Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Профилактика забывчивости. Сложные умения расщепляются на простые

Учительская газета, №48 от 27 ноября 2007. Читать номер
Автор:

Профилактика. Систематизация – упорядочение материала. Назначение итогового повторения – профилактика заболевания. Чаще всего используется концентрированное во времени (перед экзаменом) повторение. Польза его несомненна, однако часто возникают нервные перегрузки учащихся из-за однократности повторения. 2-3-кратное повторение более эффективно, но требует более жестокого распределения времени. Опытные учителя применяют распределенное во времени повторение в течение учебного года. Однако при этом возникает ряд трудностей: на уроках – дефицит времени, а домашнее повторение требует усиленного контроля.

Продолжение. Начало в №39 за 2006 г., №№4, 8, 21, 34, за 2007 г.

Некоторые педагоги высшей категории, в частности В.Иржавцева, рекомендуют при повторении на уроке проецировать слайды, содержащие свертки информации по темам. Ежеурочно в течение

3-5 минут комментируется материал одной из ранее изученных тем. В течение года обеспечивается 3-кратное повторение всего материала.

Некоторые виды работ для профилактического повторения

Домашнее повторение перед экзаменом.

Консультации.

Магнитофонное повторение в домашних условиях.

Использование информационных стендов.

Использование справочных установок.

Распределенное повторение на уроках с помощью графопроектора.

Использование компьютерных программ.

Взаимопроверка повторения учащимися.

Письменная проверка повторения.

Не останавливаясь на деталях этого открытого перечня, приведем все же некоторые практические замечания. Консультации перед экзаменом не следует проводить в последний день: это ориентирует учащихся на одноразовое повторение.

В домашних условиях может быть с успехом использована магнитозапись ответов на магнитофонные билеты. Информационные стенды и справочные установки могут быть размещены не только в кабинетах, но и в коридорах для использования учениками между уроками. Взаимопроверка повторения учащимися – это прежде всего тренировка речи.

Методическая мастерская

И.Антышев

На уроках математики, физики, химии разумно раз в несколько месяцев проводить занятия, на которых надо сжато повторять изученный материал, используя обобщение и систематизацию.

Н.Белкина

Хорошо, если из большого «куска» материала выделить самое главное для закрепления в памяти.

К.Бушуева

В 5-м классе учительница по математике велела нам завести и аккуратно оформить специальные тетради, в которые мы должны были записывать вопросы после пройденной темы. С помощью этих тетрадей на каждом уроке она опрашивала несколько человек по ранее изученному материалу.

М.Кузнецова

Примерно через неделю после изучения темы и выполнения контрольной работы наша преподавательница биологии проводила снова опрос по этому материалу.

Л.Малова

К методу В.П.Иржавцевой. Если в школе нет кодоскопа, то можно использовать тыльную сторону поворотной классной доски, заранее написав материал, намеченный для повторения.

Е.Метелева

По русскому языку один раз в три месяца учительница делала срез знаний по всему изучаемому материалу. Результаты этого среза определяли содержание профилактического повторения. Она старалась придать этому повторению привлекательную форму, например, организовывая «движение через станции»: вставить пропущенные буквы, придумать примеры на какое-либо правило, ответить на каверзные вопросы…

Е.Митькина

Вопросы по повторяемой теме выписываются на доске – их открывают за 4-5 минут до конца урока. По ним можно опросить

1-2 учеников.

Возможно также регулярное повторение правил орфографии, пунктуации (ежемесячно, через 2 недели) и особенно повторение в начале учебного года.

Н.Норкин

Использование кодоскопа позволяет экономно организовать профилактическое повторение, проецируя на экран различные свертки информации.

Н.Прищепа

При проведении контрольных работ некоторые учителя включают и вопросы по ранее изученным темам.

Ю.Севастьянова

Быстрый опрос учителем на уроке. Задаются вопросы по ранее изученному материалу, которые требуют точного и краткого ответа.

Ю.Сереева

Профилактика – восстановление утраченных умений и знаний. Пример. Человек, который умеет вязать на спицах, но давно не вязал, сначала, когда снова берет их в руки, вяжет медленнее, чем обычно, но через некоторое время набирает прежнюю скорость.

М.Соловьева

А может быть, нужны факультативы для проведения профилактического повторения?

Т.Шестакова

В карточки для опроса учеников надо включать вопросы не только по изучаемой теме, но и по тем, которые изучали уже давно.

Какими достоинствами и недостатками обладает профилактическое повторение, проводимое по методу В.Иржавцевой, по сравнению с обычным способом его организации?

Формирование и совершенствование умений

Система упражнений по В.Онищуку.

Умения рассматривают обычно как функционирующие знания и подразделяют на элементарные и сложные. Элементарные умения можно довести до уровня навыка, когда действие выполняется автоматически. Для сложных умений это исключено.

Закономерностью формирования умений является существование технологической цепочки:

ЭУ ® ЭН ® СУ

Смысл ее заключается в том, что элементарные умения успешно включаются в состав сложных, если они доведены до уровня навыка. В соответствии с этой закономерностью построена дидактически целесообразная система усвоения умений. Она содержит шесть видов упражнений: предварительные, вводные, пробные, тренировочные, творческие, контрольные.

Предварительные упражнения служат для актуализации опорных знаний, умений, то есть для тех, которые были освоены ранее и находятся во взаимосвязи с изучаемыми на данном занятии. Например, при изучении решения квадратных уравнений имеет смысл напомнить, как решаются линейные уравнения. Предварительные упражнения не должны занимать много времени и, как правило, выполняются коллективно – с использованием доски или статической проекции.

Вводные упражнения могут быть двух назначений: либо для теоретического пояснения, либо для показа действия. В том и другом случае они выполняются учителем. Коллектив учеников может принимать участие в обсуждении объясняемого материала.

Вячеслав ЗАЙЦЕВ, научный руководитель межрегиональной экспериментально-технологической площадки «Преемственность»

Продолжение следует


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту