получают одинаковую подготовку. К седьмому году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в основной школе: академический, который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию, и профессиональный, в котором обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины. При этом многие ученые – педагоги европейских стран считают нецелесообразной раннюю профилизацию (в основной школе).
Направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования. Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения. При этом следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности старшеклассников (это ведет к созданию большого числа различных профилей), с другой – ряд факторов, сдерживающих процессы дифференциации образования: введение единого государственного экзамена, утверждение стандарта общего образования, необходимость стабилизации Федерального перечня учебников, обеспечение профильного обучения соответствующими педагогическими кадрами. Очевидно, что любая форма профилизации обучения ведет к сокращению инвариантного компонента.Российская система непрерывного образования на современном этапе представляет возможности многопрофильного, многоуровневого, междисциплинарного обучения, получения дополнительных знаний, специальностей в процессе обучения и воспитания адаптивных качеств личности. Это позволит личности быть более конкурентоспособной, мобильно используя возможности современных основных и дополнительных образовательных программ для выстраивания личностных траекторий развития. Именно профессиональная подготовка и компетентное владение той или иной программой профессионального образования (как определенного этапа непрерывного образования) создают условия для профессионального становления, развития и самореализации личности и содействуют достижению гуманистических и демократических целей общества.В основе становления и развития идеи непрерывного образования лежат определенные социально-экономические, психолого-педагогические предпосылки и опыт практической образовательной деятельности.Колледж автомобильного транспорта №9 в рамках реализуемых профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования осуществляет прием учащихся школ на профильное обучение по программам среднего общего образования (10-11-е классы) по двум профилям – технологическому и социально-экономическому.В процессе обучения в профильных классах колледжа реализуются элементы профессиональной подготовки.В рамках предмета «Технология» обучающиеся имеют возможность получить профессии «слесарь по ремонту автомобилей», «экспедитор по перевозке грузов», «водитель транспортных средств категорий М, А1, В».Обучение в профильных классах колледжа позволит получить среднее общее образование, качественно подготовиться и успешно сдать ЕГЭ, сориентироваться в выборе дальнейшей образовательной и профессиональной траектории, получить рабочую профессию.Профильные классы являются первой ступенью системы непрерывного образования. Выпускники профильных классов колледжа имеют право первоочередного зачисления в колледж для получения среднего профессионального образования по выбранной профессии или специальности.При поступлении выпускников школ, получивших основное общее образование, в профильные классы колледжа освоение программы среднего общего образования идет параллельно с получением знаний и навыков по рабочей профессии в соответствии с учебными планами технологического и социально-экономического профилей.Для организации профильного обучения используются имеющиеся ресурсы колледжа, образовательные, вспомогательные, сервисные и управленческие структуры.В рамках предмета «Технология» с учетом потребности обучающихся и их родителей в соответствии с рабочей программой предмета реализуются элементы профессионального обучения по профессиям, соответствующим выбранному профилю.В рамках предмета «Индивидуальный проект» обучающиеся выполняют практический проект по автомобильной тематике, слесарному делу, логистике или коммерции на автомобильном транспорте.По результатам освоения предметов «Технология» и «Индивидуальный проект» обучающиеся могут сдавать квалификационные экзамены по рабочей профессии, предусмотренной рабочей программой предметы (например, «слесарь по ремонту автомобилей», «водитель транспортных средств категорий М, А1 и Б», «экспедитор по перевозке грузов»).Преимущество обучения в профильных классах в том, что оно помогает обучающимся сделать правильный выбор и максимально использовать время обучения, параллельно с получением среднего общего образования получить профессию, поступить в колледж или высшее учебное заведение.
Александр ШИШЛОВ,директор колледжа автомобильного транспорта №9
Комментарии