Профилактика. Систематизация – упорядочение материала. Назначение итогового повторения – профилактика заболевания. Чаще всего используется концентрированное во времени (перед экзаменом) повторение. Польза его несомненна, однако часто возникают нервные перегрузки учащихся из-за однократности повторения. 2-3-кратное повторение более эффективно, но требует более жестокого распределения времени. Опытные учителя применяют распределенное во времени повторение в течение учебного года. Однако при этом возникает ряд трудностей: на уроках – дефицит времени, а домашнее повторение требует усиленного контроля.
Продолжение. Начало в №39 за 2006 г., №№4, 8, 21, 34, за 2007 г.
Некоторые педагоги высшей категории, в частности В.Иржавцева, рекомендуют при повторении на уроке проецировать слайды, содержащие свертки информации по темам. Ежеурочно в течение
3-5 минут комментируется материал одной из ранее изученных тем. В течение года обеспечивается 3-кратное повторение всего материала.
Некоторые виды работ для профилактического повторения
Домашнее повторение перед экзаменом.
Консультации.
Магнитофонное повторение в домашних условиях.
Использование информационных стендов.
Использование справочных установок.
Распределенное повторение на уроках с помощью графопроектора.
Использование компьютерных программ.
Взаимопроверка повторения учащимися.
Письменная проверка повторения.
Не останавливаясь на деталях этого открытого перечня, приведем все же некоторые практические замечания. Консультации перед экзаменом не следует проводить в последний день: это ориентирует учащихся на одноразовое повторение.
В домашних условиях может быть с успехом использована магнитозапись ответов на магнитофонные билеты. Информационные стенды и справочные установки могут быть размещены не только в кабинетах, но и в коридорах для использования учениками между уроками. Взаимопроверка повторения учащимися – это прежде всего тренировка речи.
Методическая мастерская
И.Антышев
На уроках математики, физики, химии разумно раз в несколько месяцев проводить занятия, на которых надо сжато повторять изученный материал, используя обобщение и систематизацию.
Н.Белкина
Хорошо, если из большого «куска» материала выделить самое главное для закрепления в памяти.
К.Бушуева
В 5-м классе учительница по математике велела нам завести и аккуратно оформить специальные тетради, в которые мы должны были записывать вопросы после пройденной темы. С помощью этих тетрадей на каждом уроке она опрашивала несколько человек по ранее изученному материалу.
М.Кузнецова
Примерно через неделю после изучения темы и выполнения контрольной работы наша преподавательница биологии проводила снова опрос по этому материалу.
Л.Малова
К методу В.П.Иржавцевой. Если в школе нет кодоскопа, то можно использовать тыльную сторону поворотной классной доски, заранее написав материал, намеченный для повторения.
Е.Метелева
По русскому языку один раз в три месяца учительница делала срез знаний по всему изучаемому материалу. Результаты этого среза определяли содержание профилактического повторения. Она старалась придать этому повторению привлекательную форму, например, организовывая «движение через станции»: вставить пропущенные буквы, придумать примеры на какое-либо правило, ответить на каверзные вопросы…
Е.Митькина
Вопросы по повторяемой теме выписываются на доске – их открывают за 4-5 минут до конца урока. По ним можно опросить
1-2 учеников.
Возможно также регулярное повторение правил орфографии, пунктуации (ежемесячно, через 2 недели) и особенно повторение в начале учебного года.
Н.Норкин
Использование кодоскопа позволяет экономно организовать профилактическое повторение, проецируя на экран различные свертки информации.
Н.Прищепа
При проведении контрольных работ некоторые учителя включают и вопросы по ранее изученным темам.
Ю.Севастьянова
Быстрый опрос учителем на уроке. Задаются вопросы по ранее изученному материалу, которые требуют точного и краткого ответа.
Ю.Сереева
Профилактика – восстановление утраченных умений и знаний. Пример. Человек, который умеет вязать на спицах, но давно не вязал, сначала, когда снова берет их в руки, вяжет медленнее, чем обычно, но через некоторое время набирает прежнюю скорость.
М.Соловьева
А может быть, нужны факультативы для проведения профилактического повторения?
Т.Шестакова
В карточки для опроса учеников надо включать вопросы не только по изучаемой теме, но и по тем, которые изучали уже давно.
Какими достоинствами и недостатками обладает профилактическое повторение, проводимое по методу В.Иржавцевой, по сравнению с обычным способом его организации?
Формирование и совершенствование умений
Система упражнений по В.Онищуку.
Умения рассматривают обычно как функционирующие знания и подразделяют на элементарные и сложные. Элементарные умения можно довести до уровня навыка, когда действие выполняется автоматически. Для сложных умений это исключено.
Закономерностью формирования умений является существование технологической цепочки:
ЭУ ® ЭН ® СУ
Смысл ее заключается в том, что элементарные умения успешно включаются в состав сложных, если они доведены до уровня навыка. В соответствии с этой закономерностью построена дидактически целесообразная система усвоения умений. Она содержит шесть видов упражнений: предварительные, вводные, пробные, тренировочные, творческие, контрольные.
Предварительные упражнения служат для актуализации опорных знаний, умений, то есть для тех, которые были освоены ранее и находятся во взаимосвязи с изучаемыми на данном занятии. Например, при изучении решения квадратных уравнений имеет смысл напомнить, как решаются линейные уравнения. Предварительные упражнения не должны занимать много времени и, как правило, выполняются коллективно – с использованием доски или статической проекции.
Вводные упражнения могут быть двух назначений: либо для теоретического пояснения, либо для показа действия. В том и другом случае они выполняются учителем. Коллектив учеников может принимать участие в обсуждении объясняемого материала.
Вячеслав ЗАЙЦЕВ, научный руководитель межрегиональной экспериментально-технологической площадки «Преемственность»
Продолжение следует
Комментарии