search
main
0

Профилактика превыше всего

​Более половины школьников (57,4%) не соблюдают здоровый образ жизни. По данным разных исследователей, «рабочий день» школьников, включая приготовление уроков, достигает 12-16 часов в день, а рабочая неделя достигает 64 часов. 20-25% подростков совмещают учебу с работой. Значительные учебные нагрузки препятствуют соблюдению режима дня – сокращается время пребывания на свежем воздухе, уменьшается продолжительность ночного сна, у большинства подростков (62,8%) сон сокращен на 2 часа и более.

С увеличением возраста и класса обучения участие школьников во всех видах физической активности заметно снижается. Среди московских школьников необходимый уровень двигательной активности имеет только каждый четвертый подросток (25,3%). Выраженная гипокинезия в подростковом возрасте ведет к формированию различных отклонений в состоянии здоровья (артериальной гипертензии, отклонений в физическом развитии – как избыточной массы тела, так и дефицита, функциональных отклонений костно-мышечной, пищеварительной систем), снижается физическая подготовленность школьников, что ограничивает их социальную дееспособность, обусловливает низкую степень устойчивости к факторам внешней среды. В суточном бюджете времени современных детей преобладают статические виды деятельности. Даже в младшем школьном возрасте 60% детей имеют дополнительные занятия, близкие по характеру к учебной деятельности (занятия с репетиторами, иностранным языком, шахматами), то есть занятия с выраженным статическим компонентом.Свой вклад в развитие гипокинезии вносит время, затрачиваемое детьми на выполнение домашних заданий, которое даже в начальной школе превышает регламент СанПиНов у половины учащихся.У большинства современных детей и подростков отмечается нерациональное (нездоровое) питание, при котором рацион несбалансирован и характеризуется избытком углеводного компонента, преобладанием животных жиров. Такое питание сопровождается недостатком полиненасыщенных жирных кислот, витаминов, минеральных веществ, в особенности микроэлементов, дефицит которых влияет на рост и развитие детей и подростков крайне негативно.Для современных подростков характерна высокая распространенность вредных привычек. Распространенность регулярного курения среди учащихся 8-10-х классов составляет 25,4% у юношей и 20,9% у девушек. Установлено, что более половины школьников уже пробовали курить, причем каждый второй из них впоследствии стал курильщиком. В среднем каждый третий школьник начинал курить в возрасте до 10 лет. Среди мальчиков этот показатель достигает 42,4%, среди девочек – 18,6%За последнее десятилетие среди подростков возросло число лиц, употребляющих алкоголь: среди юношей с 61,5% до 75,2%, девушек с 63,2% до 82,7%,  в том числе 2-3 раза в месяц и чаще с 15,7% до 24,8% и с 8,6% до 24,1% соответственно. Динамическое наблюдение свидетельствует о значительном увеличении к окончанию школы доли лиц, злоупотребляющих алкоголем (1 раз в неделю и чаще): среди юношей в 2,6 раза, среди девушек в 2,2 раза, что свидетельствует о явном неблагополучии  подросткового контингента и остроте социальной проблемы. Уже в младшем школьном возрасте отмечается формирование вредных привычек, распространенность которых в динамике обучения возрастает. Употребление алкоголя, регулярное курение в подростковом возрасте оказывают значительное влияние на формирование функциональных отклонений и хронических болезней.Согласно результатам исследования, проведенного в 10 общеобразовательных школах Москвы (1073 подростка 14-18 лет, учащихся 8-11-х классов), только 60-63% учащихся 8-10-х классов информированы о негативном влиянии на здоровье курения, употребления алкоголя, низкой двигательной активности, нерационального питания. К окончанию школы этот процент меняется незначительно (до 70%). У каждого второго школьника (48,3-54,2%) отсутствует сформированность  стойких установок на здоровый образ жизни. Один из важнейших компонентов и целей профилактики заболеваний и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи – формирование здорового образа жизни. Это не только медицинская, но и социально-экономическая категория, которая зависит от развития производства и производственных отношений. Здоровый образ жизни связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом. К гигиенически рациональным формам поведения относится поведение, способствующее повышению защитных свойств организма, а также поведение, направленное на предотвращение формирования привычек, вредных для здоровья, и их устранение. Повышение защитных свойств организма включает в себя оптимальный режим различных видов деятельности и отдыха, рациональное питание, оптимальную двигательную активность, физическую культуру, закаливание, соблюдение правил личной гигиены, медицинскую активность и динамическое слежение за собственным здоровьем, позитивное экологическое поведение. В связи с этим большое значение имеет предупреждение возникновения факторов, вредных для здоровья, которое предусматривает различные уровни и направления  действий.В формировании здорового образа жизни дети – наиболее перспективная возрастная категория. Именно в детстве происходят усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных стереотипов. Существенно и то, что у детей и подростков естественной стала  учебная деятельность, поэтому формирование здорового образа жизни может быть органично включено в учебно-воспитательный процесс. Необходима также преемственность на всех этапах формирования здорового образа жизни детей и подростков (семья, школа, средние специальные и высшие учебные заведения, трудовые коллективы, неформальные объединения). В связи с утверждением новых федеральных государственных образовательных стандартов современная российская школа должна стать местом формирования здоровья школьников. Личностным результатом освоения основных образовательных программ стало формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Среди предметных результатов освоения образовательных программ есть умение организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность, навыки систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья, показателей развития основных физических качеств. Новые образовательные стандарты требуют, чтобы программы образования содержали раздел «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни».Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:    пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье;    формирование установки на использование здорового питания;    использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;    применение рекомендуемого врачами режима дня;    формирование знания о негативных факторах риска для здоровья детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);    становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение и употребление алкоголя, наркотиков и сильнодействующих веществ;    формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.Основной задачей сегодня становится необходимость выработать и закрепить у детей и подростков в период их обучения в школе целесообразные для их возраста гигиенические навыки и привычки, осознанное отношение к здоровью, личной и общественной безопасности.Существующие в настоящее время программы гигиенического обучения и воспитания могут обеспечить только экстенсивный этап обучения, то есть  сообщение знаний, но не интенсивный – закрепление этих знаний и их реализацию в своем поведении. Кроме того, многие программы для подростков по здоровому образу жизни разрабатывают без участия специалистов, поэтому они   содержат спорные сведения по нетрадиционным методам оздоровления, неприемлемые для детей и подростков. Все это подтверждает необходимость анализа и пересмотра существующих программ гигиенического обучения и воспитания подростков как с точки зрения их содержания, так и предусматриваемых ими форм и методов обучения, для разработки и дальнейшего внедрения комплексных модульных программ, способствующих формированию здорового образа жизни детей и подростков.Необходима специальная разработка учебных и наглядных пособий с использованием современных технологий. В этом вопросе необходимо изучить опыт наших европейских коллег. Использование современных технологий гигиенического обучения позволит повысить информированность детей в отношении неблагоприятных факторов, обусловленных образом жизни, сформировать у них стойкие установки на здоровый образ жизни и как следствие снизить распространенность нарушений здоровья среди детей и подростков.Для оценки сформированности здорового образа жизни детей и подростков необходимо проведение мониторинга факторов риска в образовательных учреждениях, который позволяет:    оценить динамику распространенности факторов риска в образовательном учреждении;     определить информированность школьников в отношении основных факторов риска;     оценить сформированность установок на здоровый образ жизни учащихся  в динамике обучения;     эффективно осуществлять стратегию массовой профилактики (на популяционном уровне), которая направлена на формирование здорового образа жизни всех учащихся, с целью предупреждения возникновения факторов риска.Наши данные показали, что для принятия адекватных решений по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни учащихся в образовательных учреждениях необходима оценка динамики негативных факторов, обусловленных образом жизни в процессе обучения: определение воспроизводимости факторов и частоты возникновения новых случаев (факторов).Установлен неблагоприятный прогноз сохранения поведенческих факторов риска у старшеклассников и учащихся учреждений начального профессионального образования к концу обучения. Для учащихся учреждений начального профессионального образования высокий риск стабилизации имеют такие факторы, как регулярное курение (у юношей 91,4%, девушек – 84,8%), употребление алкоголя (90,8% и 95,2%), низкая двигательная активность (80,0 и 92,1%). К окончанию обучения выявляется наибольшая воспроизводимость употребления алкоголя, тогда как среди школьников – регулярного курения.Вместе с тем в процессе обучения отмечают периоды снижения воспроизводимости факторов среди подростков. Подростки, выбирающие здоровый образ жизни или желающие справиться с нежелательной формой поведения, часто оказываются в менее комфортной ситуации, испытывая сильное социальное давление. В этот период им необходима поддержка в выборе здорового образа жизни.Определение частоты возникновения новых случаев (факторов) среди учащихся дает возможность оценить эффективность профилактических программ по формированию здорового образа жизни.Таким образом, мониторинг факторов риска позволит получать объективную информацию о распространенности факторов риска в образовательном учреждении для принятия своевременных решений по вопросам профилактики и формированию здорового образа жизни.Неблагоприятные факторы, обусловленные образом жизни, управляемы. Их выявление, устранение и предупреждение формирования этих факторов позволят снизить риск возникновения заболеваний. В связи с этим приоритетным направлением профилактики  должно быть формирование у детей и подростков ответственного отношения к своему здоровью, создание у них стереотипов здорового образа жизни.Информация к сведениюПо данным НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, только 4,2% учащихся младших классов делают утреннюю гимнастику, у каждого второго ребенка двигательная активность ограничена уроками в школе, всего 3,3% детей имеют достаточную длительность прогулок. Низкий уровень суточной двигательной активности ведет к снижению адаптационных возможностей организма, неспецифической резистентности, увеличивает риск формирования отклонений в состоянии здоровья. По данным НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН, за последние 10 лет среди современных школьников увеличилась доля лиц, употребляющих 1 раз в неделю и реже молочные (с 12,7% до 28,2%), мясные продукты (с 5,2% до 13,0%); свежие овощи, фрукты, соки (с 2,5% до 5,3%), снизилось их ежедневное употребление (с 67,7% до 33,1%). Возросло частое потребление консервированных продуктов (с 12,4% до 27,5%). Отмечается тесная связь нездорового питания в подростковом возрасте с различными функциональными отклонениями и хроническими болезнями органов пищеварения, а также тех систем организма, которые в этот период онтогенеза находятся в состоянии роста и развития: сердечно-сосудистой, костно-мышечной, эндокринной, нервной.Владислав КУЧМА, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, профессор

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте